В целом в рамках программы ТАСИС по поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане прошли обучение 1800 человек, которые получили необходимые знания и навыки для того, чтобы и дальше развивать малый и средний бизнес в Республике[33].
В целях способствования развитию отношений в сфере бизнеса между Европейским Союзом и Казахстаном, а также поддержки и предоставления информации европейским компаниям, осуществляющим свою деятельность в Республике, и тем компаниям, которые рассматривают возможность осуществления своей деятельности в Казахстане или инвестирования, была создана Европейская бизнес-ассоциация Казахстана (ЕВРОБАК). ЕВРОБАК является некоммерческой организацией, созданной по инициативе работающих и осуществляющих инвестиции в Казахстане компаний Европейского Союза и делегации Комиссии Европейского Союза для представительства европейских деловых кругов в Республике.
Европейская бизнес-ассоциация Казахстана была создана в 1998 г. В настоящее время президентом ЕВРОБАК является Майкл Уилсон.
На сегодняшний день ЕВРОБАК насчитывает 51 членов, большинство их которых являются ведущими европейскими компаниями и организациями, базирующимися и осуществляющими свою деятельность в Казахстане - "Бритиш Газ", "Эни Аджип", "ЭйБиЭн", "Амро Банк Казахстан", "Люфтганза", "КЛМ" и другие.
Создание ЕВРОБАК преследовало несколько конкретных целей и прежде всего представление в Казахстане точки зрения европейских деловых кругов посредством формирования авторитетного коллективного голоса.
Целями ЕВРОБАК являются развитие европейского биз-неса и коммерции в Казахстане. Кроме того, миссией Европейской бизнес-ассоциации Казахстана является осуществление мероприятий по расширению и укреплению контактов с казахстанскими правительственными и деловыми кругами, содействие расширению европейского бизнеса и торговли; а также популяризация имиджа Европейского Союза, являющегося одним из ключевых экономических партнеров Казахстана в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. ЕВРОБАК также служит информационным центром для торговых миссий, приезжающих в Казахстан и для компаний Европейского Союза, желающих получать самую свежую информацию об осуществлении деятельности в Казахстане.
Для членов ЕВРОБАК предусмотрен ряд преимуществ. ЕВРОБАК поддерживает тесные контакты с организациями Европейского Союза в Казахстане, в том числе с представительством Комиссии Евросоюза в РК и руководством ЕС, а также с посольствами и консульствами стран ЕС, со странами-претендентами на вступление в ЕС и Европейской ассоциацией свободной торговли. ЕВРОБАК принимает активное участие в консультациях с государственными органами Казахстана по отдельным вопросам, двусторонним контактам между ЕС и Казахстаном и представляет членам ассоциации возможности доступа к ресурсам ЕВРОБАК, отчетам и обновленным данным о текущем положении в сотрудничестве между ЕС и РК и экономической политике Европейского Союза. ЕВРОБАК также организует регулярные ежемесячные брифинги и семинары с участием ключевых представителей политических и деловых кругов.
2.2.1. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику Республики является основой, одним из основных направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. Самые значительные объемы инвестиций в Казахстане имеет Европейский Союз. Доля прямых инвестиций стран-членов Европейского Союза с 1993 г. по первый квартал 2001 г. составила около 34,2% (3479,5 миллионов американских долларов) от общего мирового объема инвестиций в казахстанскую экономику.
Важной сферой для привлечения инвестиции стран-членов Европейского Союза является нефтегазовый сектор и цветная металлургия. Привлечение таких инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Это связано с ориентацией экономики Казахстана на рыночное хозяйствование, при котором резко повысилась потребность Республики в разработке месторождений нефти, газа, угля, черных и цветных руд, в развитии нефтегазовых промыслов, добычи минерального сырья, его переработки и, соответственно, повысилась потребность в привлечении иностранных капиталовложений.
В последние несколько лет наблюдается возросший интерес со стороны стран-членов Европейского Союза к Каспийскому региону и его будущему, в первую очередь - его энергоресурсам. Это объясняется тем, что в данное время во внешнеполитической стратегии европейских стран на повестке дня встал вопрос о создании единой Европы и необходимости выработки общеевропейской энергетической стратегии, усиления конкуренции на мировых рынках, кризиса азиатского финансового рынка. В этих условиях становится все ощутимее привлекательность Каспийского региона для Европейского Союза
Значение Каспийского региона, как для Казахстана, так и для других европейских стран определяется его географическим месторасположением и наличием на шельфе Каспийского моря огромных запасов углеводородов, т.е. нефти и газа. По данным Энергетического информационного управления США, запасы углеводородов на шельфе Каспийского моря и вокруг него составляют 178-191 миллиардов баррелей нефти, или 24-26 миллиардов тонн. Британские оценки нефтегазовых ресурсов намного скромнее и составляют 28 миллиардов баррелей нефти и 243 триллиона кубометров футов газа. Немецкие оценки энергоресурсов Каспийского региона выглядят следующим образом: свыше 19 миллиардов тонн нефти и около 2300 миллиардов кубометров газа.
В настоящее время Казахстан занимает 13-е место в мире по объему разведанных запасов нефти, 26-е место уровню его добычи и 15-е по природному газу и конденсату. На территории СНГ Казахстан является вторым по величине производителем нефти после Российской Федерации. Разведанные ресурсы углеводородов в казахстанском секторе Каспийского моря составляют 10,0 миллиардов баррелей нефти или 1,34 миллиардов тонн и 1500 миллиардов кубометров газа. Прогнозируемые же резервы запасы оцениваются в пределах 85,0 миллиардов баррелей нефти или 11,5 миллиардов тонн и 2500 миллиардов кубометров газа. В июле 2000 г. было объявлено об открытии нефтяного месторождения в Восточном Кашагане; в случае подтверждения заявленных на нем объемов нефти в 7 миллиардов тонн Казахстан по углеводородным ресурсам может войти в первую "пятерку" в мире и стать одним из ведущих производителей нефти в прикаспийском регионе. По запасам нефти Каспийское море уступает Персидскому заливу, но превышает Северное море в два раза. Таким образом, в ближайшие 5-10 лет у Республики есть все шансы войти в первую "десятку" среди 98 нефтедобывающих стран мира по уровню добычи нефти (при условии ее добычи 4 миллионов баррелей в день и гарантированном спросе), что составит не более 4% мировой добычи нефти
Страны-члены Европейского Союза, прежде всего, инвестируют в энергетический сектор как более важный фактор при разработке планов маршрутов будущих нефтепроводов, которые, в свою очередь, определяются исключительно их экономической целесообразностью. В настоящее время существуют три проекта трубопроводов в районе Большого Каспия, в которых участвует Казахстан. Первый - это консорциум "Каспийский трубопровод" (КТК). Его маршрут лежит от Казахстана, Тенгизского месторождения, до Новороссийска. Протяженность КТК составляет 1.500 миль. Второй - Казахстан-Китай (нефть из Западного Казахстана в Синьцзян, протяженностью в 3.700 милей и трубопровод Центральная Азия - Турция (газ из Туркменистана и потенциально из Казахстана и Узбекистана через подводный трубопровод будет поступать через Азербайджан в Турцию с вероятным распространением в Юго-Восточной Европе и далее). Протяженность Транскаспийского газового трубопровода составляет 1.300 милей.
Европейский Союз и некоторые европейские страны, в том числе и ФРГ, уже реально рассматривают возможность перехода с углеводородов из Северного моря и, частично, российских, на каспийские ресурсы. Представляется вполне вероятным, что в данном случае большое внимание будет уделяться инвестированию именно в нефтегазовый сектор. Выделяя главную мысль европейской концепции относительно Каспийского региона, можно констатировать, что Европа хотела бы превратить этот регион в энергетический тыл экономики Европейского Союза по аналогии с ролью Персидского залива для экономики США.
Исходя из стратегических интересов Европейского Союза, в рамках программы ТАСИС ЕС развернул проект транспортировки каспийской нефти ТРАСЕКА (транспортный коридор "Европа-Кавказ-Азия"). Данная программа технического содействия, финансируемая Европейским Союзом, направлена на развитие транспортного коридора по направлению Запад-Восток из Европы с пересечением Черного моря через Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию[34]. Программу ТРАСЕКА называют "новым Шелковым путем". Казахстан играет важную роль в этом проекте. ТРАСЕКА является источником финансирования множества проектов, направленных на реконструкцию автомобильных и железных дорог, ведущих в центрально-азиатский регион.
Впервые программа ТРАСЕКА была рассмотрена на Брюссельской конференции в мае 1993 г., в которой приняли участие министры торговли и транспорта из восьми стран ТРАСЕКА (5 Республик Центральной Азии и 3 кавказские Республики). Европейский Союз предложил данную программу в качестве дополнительного маршрута, который дол-ьжен стать дополнением ко всем традиционным маршрутам.
Программа ТРАСЕКА соответствует глобальной стратегии Европейского Союза относительно стран Центральной Азии и Кавказа и преследует следующие цели: г - оказывать поддержку политической и экономической независимости Республик путем увеличения возможности их выхода на европейский и мировой рынки через альтернативные транспортные маршруты;
- способствовать дальнейшему региональному сотрудничеству между Республиками;
- усиливать использование программы ТАСИС ТРАСЕКА в качестве катализатора для привлечения международных финансовых учреждений (МФУ) и частных инвесторов;
- связать маршрут ТРАСЕКА с Трансевропейскими сетями (TENs).
На сегодняшний день по программе ТРАСЕКА были профинансированы 33 исследования технического содействия (на сумму 45 миллионов евро) и 13 инвестиционных проектов по реабилитации инфраструктуры (на сумму, около 65 миллионов евро).
Техническое содействие, оказанное через программу ТРАСЕКА, привлекает довольно крупные инвестиции со стороны международных финансовых учреждений, включая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который принял на себя обязательство по финансированию капитальных проектов по портам, железным дорогам и автомобильным дорогам по маршруту ТРАСЕКА на общую сумму более 250 миллионов долларов США и Всемирный Банк (ВБ), который принял обязательства по новым капитальным проектам по автомобильным дорогам в Армении и Грузии на общую сумму более 40 млн. долл. США. В дополнение, частные инвесторы ЕС вовлечены в совместные предприятия с транспортными кампаниями Центральной Азии и Кавказа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23