Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.
Реализованная продукция – оплаченная, если учитывать ее «по оплате», реальный показатель: а) «Выручка от реализации» (строка 010 формы №2 бухгалтерской отчетности) или б) «Себестоимость реализации» (строка 010 формы №2 бухгалтерской отчетности). Допускается тот же учет реализованной продукции «по отгрузке». В этом случае учитывается продукция, отправленная в адрес покупателя, но пока еще не оплаченная.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем производства и объем реализации являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Анализ выполнения плана по объему производства и
реализации продукции за 2006г.
Таблица 1.2.
Продукция(тонн) |
Объем производства в плановых ценах тыс. руб. |
Реализация продукции в плановых ценах тыс. руб. |
||||||
план |
факт |
+, - |
% к плану |
план |
факт |
+, - |
% к плану |
|
Молоко |
12000 |
13500 |
+ 1500 |
+ 12,5 |
11900 |
13500 |
+1600 |
+ 13,4 |
Картофель |
40000 |
43000 |
+ 3000 |
+ 7,5 |
39500 |
42500 |
+ 3000 |
+ 7,6 |
Итого: |
52000 |
56500 |
+ 4500 |
+ 8,6 |
51400 |
56000 |
+ 4600 |
+ 8,9 |
Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 8,6 %, а по реализации продукции также перевыполнен на 8,9%, что свидетельствует о продаже данной продукции.
Цена – денежное выражение стоимости единицы товара. От уровня цены зависят:
- величина прибыли предприятия;
- конкурентоспособность организации, и ее продукции;
- финансовая устойчивость предприятия.
Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
Распределительная функция цены реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.
Себестоимость – денежное выражение затрат предприятия на производство продукции (работ, услуг) включающее в себя прямые затраты труда (заработную плату), сырья, материалов, а также накладные затраты, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию.
Большой удельный вес в себестоимости продукции на анализируемом предприятии занимают прямые материальные затраты, т.е. те, которые прямо относятся на себестоимость конкретных изделий. Они представлены следующими статьями: сырье и основные материалы, покупные изделия, полуфабрикаты и услуги, заработная плата производственных рабочих, специальные расходы, расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования и т.д.
Их размер зависит от влияния многих факторов, которые в итоге синтезируются непосредственно в трех основных факторах:
- изменение объема продукции;
- изменение структуры выпускаемой продукции;
- изменение уровня затрат в себестоимости отдельных изделий.
Анализ прямых материальных и трудовых затрат за 2006г
Статьи затрат |
Сумма затрат |
Отклонение от плана(+-) |
||||
|
По плану |
На фактический объем товарной продукции |
Всего гр.4-гр.2 |
В том числе за счет изменения |
||
|
|
По плану |
По факту |
|
Объема продукции гр.2*ТП/100 |
Уровня затрат гр.4-гр.3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Сырье и основные материалы |
34952,97 |
36593,24 |
41700,28 |
6747,31 |
1640,27 |
5107,04 |
Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги |
787072,26 |
824007,92 |
893515,6 |
106443,34 |
36935,66 |
69507,68 |
Транспортно-заготовительные расходы |
74101,95 |
77579,4 |
0 |
-74101,95 |
3477,45 |
-77579,4 |
Основная заработная плата производственных рабочих |
85966,53 |
90000,76 |
148147,44 |
62180,91 |
4034,23 |
58146,68 |
Районный коэффициент |
12898,08 |
13503,36 |
22224,28 |
9326,2 |
605,28 |
8720,92 |
Дополнительная заработная плата |
13208,13 |
13827,96 |
20796,04 |
7587,91 |
619,83 |
6968,08 |
Отчисление на социальное страхование |
25785,42 |
26995,47 |
43925,31 |
18139,90 |
1210,06 |
16929,84 |
Специальные расходы |
104300,82 |
109195,44 |
104954 |
653,18 |
4894,62 |
-4241,44 |
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования |
52605,15 |
55073,8 |
45703,68 |
-6901,47 |
2468,65 |
-9370,12 |
Цеховые расходы |
31976,49 |
33477,08 |
29084,16 |
-2892,33 |
1500,59 |
-4392,92 |
Цеховая себестоимость |
1240221 |
1298422 |
1386410 |
146189,21 |
58201,00 |
87988,24 |
Итого: |
2463088,80 |
2578676,43 |
2736460,79 |
273372,21 |
115587,64 |
157784,60 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18