3. Необходимо выдавать пациентам специально разработанные буклеты «Кодексы здоровья и долголетия», которые содержат конкретные рекомендации, разработанные для каждой целевой группы населения. Получить их желает 97,5 % респондентов.
4. Для эффективности сообщений на тему здоровья важно учитывать четыре фактора: 1) сообщать, что угроза опасная, пугающая 2) люди не защищены от нее (например, правдивые и яркие доказательства связи курения с заболеваниями легких); 3) с помощью определенных видов здорового поведения этой угрозы можно избежать (призывы: «с того момента, как вы бросите курить, ваши легкие начнут исцеляться», «такие же люди, как вы, успешно бросили курить, следуя этим рекомендациям»; 4) если у людей есть внутренняя способность вести себя таким образом (ощущение самоэффективности «если они смогли, то смогу и я»).
5. В результате исследования было установлено, что СМИ широко используют тематику, посвященную здоровому образу жизни. Тем более, что 73,2 % опрошенных приводили примеры, когда сообщения, распространенные в СМИ влияли на их решение вести здоровый образ жизни. Одним из самых популярных источников о здоровом образе жизни оказались телевизионные передачи (68,7 %). Поэтому хотелось бы видеть передачу «Ваш доктор» на телеканале «Арсенал».
6. Продолжить распространение сообщений о здоровом образе жизни в региональных печатных изданиях (газеты и журналы оказались на втором месте после телевидения источником информации о здоровом образе жизни у 43 % опрошенных пациентов). Хотя только треть респондентов 37, 8 % респондентов читают сообщения в «Совершенно конкретно», «МК в Ижевске», «Копеечка», «Центр». 91, 2 % опрошенных указали, что они всегда находят новую и полезную для себя информацию. По данным мониторинга самой популярной темой стало сексуальное здоровье. Целых 5 статей были посвящены особенностям гармоничной сексуальной жизни супругов, мужскому и женскому здоровью. По данной теме вместе с газетой «Совершенно конкретно» было организовано 3 горячих телефонных линии, то есть осуществляется обратная связь с читателями, что очень важно для ПР-деятельности.
7. Продолжить работу школ здоровья. Считают необходимым проведение таких программ 64,9 % пациентов. Особенна эффективна она для работы с пенсионерами. Данная категория пациентов имеет возможность не только повысить санитарную грамотность, но и бесплатно проконсультироваться с врачами разных специальностей, а также удовлетворить потребность в общении. По данным отдела медицинской профилактики, уровень экстренной госпитализации посещающих школы здоровья снижается в 2 раза, что говорит о высокой эффективности данных программ.
8. Регулярно (1 раз в 3 месяца) проводить специальные ПР-акции «Дни здоровья» с освещением в СМИ. В эти дни пациенты могут бесплатно сдать клинические анализы крови, снять электрокардиограмму и получить консультацию кардиолога, прослушать лекцию о здоровом образе жизни. Данные акции также эффективны для пенсионеров. Такие мероприятия часто проводились ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» в 80-е годы и пользовались большой популярностью.
9. Важно формировать моду на здоровый образ жизни. Особенно это важно для молодого поколения. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.
В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным. Хорошим примером может являться интервью с главным врачом больницы С.П. Кривилевой, размещенной в издании «Совершенно конкретно». В статье «Как успех зависит от здоровья» была раскрыта тема здорового образа жизни в ракурсе личностной позиции руководителя больницы. Радует тот факт, что по данным нашего опроса половина респондентов (51,3 %) уже считают, что мода на здоровый образ жизни существует.
10. Медицинские работники должны являться ярким примером здорового образа жизни. Для этого имеет смысл разработать экономические стимулы. Должно быть выгодно быть здоровым. На сегодняшний день общественное мнение на стороне больных, а не здоровых. Больной человек окружен заботой, ему сочувствуют и жалеют. К его услугам поликлиника, санатории, освобождение от работы и многих других обязанностей. Важно разработать экономические поощрения за участие в спортивных мероприятиях, материально стимулировать редко болеющих сотрудников. Медицинские работники должны принимать активное участие в городских праздниках здоровья, в спортивных мероприятиях и соревнованиях. Радует тот факт, что в РКДЦ для сотрудников организованы бесплатные занятия йогой и аэробикой, предоставляется спортзал для занятий волейболом, теннисом, действует секция любителей-велосипедистов.
11. В качестве ключевого направления работы по формированию здорового образа жизни рекомендуется более широко использовать возможности интернет-взаимодействий, поскольку в них имеются потенциальные перспективы, которым медицинское учреждение не уделяет должного внимания. Важно создать сайт организации, на котором будет располагаться информация об услугах организации и рекомендации по здоровому образу жизни, а также будут проводиться консультации специалистов в режиме on-line.
12. Отделению маркетинга разработать программы, направленные на расширение профилактического сегмента рынка.
13. Проводить мониторинг деятельности по формированию здорового образа жизни для анализа эффективности данных программ.
В процессе исследования темы дипломной работы выявлено, что ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» использует ПР - средства по формированию здорового образа жизни, но существенным недостатками можно считать: 1)отсутствие должного финансирования этой деятельности, 2) цикличность, периодичность данной работы.
Важно понимать, что деятельность по формированию здорового образа жизни представляет собой долгосрочную и постоянно действующую информационно - обучающую систему, направленную на работу с различными группами населения, эффективность которой, возможно, можно будет оценить только через несколько лет.
Конечно, данные рекомендации по формированию здорового образа жизни разработаны для работы конкретного лечебного учреждения, хотя аспект данной проблемы намного шире медицинской тематики. Только совместные усилия государства, общественных организаций, системы образования и здравоохранения и, наконец, осознанные действия самих граждан помогут сделать работу по формированию здорового образа жизни более эффективной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье – это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.
По данным ВОЗ, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни. Удельный вес факторов образа жизни превышает 50% всех обусловливающих воздействий. Далее, примерно до 20% занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды и примерно 10% приходится на дефекты, недостатки и другие отрицательные явления в работе органов здравоохранения. Значение образа жизни усиливается еще и тем, что он непосредственно влияет на здоровье, тогда как социальные условия опосредованны.
В образе жизни выделяют три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И наконец, стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.
Можно определить следующие основные направления в деятельности по формированию здорового образа жизни:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков.
4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
ПР - деятельность в здравоохранении обладает рядом особенностей. И главное, это то, что приходится учитывать правила, установленные целым рядом регулирующих органов. Выделяют три типа ПР в здравоохранении. Этический ПР направлен на работу с профессиональной аудиторией (врачи, фармакологи). Деятельность данной области может включать проведение консультативных советов, конференций и специальных мероприятий, разработку информационных бюллетеней, работу со средствами массовой информации и другие мероприятия. Потребительский ПР направлен на продвижение товаров и услуг, нацеленных на потребительский рынок. И наконец, медицинское просвещение включает в себя деятельность, направленную на формирование здорового образа жизни или профилактику определенных заболеваний.
На сегодняшний день особенно актуальным направлением в здравоохранении является организация ПР – кампаний по формированию здорового образа жизни, основными целями которых являются: создание благоприятного общественного мнения к идее профилактики, формирование мотивации к оздоровлению и стимулирование спроса на профилактические и оздоровительные мероприятия. Планирование ПР – кампании по формированию здорового образа жизни включает в себя пять последовательных этапов: 1) проведение исследований по изучению степени осведомленности различных групп населения в вопросах здорового образа жизни; 2) формирование групп населения, на которых будет направлена информационная программа; 3) выбор каналов воздействия на целевые аудитории; 4) внедрение информационной программы в практику; 5) мониторинг и оценка PR – кампании.
При реализации ПР – кампании по формированию здорового образа жизни необходимо учитывать психологические барьеры, препятствующие эффективной пропаганде здоровья: 1) удовольствие, получаемое от некоторых нездоровых привычек; 2) необоснованный оптимизм людей по отношению к собственному здоровью; 3) скептическое отношение к сообщениям о здоровом образе жизни; 4) конкуренция сообщений на тему здоровья с противоположными им по смыслу сообщениями (например, реклама пива и сигарет).
Практика проведения многих успешных ПР – кампаний убедительно доказывает, что наряду с информационной программой в средствах массовой информации важно применять образовательные технологии. Таким образом, эффективная ПР – кампания по формированию здорового образа жизни представляет собой долгосрочную и постоянно действующую информационно - обучающую систему, направленную на работу с различными группами населения.
Формирование здорового образа жизни, таким образом, - это целая система общественных и индивидуальных видов, способов, форм деятельности, активности, направленных на преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных, психологических и природных условий и факторов образа жизни. И эта программа должна координировать совместные усилия государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки . – Ташкент: Издательство АН УзССР, 1956. – 827 с.
2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 1998. – 312 с.
3. Агаларова Л.С. Роль врача общей практики в формировании здорового образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации.-2006.- № 4.- С. 44-47.
4. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. – СПб.: Питер, 1999. – 318 с.
5. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз».- СПб.: Питер, 2004. – 204 с.
6. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.
7. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. – Л.: Наука, 1987. – 125 с.
8. Блэк К. Конкретный и конкурентный PR. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 272 с.
9. Блэк С. PR: международная практика. – М.: Издательский дом «Довгань», 1997. – 180 с.
10. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. - М.: Наука,2002.- 310 с.
11. Венедиктов Д.Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения. – М.: Медицина, 1979. – 113 с.
12. Десять привычек здорового образа жизни. – Режим доступа: http: //www.click.began.ru
13. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 448 с.
14. Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни и здоровье населения. – М.: Медицина, 1977. – 232 с.
15. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. – 191 с.
16. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983. – 260 с.
17. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. – М.: Наука, 1988. – 247 с.
18. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: «Топикал», 1995 – 831 с.
19. Кобринский Б.А. Телемедицина в системе практического здравоохранения. М.: МЦФЭР, 2002. – 176 с.
20. Комаров Г.А., Бабурин А.Н., Манько М.В. Консолидация усилий органов здравоохранения, врачей и Русской православной церкви в формировании здоровья нации // Здравоохранение Российской Федерации.-2007.- № 5.- С. 50 – 51.
21. Константинов В.Б., Копейкин Н.Ф. Здоровье – индикатор развития человека и общества // Здравоохранение Российской Федерации.-2001.- № 3.- С. 56-57.
22. Кочеткова А.В., Филлипов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.
23. Кузин В.Г., Паршаков А.Т., Виноградов П.А., Паршикова Н.В., Моченов В.П. Концепция информационно – образовательной кампании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи. – Режим доступа: #"#">www.gov.cap.ru
48. Табачный вопрос. – Режим доступа: http: // www.ren-tv.com
49. Тогунов И.А. Маркетинговая сущность медицинской профилактической деятельности. – Режим доступа: http: //www.marketing.spb.ru
50. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 528 с.
51. Царегородцев Г.И. Здоровье населения как социально-гигиеническая проблема. – М.: Медицина, 1973. – 127 с.
52. Царегородцев Г.И., Апостолов Е. Условия жизни и здоровье населения. – М.: Медицина, 1975. – 120 с.
53. Цветухина М. Ижевчанам привьют навыки здорового образа жизни // Известия Удмуртской Республики.-2007.- 12 янв. –С. 4.
54. Чернецкий А.Г. Воронежские врачи пиарят прививки. – Режим доступа: http://www. pr-life. Ru
55. Черносвитов Е.В. Лекции по социальной медицине. – М.: Владос, 2001. – 145 с.
56. Черносвитов Е. В. Прикладные методы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. - М.: Владос-пресс,2002.- 253 с.
57. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 254 с.
58. Чимаров В.М. Здоровый образ жизни. Режим доступа: http: //www.region.utmn.ru
59. Чумаков Б. Н. Валеология. - М.: Российское педагогическое агенство,1997.- 245 с.
60. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. – М.: Дело, 2006. – 552 с.
61. Шабардина С.В. Школа артериальной гипертонии//Сестринское дело. – 2006. - № 6.-С.15-17.
62. Шевченко Ю.Л. Проблемы социальной гигиены и истории медицины // Здравоохранение Российской Федерации.-2006.- № 28.- С. 30 – 32.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14