Большое внимание в дипломной работе уделено ПР – деятельности. Авторы учебника «Теория и практика связей с общественностью» Кочеткова А.В., Филлипов В.Н., Скворцов Я.Л. , Тарасов А.С. подробно раскрывают принципы и функции связей с общественностью. Они подчеркивают, что «целью связей с общественностью является разработка и применение на практике различных подходов и методов, обеспечивающих установление взаимоотношений между различными социальными группами, основанными на информированности и, как следствие, доверии.» [22, С.9]. Дают практические рекомендации по использованию различных средств ПР в подготовке программ в связях с общественностью.
А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров в учебном пособии «Связи с общественностью: теория и практика» выделяют СМИ как основной канал воздействия ПР-технологий и пишут о принципах управления информацией и конструировании сообщений с целью воздействия на аудиторию.[60].
Учебник профессоров ведущих университетов США Ньюсома Д., Терка Д., Крукеберга Д. « Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз» служит определенным справочником по широкому кругу теоретических и практических вопросов деятельности ПР – специалиста по особенностям ведения конкретных кампаний и проектов. [34].
Психологические аспекты ПР – деятельности отражены в научном труде Богданова Е.Н. и Зазыкина В.Г. Они подробно изучают психологию ПР – взаимодействий со средствами массовой информации и психологические аспекты ПР как управленческой деятельности. [5].
Кэролайн Блэк посвящает целую главу своей книги «Конкретный и конкурентный PR» специализациям ПР. Он выделяет три основных направления ПР – деятельности в здравоохранении: этический и потребительский ПР, а также медицинское просвещение. ПР в области здравоохранения включает в себя широкий спектр деятельности, который непрерывно растет по мере изменения как самой системы здравоохранения, так и ее регулирующих норм. [8].
Синяева И.М. в своей работе «Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности» подробно анализирует основные этапы подготовки плана ПР – кампании. По ее мнению «ПР – кампания представляет комплексное и многократное использование ПР – средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и общего проведения плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации, создания паблисити». [43, С. 123]
Известный британский профессор Сэм Блэк знакомит с самыми успешными ПР – кампаниями в области здравоохранения в сборнике «PR: международная практика». Автор структурировал сорок ПР – кампаний, победивших на очередном международном конкурсе на лучший ПР – проект, ежегодно проводимом Международной ассоциацией по связям с общественностью. У каждой ПР – кампании свои особенности, но все они доказывают: связи с общественностью – составная часть системы управления и неотъемлемая часть корпоративной стратегии. [9].
В области практического применения теории социального влияния в сфере пропаганды здорового образа жизни назовем классиков психологической науки Филиппа Зимбардо и Майкла Ляйппе. В работе «Социальное влияние» ученые делают вывод о том, что «пропаганда здоровья в средствах массовой информации позволяет увеличить объем знаний о здоровье и позволяет увеличить количество позитивных установок, но с ее помощью не всегда удается изменить поведение людей, в том числе заставить их отказаться от табака, наркотика и алкоголя…» Авторы приводят основные препятствия на пути к эффективной пропаганде здоровья и дают рекомендации по их преодолению. Они считают, что «в сообщениях на тему здоровья риск для здоровья необходимо обсуждать на персональном уровне; людей необходимо убеждать в том, что изменить поведение нетрудно; описание риска должно быть правдивым; следует изменять восприятие поведения, влияющего на здоровье, либо подчеркивая потери, которых можно избежать с помощью рекомендуемого поведения, либо создавая ассоциации между эти поведением и положительными эмоциями». [13, С. 399-400]
Статьи Лобыкиной Е.Н., Хвостовой О.И., Колтуна Ю.В., Рузаева Ю.В. «Научно – организационные подходы в области пропаганды знаний о рациональном питании»; Агаларовой Л.С «Роль врача общей практики в формировании здорового образа жизни» содержат практические рекомендации по планированию и реализации ПР – кампании по формированию здорового образа жизни. [26, 3].
Оганов Р.Г., Хальфина Р.А. в «Руководстве по медицинской профилактике» формулируют основные принципы применения ПР – технологий в сфере здравоохранения. [35].
Необходимость решения вышеперечисленных задач определила структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируется цель и задачи работы, дается анализ используемых источников литературы, определяется практическая значимость работы.
Первая глава «Особенности формирования здорового образа жизни: теоретический аспект» посвящена анализу различных теоретических и методологических подходов к изучению категорий «здоровье» и «здоровый образ жизни», а также анализу специфики развития представлений о здоровом образе жизни в историческом контексте.
В первом параграфе логика анализа выстроена от раскрытия и уточнения термина «здоровье» к описанию его взаимосвязи с категорией «образ жизни». Изучение, обобщение и анализ понятия «здоровье» позволяет утверждать, что различия в представлениях о нем чаще всего связаны с методологическими подходами тех наук, в рамках которых работает ученый. Анализ специфики развития представлений о здоровом образе жизни, в историческом контексте, представлен в работах античных ученых – Гиппократа и Авиценны. Данными авторами сформулированы его основные принципы. Авиценна в своих работах также акцентировал внимание на необходимости научного изучения «режима (образа жизни) здоровых людей»; обратил внимание на то, что качество здоровья, жизнеспособность человека, напрямую зависит от его образа жизни. Гиппократом описана первая модель и составляющие здорового образа жизни, к которым ученый отнес определенную систему мероприятий, способствующую сохранению и укреплению здоровья
В ХХ столетии российские ученые начинают активно изучать различные аспекты здоровья и факторы, влияющие на здоровый образ жизни человека. Появляется большое число различных по направленности, структуре и содержанию определений и подходов к понятию «здоровье». Ряд авторов воспринимает здоровье как нормальную функциональную способность организма (Д.Д. Венедиктов, В.П. Казначеев), другие – понимают лишь как отсутствие болезни, болезненных состояний, либо болезненных изменений (А.Ф. Серенко, В.В. Ермакова). Здоровье рассматривают как динамическое равновесие организма и факторов окружающей среды (А.М. Изуткин, Г.И. Царегородцев). Ценностно-социального подхода в определении «здоровье», заключающегося в способности полноценно выполнять основные социальные функции, участвовать в общественной жизни, придерживаются В.М. Бехтерев, В.А. Ананьев. Данный подход отражен и в определении этого понятия, сформулированного ВОЗ, в котором указывается, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В дипломной работе рассматриваются факторы, обуславливающие состояние здоровья человека. При этом особое внимание уделяется факторам риска, к которым относятся наследственные, социально-экономические, экологические, а также состояние здравоохранения (качество оказываемых медицинских услуг). Подчеркивается, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни. Дается определение основных компонентов образа жизни, к которым относятся: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Делается акцент на том, что здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.
Характеризуются два альтернативных подхода к формированию здорового образа жизни. Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным, например, отказ от курения и употребления алкоголя. Другой подход выделяет личностную творческую активность человека, его инициативность и высокий уровень потребности в практическом осуществлении здорового образа жизни, как главные факторы, которые обеспечивают успешную реализацию здорового образа жизни в современном российском обществе.
Формулируются основные направления в деятельности по формированию здорового образа жизни.
Делается вывод о том, что программа по формированию здорового образа жизни должна координировать совместные усилия государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения.
Во втором параграфе первой главы рассматриваются отечественные источники, в которых анализируется проблематика здоровья в стране. Забота о состоянии здоровья российского народа с середины 18 века составляла одно из важных направлений отечественного социально-гуманитарного знания. Начиная с М.В.Ломоносова, передовые российские ученые, медики, педагоги, общественные деятели не только исследовали состояние здоровья населения, но и разрабатывали программы, направленные на улучшение здоровья народа, в первую очередь женщин и детей, на разработку и внедрение в практику повседневной жизни требований социальной гигиены, на заботу об инвалидах и стариках. Эти традиции были развиты в советский период отечественной истории. На сегодняшний день деятельность по формированию здорового образа жизни осуществляется согласно глобальной стратегии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по развитию здоровья "Здоровье для всех», главной целью которой является достижение максимально возможного уровня здоровья всех жителей регионов мира. Профилактическая деятельность здравоохранения является одним из основных направлений национального проекта «Здоровье», который реализуется в России с 1 января 2006 года, что еще раз подчеркивает актуальность данной проблемы.
Вторая глава называется «ПР как средство продвижения проектов в сфере здравоохранения». В ней рассматриваются особенности ПР-деятельности в здравоохранении и описывается концепция ПР-кампании по формированию здорового образа жизни.
В первом параграфе второй главы определяются основные три типа ПР в здравоохранении. Этический ПР направлен на работу с профессиональной аудиторией (врачи, фармакологи). Деятельность данной области включает проведение консультативных советов, конференций и специальных мероприятий, разработку информационных бюллетеней, работу со средствами массовой информации и другие мероприятия. Потребительский ПР направлен на продвижение товаров и услуг, нацеленных на потребительский рынок. И наконец, медицинское просвещение включает в себя проведение ПР – кампаний, направленных на формирование здорового образа жизни или профилактику определенных заболеваний. Целью подобных кампаний является изменение поведения у широких слоев населения. Также рассматриваются особенности маркетинговой деятельности профилактической медицины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14