Формирование здорового образа жизни средствами ПР "ГУЗ РКДЦ МЗ УР"

Во втором параграфе второй главы обозначена актуальность ПР – кампаний по формированию здорового образа жизни, рассмотрены основные этаны планирования данной кампании,  определены барьеры, мешающие пропаганде здорового образа жизни, приведен пример успешной ПР – кампании по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.

Третья глава дипломной работы «Исследование ПР-деятельности по формированию здорового образа жизни на примере «ГУЗ РКДЦ МЗ УР» включает в себя три параграфа.

В первом параграфе третьей главы дается общая характеристика и краткий обзор деятельности лечебного учреждения. Подробно рассматривается работа по формированию здорового образа жизни средствами ПР. Подробно анализируются материалы мониторинга региональных печатных изданий за 2007 год.

Во втором параграфе третьей главы исследуются результаты социологических опросов, проведенные автором дипломной работы.

Заключительный параграф третьей главы включает в себя   практические рекомендации по совершенствованию данной деятельности в «ГУЗ РКДЦ МЗ УР».

В заключении  определяются  основные выводы работы, делается вывод о том, что программа по формированию здорового образа жизни должна быть планомерной и долгосрочной и объединять усилия государственных, общественных организаций, медицинских учреждений и самого населения.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что на основании данных, полученных в ходе исследования, разработаны практические рекомендации, которые могут быть использованы лечебными учреждениями для совершенствования работы по формированию здорового образа жизни.



1.                 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


Научные подходы к изучению здоровья и здорового образа жизни


Забота о  собственном здоровье - серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Но что такое здоровье? Еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий – образа жизни, гигиенического режима, здорового питания. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Античный ученый так сформулировал основные правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотизирующих веществ, веселые ежедневные танцы. В своей жизни он строго следовал этим принципам.[55, С. 30-31].

Авиценна в своих работах также акцентировал внимание на необходимости научного изучения «режима (образа жизни) здоровых людей»; обратил внимание на то, что качество здоровья, жизнеспособность человека, напрямую зависит от его образа жизни. Авиценна жил и творил при халифате, был придворным лекарем и визиром.  Он создал первую в истории медицинскую энциклопедию.  Врачи времен халифов  отвечали не только за здоровье нации, но и решали множество социально значимых задач.  Нравственная чистота и жизнь по совести считались непременными атрибутами здорового образа жизни. [1, С. 33-35].

Таким образом, здоровье  еще в древности понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

В целом проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности она считается одной из сложнейших проблем современной науки, не уступающей таким направлениям, как проблема охраны окружающей среды. При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. Количество попыток справиться с этой задачей увеличивается, но устроившее бы всех решение пока не найдено. Вопросом самостоятельной научной значимости стала возможная классификация и анализ уже предложенных определений. В связи с этим привлекает к себе внимание работа П.И. Калью. [17]. Автор рассматривает 79 определений здоровья человека, сформулированные представителями различных научных дисциплин в разное время в различных странах мира. Приведенный перечень далеко не полный, но даже он поражает как многообразием трактовок, так и разнородностью признаков, используемых при  дефиниции этого понятия.

В настоящее время доминируют следующие научные подходы по изучению здоровья:

1.                 Здоровье как нормальная функциональная способность организма (Д.Д. Венедиктов, В.П. Казначеев). При данном подходе нормальное функционирование организма в целом  - один из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические  показатели  нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от известного среднего (нормального) их состояния. Соответственно уклонение от нормы, нарушающее структуру органа или ослабляющее его функционирование, можно рассматривать как развитие болезни. Однако не всякое отклонение от нормы есть обязательно болезнь. Граница между нормой и ненормой (болезнью) не носит жесткого, разделительного характера. Она расплывчата и достаточно индивидуальна. То, что для одного является нормой, для другого уже болезнь.

2.                  Здоровье как динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой (А.М. Изуткин, Г.И. Царегородцев). Надо отметить, что признак равновесия в определении здоровья встречается довольно часто, начиная с давних времен. Например, Пифагор, древнегреческий философ, математик и врач, определял здоровье как гармонию, равновесия в организме, а другие делают акцент на его равновесие, а болезнь как их нарушение. Причем одни авторы обращают внимание на поддержание внутреннего равновесия в организме, а другие делают акцент на его равновесии с окружающей средой. Так, по мнению Гиппократа, здоровым можно считать того человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела.

3.                 Здоровье как способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде (В.М. Бехтерев, В.А. Ананьев). Этот признак встречается во многих определениях здоровья. Авторы, использующие его, хотят тем самым подчеркнуть, что социально здоровым человеком следует считать того, кто содействует развитию общества.

4.                 Здоровье как отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений, то есть оптимальное функционирование  организма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо нарушения (А.Ф. Серенко, В.В. Ермакова). Обращение к этому признаку в силу его очевидности наиболее традиционно. В основе его лежит простая логика: здоровыми могут считаться те люди, которые не нуждается в медицинской помощи.

5.                 Здоровье как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Этот признак созвучен с тем определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948 году. В нем говорится, что здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физической дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.[47]. С тех пор прошло немало времени, но эту формулировку, как правило, не обходит стороной ни один из специалистов, занимающийся проблемой здоровья человека. При этом чаще всего она подвергается критике, в том числе за ее слабую практическую направленность, однако взамен ничего более универсального и общепринятого на сей счет пока так и не появилось.

П.И. Калью обращает внимание на одно принципиальное обстоятельство. Он  пишет, что в определении понятия здоровья одни авторы трактуют его как состояние, другие как динамический процесс, а третьи вообще обходят этот вопрос стороной. Он отмечает, что здоровье рассматривается как состояние в более ранних определениях этот понятия. В последние десятилетия отечественные и зарубежные ученые все чаще склоняются к тому, что здоровье есть динамический  процесс.

Возвращаясь к феномену здоровья, автор диплома полагает, что более правильную позицию занимают те авторы, которые не пытаются, интерпретируя его, абсолютизировать причастность к нему либо как только категории состояния, либо процесса. Так, например, поступает академик В.П. Казначеев, согласно которому здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. [15, C. 24]. 

Обобщая мнения специалистов относительно феномена здоровья, можно сформулировать ряд аксиоматических по своей сущности положений:

1.                 В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье – идеал.

2.                 Каждый человек здоров условно. Ни один человек не бывает на протяжении жизни вполне здоровым.

3.                 Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого. [33, С. 41].

 Проблемы здоровья и здорового образа жизни изучают многие научные дисциплины. В первую очередь, это наука о здоровье – валеология.  Валеология (от латинского здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье. Впервые термин, предложенный профессором И.И. Брехманом в 1980 году оказался довольно актуальным, емким  и в настоящее время оформился в фундаментальную науку. Здоровый образ жизни является стержнем данной науки, от него зависит здоровье и долголетие людей. [6, С. 15]

Другая дисциплина, имеющая большое значение для изучения проблем здоровья и здорового образа жизни – общественное (социальное) здоровье. Эта область связана с сохранением и укреплением здоровья населения посредством организованных соответствующих мероприятий. Специалисты, работающие в этом направлении, разрабатывают и реализуют программы по иммунизации, санитарии, просвещению в вопросах здоровья. Эта область исследует болезнь и здоровье и здоровье в контексте сообщества как социальной системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать