Микроэкономика
1. Классификация рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Рынок- косвенная определенная связь между производителями и потребителями продукции в форме купли продажи товаров, сфера реализации товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д.
Субъектами рыночной экономики выступают физ. лица (домохозяйки) юр. лица и госуд. органы.
Рынок характеризуется очень сложной структурой. Законодательные и исполнительные власти должны учитывать сложную рыночную структуру, связанную с отдельными особенностями
поведения субъектов хозяйствования
Гос.учрежд
Предприятие Труд
РЫНОК
Фирмы Домаш хоз-во
Товары и услуги
Структура рынка квалифицируется по следующим критериям:
- по экономическому назначению: рынок товаров и услуг, труда и капитала.
- по географическому: местный, национальный и мировой.
- по отраслевому признаку: нефть, автомоб и т.д.
- по характеру продаж: оптовые и розничные
- по степени ограничения конкуренции: конкурентные и неконкурентные.
Конкурентные
Неконкурентные
Признаки
Чистая конкуренция
Монопольная конкуренция
Олигополия
Чистая монополия
1 Число фирм
Много
Несколько 25-70
3 - 4
1
2 Тип продукта
идентичный
дифференцированный
все
неопределенно
3 Контроль над ценой
нет
Не значительный
значительный
полный
4 Условия входа в отрасль
Полностью свободный
ограниченный
Крайне ограниченный
Практически не возможно
5 Ех
С/х продукция
Легкая промышленность
Наукоемкое производство
Ж/д вооружение
1. Рынок совершенной конкуренции представляет собой:
- однородность продукции, малые размеры и многочисленность субъектов рынка, отсутствие барьеров и совершенная информация. Типичен для малых фирм.
2.Рынок несовершенной конкуренции: Монополии, олигополии -господство на рынке одного производителя.
2. Условия совершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции представляет собой:
однородность продукции, малые размеры и многочисленность субъектов рынка, отсутствие барьеров и совершенная информация.
Однородность прод.- это условие, при котором разница в цене единственная причина, по которой покупатель предпочитает одного продавца перед другим.
Малые размеры и многочисленность субъектов рынка –это означает большое кол-во мелких продавцов, которые не влияют на совокупный размер спроса и предложения.
Не могут влиять на цены, в случае если они все не объединяются для согласованного действия на рынке однородной продукции.
Отсутствие барьеров – значит свободно входить и выходить на рынок. Мобильно перемещаться из одного вида деятельности в другой, более выгодный.
Совершенная информация -это информация о ценах технологии и вероятной прибыли доступна для всех. При ней не существует коммерческих тайн.
Критерий соверш. конкуренции - наличие постоянного спроса на продукцию фирмы, который определяет закономерность получения дохода. Есть три вида дохода.
4. Общий доход – вся выручка
5. Средний доход – выручка в расчете на единицу реализ. продукции (общ.д./на кол-во)
6. Предельный доход – доход от дополнительно проданной продукции.
Валовый доход равен предельному доходу, который в свою очередь равен рыночной цене продукта, продаваемого конкурентной фирмой. Отсюда следует, чем выше цена, тем выше валовый доход.
3. Особенности рынка совершенной конкуренции
Спрос и предложение это два фактора которые определяют и формируют рынок, устанавливают цены на товары и услуги, определяя кривые издержек и доходов фирм. Основа рынка – степень развития конкурентных отношений. Конкуренция принуждает учитывать интересы потребителя и общества в целом.
Она отбирает только то что нужно потребителю. С ее помощью рыночная экономика решается вопрос что нужно, как сделать и для кого производить. Совершенная конкуренция присуща малому бизнесу т.к. им присуща одинаковость предлагаемого товара, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену.
4. Критерий целесообразности производства фирмы совершенной конкуренции в краткосрочный период.
Критерий – наличие неотрицательной экономической прибыли (π ≥ 0) Цель фирмы максимизация прибыли. Прибыль= разнице между совокупным доходом TR и совокупными издержками ТС за период продаж π = TR - ТС = PQ – TC
Q – объем производства – это главное, Р –цена – что составляет постоянную величину и не изменяется. Это условие деятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно управлять . Издержки же зависят во многом от объема производства. Т.е. в условиях совер.конкуренции основой является оптимальный объем производства.
При неблагоприятных условиях - исчезает прибыль. Принимается решение о прекращении деятельности, но только тогда когда убытки от производства начинают превышать величину постоянных издержек.
5. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочный период.
В этом периоде уровень прибыльности становится регулятором используемых в отрасли ресурсов. Т.е. предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде или получение 0 прибыли. Характерно для нее механизм саморегуляции т. е. Отрасль гибко реагирует на изменение спроса и привлекает такой объем ресурсов который необходим для увеличения или уменьшения объема предложений настолько насколько необходимо компенсировать изменение спроса. И таким образом обеспечивает долгосрочную безубыточность фирмы.
6. Проблема ликвидации и банкротства Российских пр-й в конкурентной среде.
Основная проблема – нет нормальной правовой базы для этой процедуры, и этот факт является хорошим прикрытием для финансовых махинаций, таких как создание фиктивных долгов по которым пойдут выплаты от реализации имущества банкрота.
Банкротство по сути своей – это нарушение прав кредитора, и долгосрочные убытки фирмы. Основное противоречие в Рф –это необходимость внедрения института банкротства и опасностью его широкого применения. В РФ устанавливают процедуру банкротства в виде смены собственника, а не закрытия пр-я. Регулирует этот процесс Закон о несостоятельности и банкротстве. Сегодня есть такие пр-я , которыми управляют внешние управляющие уже более 10 лет, т.е между процедурой банкротства и закрытием предприятия лежит чуть ли не вечность.
7.Характеристика спроса, общего и предельного дохода для фирмы – совершенного конкурента.
Спрос – это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющего на рынке товара. Закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции. Ценовой фактор –0снова, но он не единственный существую такие, как: Доходы потребителей (I) ; Цены на другие товары (Ра…. Рn ) (взаимозаменяемые);
Вкусы покупателей (Т); общее число покупателей (N); ожидания покупателей, включая инфляционные (W); прочие факторы. Общая функция спроса выглядит так:
Qd = f ( P, I, Pa …..Pn, T, N, W, B).
Рынок – это взаимодействие продавца и покупателя. Предложение аналогично спросу определяет желание продавца и его способность поставлять на рынок необходимого товара.
Между ценой и предложением существует прямая зависимость; она называется законом предложения.
При совершенном конкуренте (однородности продукции) покупатель всегда предпочтет купить продукцию по более дешевой цене. Это является единственной причиной при выборе товара, услуги.
7. Правило максимизации прибыли и выбор объема производства для фирмы совершенного конкурента.
Цель фирмы – максимизация прибыли. Прибыль= разнице между совокупным доходом TR и совокупными издержками ТС за период продаж π = TR - ТС = PQ – TC
Q – объем производства – это главное, Р –цена – что составляет постоянную величину и не изменяется. Это условие деятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно управлять . Издержки же зависят во многом от объема производства. Т.е. в условиях совер.конкуренции основой является оптимальный объем производства. Если говорить о долгосрочном периоде то критерием максимилизации и целесообразности производства будет наличие неотрицательной экономической прибыли. (π ≥ 0) Иначе быть не может т.к. никто не будет на перспективу омертвлять деньги в деле, приносящие одни убытки или малую прибыль.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10