Вкусы покупателей (Т); общее число покупателей (N); ожидания покупателей, включая инфляционные (W); прочие факторы. Общая функция спроса выглядит так:
Qd = f ( P, I, Pa …..Pn, T, N, W, B). Кривая спроса в совершенной конкуренции неэластичная из-за дифференциации продукта.
(рис 1)
Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, не совпадает с целой отраслью и благодоря дифференциации на своём сегменте она - монополист. Здесь кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объёма реализации достигается за счёт снижения цен. Фирма максимизирует прибыль при при таком объёме, при котором предельные издержки равны предельному доходу (MR=MC). Фирма наращивает пр-во до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском ещё одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от её реализации. (рис 2 a,b)
P MC (рис 2 a,b) P MC
Q1 Q2 Q1 Q2 ATC
ATC
0 0
D
D
MR Q MR Q
(вопрос № 31 продолжение.)
Выбор оптимального объёма пр-ва в краткосрочном периоде фирмой, максимизирующей свою прибыль-(a), минимизирующей свои убытки-(b).
P TR (рис. 1)
Фирма принимает рыночную
цену и выступает на рынке с
D=P=MR=AR очень малой частью общего
кол-ва производимого и реали-
зуемого отраслью товара. Объ-
a ёмы пр-ва фирмы не повлияют
Q на рыночную обстановку и зтот
заданный уровень цены не будет меняться с увеличением или уменьшением выпуска продукции.
32. Оптимизация выпуска фирмой монополистической конкуренции в краткосрочный период.
P MC (рис 2 a,b) P MC
Q1 Q2 Q1 Q2 ATC
ATC
0 0
D
D
Q1 Q2 Q Q1 Q2 Q
На графике обращает на себя внимание кривая спроса D. Она удовлетворяет критерию несоверш.конкуренции – спрос не является обсалютно эластичным, т е кривая паралельна оси обсцисс, а имеет отрицательный наклон. Причина-дифференциация продукта и благодаря ей на своем сигменте рынка она – монополист. Отсюда и кривая спроса приобретает отрицательный наклон: рост объема выпуска достичается за счет снижения цен. (а)-максимизация своей прибыли).
Во вторых виден механизм определения фирмой оптимального размера выпуска. Т.е фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу.Это правило MC = MR. – фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском дополнительной един.продукции, не начинает превышать выручку от ее реализац. Рис. а.) - Точка пересеченя МС и MR задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене Ро она максимизирует прибыль или минимизирует свои убытки Рис. b. Из графика видно, что Q1 меньше Q2, т. е.- таже самая цена Ро и те же предельный затраты фирмы сложились бы на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2. Вывод – в краткосрочном периоде заметны родовые черты, сближающие монополистическую конкуренцию с другими видами несовершенной конкуренции.
№33. Оптимизация выпуска фирмой монополистической конкуренции в долгосрочный период период.
Р
D1
P1 0 ATC
Pc D2
D3
Q1 Qc Q Отчетливо специфика монопол-й. конкуренции проявляется в долгосрочном периоде. Примем, что кривая затрат не меняется, фирма получает экономическую прибыль. (линия D1) лежит выше минимального уровня АТС. При такой ситуации чистая монополия имела бы тенденцию к закреплению на длительное время, т к господствуящая фирма не допустила бына рынок новых производителей. При монополистической конкуренции вход на рынок сравнительно свободен. Новые фирма начнут производить товары, близкие к продукции рассматриваемой фирмы. Кривая спроса тогда фирмы сторожилы снизится, так как часть клиентов отойдут. Это буде продолжаться пока не исчезнит прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат D3 Финал таким же будет если фирма в начальный период несла убытки. Только в этом случае компании будут сужать ассортимент убыточных товаров и кривая спроса для той же фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока тоже не займет положение касательной.
34. Социально-экономические последствия несовершенной конкуренции.
Р
D1
P1 0 ATC
Pc D2
D3
Q1 Qc Q
1.При устойчивом равновесии точко О лежит на кривой АТС. Т е доход = издержкам, и в длительном периоде есть тенденция к получению фирмами 0 прибыли. Это говорит о легкости вхождения на рынок. 2. Положение точки долгосроч. Равновесия заключается в том, что находясь н а кривой АТС , она не совподает с точкой минимума затрат. Это важное отличие равновесия в долглсрочном периоде при монополист.конкуренции от равновесия при совершенной конкуренции. Линия D2 –промежуточное неустойчивое состояние спроса на его пути из положения D1 к стабильному положению D3.
Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекают три важных следствия:
-завышение цен. Структура рынка монополистич-й конкуренции заставляет потребителя платить за товар лишние деньги.
-занижение выпуска. При монополист-й конкуренции объем производства каждой фирмы меньше оптимального и поэтому весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дещевле, если бы это было бы при совершенной конкуренции.
-избыточные мощности. Это утврждает, что обществу приходится расплачиваться за разнообразие продуктов. Но оно бы никогда не согласилось бы платить за однообразие.
Т.е. поскольку в точке долгосроч.-го равновесия цена спроса выше преднльных издержек, то заплатить за дополнительную единицу товара иногда приходится больше, чем израсходовано фирмой на ее производство. И эта ситуация присутствует на всех сигментах рынка. – иначе отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного товара.
- статистический и динамический подход 0-прибыли типичны для фирм – монополистических конкурентов только тогда если рассматривать их в статистике.В статистической модели сегмент рынка, приходящийся на первую версию товара, сокращается до тех пор, пока прибыль не исчизает. Однако есть и динамический аспект. Проведя удачную дифференциацию продукта, фирма тут же начинает думать над тем, как эту дифф-ю усилить или видоизменить.
35.Теорема избыточной “мощности” (рис.можноне рисовать)
Р
D1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10