Иногда среди специалистов возникает мнение о том, что профессиональная оценка не является самостоятельной областью научных знаний, поскольку для ее осуществления используются различные методы, сформированные в рамках других наук: учетные оценки - заимствованы из бухгалтерского учета, финансовые - из теории финансов, рыночные - из макроэкономики и т.д. Возможно, с этим и следовало бы согласиться, но дело в том, что именно благодаря данному направлению научных знаний были обобщены различные методы оценки, применяемые в математике, естественных, экономических науках, и выработаны практические рекомендации по их применению.
В современных условиях любой объект собственности может являться источником дохода и объектом рыночной сделки, в том числе таким объектом являются и права собственника. Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать, т.е. бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами, и как всякий товар бизнес обладает полезностью для покупателя. Но это товар особого рода.
Во-первых, это товар инвестиционный, те есть товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены в будущем. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи.
Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. В этом случае элементы бизнеса становятся основой формирования иной, качественно новой системы, то есть товаром становится уже не бизнес, а отдельные его составляющие.
В-третьих, потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в самом обществе. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара – потребность в регулировании купли-продажи.
По мнению И. В. Гусевой, главного специалиста-оценщика Центра экспертиз «ЛАИР», особенностью процесса оценки стоимости является ее рыночный характер. Это означает, что оценка не ограничивается учетом одних лишь затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта. Она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночную популярность и известность (гудвилл), макро- и микроэкономическую среду обитания объекта.
По мнению Юрия Школьникова, аналитика Группы независимых экспертов, существует ряд проблем, связанных с оценкой стоимости бизнеса (компании), которые условно можно разделить на две категории:
· оценка стоимости активов компании;
· оценка стоимости собственного капитала компании, доли в собственном капитале или пакета акций.
Первая группа оценок связана с ситуациями, когда предполагаются сделки с имуществом компании, внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал, ликвидация компании. В зависимости от объекта оценки (недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы) используются соответствующие подходы и методы оценки этих активов. Строго говоря, оценка активов не является оценкой компании как хозяйствующего субъекта. Неправомерно отождествлять оценку стоимости акций с оценкой активов компании. Оценка активов, как основа для оценки пакета акций или капитала компании, применима в некоторых случаях или для некоторых типов компаний (например, холдинговых или инвестиционных). Оценка второй группы необходима в случае предполагаемой продажи компании или пакета акций, залога ценных бумаг компании, слияния или поглощения, принятия решения о дополнительной эмиссии ценных бумаг [48, с. 37].
Весь процесс оценки стоимости бизнеса (компании) напрямую зависит от причин ее побудивших и целей ею преследуемых. Правильное определение цели - одна из важнейших задач начального этапа работ по оценки стоимости бизнеса. Без четкого понимания проблем клиента и того, какую функцию будет выполнять результат оценки, невозможно определить ни объект оценки, ни методику проведения исследования, ни требуемую базу оценки. Решение задачи осложняется также тем, что руководители или собственники компании пытаются решить разные проблемы в рамках одной работы. Достаточно типична ситуация, когда заказчик одну и ту же оценку предполагает использовать для переоценки основных фондов предприятия, оценки имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, и для принятия решения о реструктурировании компании. Оценщик должен четко определить и согласовать с заказчиком цель работы, определить базу оценки, идентифицировать объект оценки и обосновать необходимость использования той или иной методики. Наиболее часто в мировой практике оценка бизнеса (компании) производится в следующих целях:
· Повышения эффективности текущего управления компанией;
· Определения стоимости ценных бумаг в целях купли-продажи акций компаний на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность компании и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от компании;
· Определение стоимости бизнеса в случае его купли-продажи целиком или по частям;
· Реструктуризация компании. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации компании, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных предприятий из состава холдинга;
· Разработка планов развития компании. В процессе стратегического планирования возможно оценить будущие доходы компании, степень ее устойчивости и ценность имиджа;
· Определение кредитоспособности компании и стоимости залога при кредитовании;
· Страхование, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;
· Налогообложение; [30, с. 27].
По мнению Вадима Павловца, финансового консультанта фирмы ЭЛИП (реализация управленческих бизнес-инноваций в реальном секторе экономики), можно сформулировать цели оценки бизнеса со стороны различных хозяйствующих субъектов:
Цели оценки со стороны субъектов[46, с.23].
Субъект оценки |
Цели оценки |
Предприятие как юридическое лицо |
· Обеспечение экономической безопасности |
· Разработка планов развития предприятия |
|
· Выпуск акций |
|
· Оценка эффективности менеджмента. |
|
|
|
Собственник |
· Выбор варианта распоряжения собственностью |
· Составление объединительных и разделительных балансов при реструктуризации |
|
· Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли |
|
· Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия |
|
|
|
Кредитные учреждения |
· Проверка финансовой дееспособности заемщика |
· Определение размера ссуды, выдаваемой под залог |
|
|
|
Страховые компании |
· Установление размера страхового взноса |
· Определение суммы страховых выплат |
|
|
|
Фондовые биржи |
· Расчет конъюнктурных характеристик |
· Проверка обоснованности котировок ценных бумаг |
|
|
|
Инвесторы |
· Проверка целесообразности инвестиционных вложений |
· Определения допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестпроект |
|
|
|
Государственные органы |
· Подготовка предприятия к приватизации |
· Определение облагаемой базы для различных видов налогов |
|
· Установление выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства |
|
· Оценка для судебных целей |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23