Основы бухгалтерии
Принципы бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет ведется на основе правил, сформулированных и закрепленных на практике в ходе многовековой экономической деятельности. Они включают 5 основных принципов:
1) принцип сохранения информации;
2) принцип взаимосвязи событий и явлений;
3) принцип сопоставления ценностей и операций;
4) принцип остановки;
5) принцип минимальности.
Принцип сохранения информации гласит: если в документах была сделана определенная запись, то она обязательно окажет свое влияние на дальнейший ход событий и на баланс предприятия.
Например, одному из сотрудников была авансом выдана некая сумма денег на приобретение материальных ценностей для административно-хозяйственных нужд предприятия. (Забегая вперед, скажем, что выдача подобных сумм может осуществляться только лицам, включенным в соответствующий приказ руководителя предприятия и носящим название подотчетных лиц.) При выдаче денежных средств письменно указан срок приобретения ценности. По истечении 3-х дней после указанного срока сотрудник не представил отчета об использовании авансовой суммы.
Выдача денежной суммы была осуществлена по приказу руководителя и оформлена расходным кассовым ордером. На основании указанных документов бухгалтером сделана следующая проводка:
Д 71 - К 50,
где: по дебету - счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", по кредиту - счет 50 "Касса".
Поскольку авансовый отчет от сотрудника не поступил, то в балансе появилась дебиторская задолженность этого сотрудника перед предприятием. В данной ситуации, согласно налоговому законодательству, указанная сумма денег должна быть представлена в бухгалтерском учете как доход сотрудника с обязательным начислением подоходного налога.
Принцип взаимосвязи событий и явлений гласит: бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает две статьи. Если какая-то сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится в другой статье, записанной в этой проводке.
Например, оплачено поставщику за материальные ценности. Операция оформляется проводкой:
Д 60 - К 51.
Сумма со счета 51 "Расчетные счета" уходит поставщику и одновременно уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиком, которая отражена ранее по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Принцип сопоставления ценностей и явлений гласит: все записи производятся с использованием общепринятых единиц измерения: натуральных, трудовых, денежных.
Натуральные единицы: штуки, метры, килограммы, тонны, литры и т.п.
Трудовые единицы: часы, дни, сутки и т.п.
Денежные единицы: рубли, доллары, марки, фунты и т.п.
Принцип остановки гласит: в определенные моменты времени предприятию необходимо подвести итоги деятельности в виде баланса и отчетности, которые бухгалтерия обязана предоставить руководству, а также контролирующим органам. Отчетные периоды делятся на внутренние и внешние. Внутренние определяются административно-хозяйственным аппаратом и собственниками предприятия, а внешние устанавливаются государством. Внутренние отчетные периоды могут быть произвольными. Внешние отчетные периоды строго регламентированы законодательством - это: 1-й квартал финансового года, 1-е полугодие, 9 месяцев года и год. Финансовый год в России устанавливается в соответствии с календарным годом. Внешняя отчетность предоставляется следующим контролирующим органам:
налоговой инспекции;
органам статистики;
внебюджетным фондам;
банкам и другим кредитным организациям;
налоговой полиции (по требованию).
5. Принцип минимальности гласит: предприятие в лице главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество показателей и измерителей при учете, например количество счетов, регистров, типовых бланков, единиц измерения и т.п. Единственное условие при этом заключается в том, чтобы по этим показателям можно было бы провести проверку финансовой деятельности предприятия.
Примечание. Представленный перечень основных принципов бухгалтерского учета будет расширен и дополнен в дальнейшем при рассмотрении российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности (см. главу 22). К этому времени будет усвоен важный материал и накоплен определенный объем знаний.
Счета и двойная запись
Счета - это важный инструмент бухгалтерского учета. Они являются элементами азбуки специфического языка бухгалтерского учета, предназначенного для кодирования близких по виду хозяйственных средств и отражения смысла хозяйственных типовых операций и действий с ними. В этой азбуке каждому счету присвоен индивидуальный номер, которому поставлено в соответствие название определенных финансово-экономических понятий в виде имущества, денежных средств, обязательств и т.п. Для удобства составления бухгалтерских фраз (проводок) и определения результатов экономических действий каждый счет исполнен в виде таблицы, левая сторона которой называется "дебетом", а правая - "кредитом".
Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Их тип определяется предназначением. Активные счета используются для описания хозяйственных средств по составу и размещению. У них дебет означает приход, а кредит - расход. Пассивные счета применяются для описания источников и целевого назначения хозяйственных средств. У них дебет означает расход, а кредит - приход. Активно-пассивные счета выступают в одних случаях как активные, в других - как пассивные. Они предназначены в основном для расчетов и показывают либо долги поставщиков (подрядчиков), либо долги покупателей (заказчиков).
Активные счета подразделяются на следующие:
инвентарные, описывающие имущество предприятия;
денежные, учитывающие деньги в кассе, на расчетных, валютных и других счетах;
затратные (калькуляционные), отображающие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
собирательно-распределительные, регистрирующие накладные расходы;
отдельно регулирующие (контрарные), характеризующие использование собственных и заемных средств;
расчетные, фиксирующие расчеты, в том числе по авансам и претензиям.
Схема активного счета
─────────────────┬──────────────────
Дебет │ Кредит
─────────────────┼──────────────────
1. Сальдо (оста-│
ток) на начало│
периода (Сн) │
─────────────────┤
2. Увеличение │3. Уменьшение
объема за отчет-│объема за отчет-
ный период (при-│ный период (рас-
ход). Оборот по│ход). Оборот по
дебету (Од) │кредиту (Ок)
─────────────────┤
4. Сальдо (оста-│
ток) на конец│
периода (Ск) │
─────────────────┤
Ск = Сн + Од - Ок│
Пассивные счета подразделяются на следующие:
фондовые, описывающие источники средств;
отдельно регулирующие, отражающие амортизацию активов;
ссудные, учитывающие кредиты и заемные средства.
Схема пассивного счета
──────────────────┬─────────────────
Дебет │ Кредит
──────────────────┼─────────────────
│1. Сальдо (остаток)
│на начало периода
│(Сн)
──────────────────┤
2. Уменьшение │3. Увеличение
объема за отчет-│объема за отчет-
ный период (рас-│ный период (при-
ход). Оборот по │ход). Оборот по
по дебету (Од) │по кредиту (Ок)
──────────────────┤
│4. Сальдо (оста-
│ток) на конец
│периода (Ск)
──────────────────┤
│Ск = Сн + Ок - Од
│
Выявление вида счета (активного или пассивного) по его отношению к балансу во многом облегчает проведение бухгалтерского учета и потому является важным. Однако у опытных бухгалтеров это деление не считается существенным.
По степени обобщения счета делятся на синтетические счета, субсчета и аналитические. Синтетические счета предназначены для укрупненной группировки активов и пассивов, например: 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 68 "Расчеты по налогам и сборам" и т.п.
Субсчета (счета второго порядка) предназначены для обобщения однотипных средств и обязательств. Например, у синтетического счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" имеются следующие субсчета: