69-1 "Расчеты по социальному страхованию";
69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";
69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".
Аналитические счета (иногда называемые "субконто") предназначены для учета по единичным объектам и субъектам. Например: 71 "Иванов", 71 "Семенов", 71 "Гришин" и т.п. (счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами").
Рассмотрим пример определения сальдо (остатков) по счетам. Пусть на начало отчетного периода в учете по счетам были следующие остатки:
10 "Материалы" 20 "Основное 50 "Касса"
производство"
────────┬───────── ──────────┬───────── ──────────┬─────────
Дебет │ Кредит Дебет │ Кредит Дебет │ Кредит
────────┼───────── ──────────┼───────── ──────────┼─────────
Сн =600│ Сн = 1600│ Сн = 2000│
│ │ │
51 "Расчетные 60 "Расчеты с 71 "Расчеты с
счета" поставщиками и подотчетными
подрядчиками" лицами"
───────┬───────── ────────┬───────── ────────┬─────────
Дебет │ Кредит Дебет │ Кредит Дебет │ Кредит
───────┼───────── ────────┼───────── ────────┼─────────
Сн = │ │Сн = 1000 Сн = 0 │Сн = 300
53 000│ │ │
│ │ │
(Первые четыре счета активные, пятый - пассивный, а шестой - активно-пассивный.)
Предположим, что мы уже владеем техникой кодирования хозяйственных операций и в процессе деятельности сделали следующие бухгалтерские проводки:
1. Д 50 - К 51 1 700 руб. - получено по чеку из банка в кассу на хозяйственные расходы;
2. Д 10 - К 60 2 500 руб. - получены материалы от поставщика;
3. Д 20 - К 10 1 400 руб. - материалы направлены в производство;
4. Д 60 - К 51 2 500 руб. - оплачено поставщику материалов с расчетного счета;
5. Д 60 - К 50 1 200 руб. - оплачено поставщику материалов из кассы;
6. Д 10 - К 60 1 000 руб. - получены материалы от поставщика;
7. Д 50 - К 51 3 000 руб. - получено по чеку из банка в кассу на заработную плату;
8. Д 71 - К 50 1 600 руб. - выдано подотчетному лицу на хозяйственные расходы;
9. Д 10 - К 71 600 руб. - получены материалы от подотчетного лица;
10. Д 50 - К 71 500 руб. - возвращено в кассу подотчетным лицом;
11. Д 51 - К 50 400 руб. - сдана наличная выручка в банк из кассы.
Разнесем эти проводки по соответствующим счетам.
Примечание. При разнесении бухгалтерских проводок по счетам, целесообразно записывать также номер хозяйственной операции. Это обеспечит эффективный контроль и обезопасит от ошибок и неточностей.
10 "Материалы" 20 "Основное 50 "Касса"
производство"
──────────┬───────── ──────────┬───────── ──────────┬─────────
Дебет │ Кредит Дебет │Кредит Дебет │Кредит
──────────┼───────── ──────────┼───────── ──────────┼─────────
Сн = 600 │ Сн = 1600│ Сн = 2000│
├───────── ├───────── ──────────┤
2) 2500 │3) 1 400 3) 1400 │ 1) 1700 │5) 1 200
├───────── ──────────┼───────── ──────────┤
6) 1000 │ Од = 1400│Ок = 0 7) 3000 │8) 1 600
├───────── ──────────┼───────── ──────────┤
9) 600 │ Ск = 3000│ 10) 500 │11) 400
──────────┼───────── │ ──────────┼─────────
Од = 4100│Ок = 1400 Од = 5200 │Ок = 3200
──────────┼───────── ──────────┼─────────
Ск = 3300│ Ск = 4000 │
│ │
51 "Расчетные 60 "Расчеты с 71 "Расчеты с
счета" поставщиками и подотчетными
подрядчиками" лицами"
───────────┬───────── ──────────┬───────── ──────────┬─────────
Дебет │Кредит Дебет │Кредит Дебет │Кредит
───────────┼───────── ──────────┼───────── ──────────┼─────────
Сн = 53000│ │Сн = 1000 Сн = 0 │Сн = 300
───────────┤ ──────────┤ ──────────┤
11) 400 │4) 2 500 4) 2500 │2) 2 500 8) 1600 │9) 600
───────────┤ ──────────┤ ──────────┼─────────
│1) 1 700 5) 1200 │6) 1 000 │10) 500
───────────┼───────── ──────────┼───────── ──────────┼─────────
│7) 3 000 Од = 3700│Ок = 3500 Од = 1600│Ок = 1100
───────────┼───────── ──────────┼───────── ──────────┼─────────