Отражение ценностных ориентиров в текстах современных СМИ

 Упадок «новой экономики» отнюдь не означает, что новые информационные технологии, в том числе Интернет-технологии, потеряли свою значимость: просто в мир Интернета возвращаются такие традиционные ценности, как доход в качестве основного критерия, страх потерять работу, ограниченность числа реализуемых проектов. Традиционная (индустриальная) экономика использует новые информационные технологии для своего развития, приобщаясь к практикам «новой экономики». Это сказывается и на взаимодействии печатных и электронных СМИ, что приводит к обретению ими новых форм типа ньюсрумов, о чем шла речь выше. «Стратегия развития печатных СМИ, которые попадают в эпоху «после печатного слова», оказывается также под воздействием «новой экономики». Эта стратегия сводится к конвергенции всех разновидностей электронных СМИ (полимедиа) под хорошо раскрученным брэндом печатного органа. Такой процесс, с одной стороны, устраняет какое-либо ожидание новостей, а с другой – предоставляет подписчикам возможность получать тематические информационные дайджесты»[54]. Таким образом, современные масс-медиа становятся одним из самых мощных видов информационного оружия, которое использует для выполнения своих негативных аксиологичексих функций значительный потенциал вербальных средств (печатного слова и др.) и невербальных средств.

Необходимо иметь в виду то существенное обстоятельство, согласно которому современные масс-медиа используют в своей деструктивной деятельности по перестройке сознания человека опыт пропаганды, накопленный в нацистской Германии. Обычно приводят в качестве одного из основных принципов положение Геббельса о том, что многократно произнесенная большая ложь воспринимается как правда. Однако в нашей научной литературе практически не обращается внимания на значимость пропагандистского воздействия на индивида и массы языка в нацистской Германии. «Столь пристальное внимание нацистов к языку вполне оправдано. Они понимали, сколь мощным воздействием он обладает. Ведь язык «не только творит и мыслит, он управляет также чувствами, он руководит всей душевной субстанцией «человека». Виктор Клемперер, известный немецкий филолог, сравнивал слова с «мизерными дозами мышьяка: их незаметно для себя проглатывают, они вроде бы не оказывают никакого действия, но через некоторое время отравление налицо»»[55]. Именно посредством языка, на основе использования отдельных слов, оборотов речи и конструкций предложений, внедряются в сознание индивида идеалы и ценности, разлагающие существующие ценностные ориентиры общества. Данный процесс внедрения оказывается эффективным в силу того, что язык облекается в художественные формы. Таким образом, происходит «отравление» сознания человека, что усиливает негативные аксиологические функции СМИ.

 Следует иметь в виду то немаловажное обстоятельство, что сейчас в силу конвергенции всех разновидностей электронных СМИ и печатного слова особую значимость приобретает эстетическая сторона функционирования Интернета. Последний представляет собою новую знаковую среду, бытийную семиосферу, обладающую эстетическим потенциалом, сравнимым с силой искусства. Исследователи проводят аналогию между развитием искусства и бытийной сферой Интернета: «Продолжая аналогию между развитием искусства и бытийной семиосферой, необходимо отметить, что по мере развития архаической культуры в ней стали складываться различные художественные формы, такие как миф и поэзия. Возможно, что и в семиотической среде Интернета постепенно начнут появляться эстетические принципы, на основе которых уже сформировалась литература, поэзия и други6е формы искусства. Проводя параллель между Интернетом и искусством, следует помнить и о его специфике, которая состоит в том, что в Интернете эстетические принципы предстают не в отвлеченно-умозрительной форме, а становятся важной частью самой жизни»[56]. В данном случае при рассмотрении негативных аксиологических функций современных, особенно конвергированных СМИ, необходимо принимать во внимание эстетический потенциал Интернета, помня, что искусство способно разрушить государство.

Для негативного аксиологического воздействия современных СМИ на сознание человека используется и такое классическое и по сей день мощнейшее из разрешенных оружие информационных технологий, как нейролингвистическое программирование. Оно не только основано именно на невербальном воздействии, в том числе и формально вербальных средств, но и ориентировано на влияние, в том числе при помощи слов непосредственно на подсознание, на чувства - на первую сигнальную систему. Нейролингвистическое программирование игнорирует вторую сигнальную систему и связанную с ней логику, поэтому его влияние в значительно меньшей степени поддается осознанному самоконтролю человека. Поэтому оно значительно сильнее и непосредственнее влияет на поведение и представления индивида.

Широкое распространение информационных технологий кардинально меняет процесс принятия решений даже далеко за пределами сферы их непосредственного воздействия. Современные масс-медиа заставляют человека и социальные группы все время действовать в условиях крайне агрессивной информационной среды. Для последней обычно характерны: 1)постоянный излишек ненужной, заведомо избыточной информации - так называемый «белый шум», при помощи которого издавна скрывают конкретную информацию; 2)систематическое отсутствие адекватного реальности структурирования информации, поступающей к пользователю; 3)наличие и хаотическое, непредсказуемое развитие и взаимодействие значительного числа разнообразных «информационных фантомов», которые сконструированы специалистами в области high-hume для тех или иных целей и многие из которых не отличимы от реальных событий и факторов (классическим примером такого «информационного фантома» служит, по данным некоторых источников, «снежный человек»); 4)постоянное наличие значительного числа принципиально непознаваемых в данных условиях и данными наблюдателями явлений (например, части тех же самых «информационных фантомов»), способствующих формированию у большинства наблюдателей интеллектуальной пассивности[57].

Еще одним из негативных аксиологических факторов влияния современных масс-медиа является то, что применяемые ими технологии, в том числе и технологии high-hume, значительно ограничивают результативность использования логического анализа различных явлений социальной жизни. Вполне правомерно утверждение, согласно которому информационные технологии и особенно технологии high-hume ставят крест на значимости логики в осмыслении окружающей человека действительности, тем самым лишая его ориентации в социуме. Причина этого состоит в том, что логика как способ функционирования сознания по самой своей сути изоморфна в основном традиционным технологиям high-tech. Технологии же high-hume основаны на творческой интуиции, и поэтому high-hume гораздо мощнее high-tech, как творческая интуиция - формальной логики. «Как представляется, все это практически неизбежно формирует у индивидуального сознания (в том числе и в особенности творческого) рабскую приверженность господствующему мнению, слепое следование ему, доверчивость и катастрофическое, опять-таки напоминающее свойственное детям, отсутствие критичности»[58]. Именно отсутствие критического восприятия окружающего мира лишает индивида и социальные группы адекватной ориентации в постоянно усложняющемся обществе. Не случайно, сейчас на Западе и в России масс-медиа обрушивают на общество поток сведений из области оккультизма, мистицизма и астрологии: это позволяет определенным силам более эффективно управлять поведением и сознанием индивидов.

Не менее существенным негативным аксиологическим последствием влияния современных СМИ на сознание человека, которое остро ощущает свою неадекватность и недостаточность для восприятия окружающего реального мира, является формирование и распространение различного рода фобий. Последние представляют собою безотчетные, неподконтрольные сознанию страхи, произвольным образом концентрирующиеся на различного рода случайных предметах и явлениях: «Фобия – это интенсивный, иррациональный или неадекватный страх перед предметом, человеком, организмом или ситуацией, достигающий такой степени, которая препятствует нормальной жизни больного»[59]. Такого рода фобий насчитывается в настоящее время примерно 500, и они препятствуют нормальной жизнедеятельности современного человека, делая его поведение легко управляемым. В плане нашего предмета исследования существенным является то обстоятельство, что глубинная причина фобий состоит во внутреннем конфликте между обстоятельствами реального мира, которые помнит, знает или видит нормальный человек, и теми образами и оценками этих обстоятельств, массированно и настойчиво внедряемых его сознание технологиями high-hume.

Невиданный взрыв популярности фильмов ужасов в странах Запада отнюдь не случайно совпал с началом относительно широкого применения информационных технологий вообще и в масс-медиа в частности. Он, таким образом, является не столько стихийной реакцией совокупности индивидуальных сознаний на распространение относительно высоких стандартов благополучия и связанного с ним сенсорного голодания, сколько наглядным воплощением широкого распространения индивидуальных фобий. Все это способствует ускоренному и углубленному развитию психиатрии и психотерапии, которые позволяют держать под контролем сознание и поведение человека. Таким образом, происходит смыкание новейших информационных технологий, особенно технологий high-hume, и психиатрии вместе с психотерапией, что дает возможность тотального контроля над сознанием и поведением индивида.

Эти информационные технологии неразрывно связаны с сетью практик «новой экономики», которая образует нервную систему всего человеческого сообщества. В данное время эта структура носит пирамидальный характер: верхняя часть пирамиды представляет собою серверы, нижняя – персональные компьютеры. Внедрение же Peer-to-Peer (P2P) технологий трансформирует эту структуру в паутинообразную сеть – на каждый персональный компьютер может работать мощность всей сети[60]. Не только концептуально, но уже и частично на физическом уровне сети включают в себя конвергированные масс-медиа, создавая таким образом глобальный инструментарий манипуляции поведением всего активного человечества. Возникает возможность информационно-психологического управления сознанием и поведением отдельного человека и широких масс. Говоря словами Ф. Достоевского, наступает царство Великого инквизитора, который теперь будет полностью невидимым. Наиболее эффективное решение этой задачи усматривается в так называемом рефлексивном управлении – специфическом способе социального контроля, когда оказывается информационное воздействие на индивидов и группы без обратной связи[61]. Вполне естественно, что невозможность обратного информационного воздействия обеспечивает эффективность социального контроля над индивидами и группами. Неудивительно, что в теории коммуникации эту сторону рефлексивного управления социальной системой квалифицируют как информационную войну[62]. Последняя выполняет свои негативные аксиологические функции при помощи неконвергированных и конвергированных масс-медиа весьма эффективно, о чем свидетельствует целый ряд фактов – война в Персидском заливе, развал Советского Союза и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать