Отражение ценностных ориентиров в текстах современных СМИ

В свое время США использовали всю свою идеологическую мощь, чтобы в ходе «холодной», информационно-психологической войне разрушить Советский Союз. Для достижения этой цели американские специалисты, отмечает Д.В. Кандыба, использовали секретные трансовые методы по отношению к населению всей страны: «Эти методы погрузили страну в транс и сделали ее сверхуправляемой. В этом положении можно (как мы уже показали в приведенных экспериментах) колоть, жечь, убивать, делать все, что угодно. Никакого массового сопротивления быть не может, пока страна в трансе. Эти секретные методы управления животными, человеком и человеческими сообществами позволяют провести любые «реформы», любую «конституцию», любые «военные доктрины», любое территориальное «устройство» и т. д. Следует только добавить, что очень важна при погружении человека в транс и удержании его в нем, постоянная поддерживающая суггестия (внушение). Поэтому ТВ, следуя секретной трансовой психотехнологии, должно стать жестко проамериканским (то есть проправительственным) и возглавить его должен по этой схеме главный идеолог перестройки - А.Яковлев, и чем быстрее это произойдет, тем глубже станет национальный транс»[72]. Действительно, большинство масс-медиа в России стали проамериканскими и принялись насаждать в нашем обществе чуждые ему ценности.

В постсоветской России началась информационная война в полном соответствии с методами трансовой психологии, связь которых с социально-общественной обстановкой страны впервые в науке были описаны В. М. Бехтеревым. Последний «впервые указал на опасность знания трансовой техники государственными лидерами, так как возникает возможность ее использования для погружения целой страны в транс и насаждения в ней любой идеологии в условиях всеобщего повиновения, а при умелой СК-терапии, и всеобщего ликования, как это и сделали Сталин, Гитлер, Рейган и новые лидеры СССР. Но СССР - это не американская лаборатория, и общество должно знать, что прозрение рано или поздно наступит, народ выйдет из транса и история вновь пойдет с нуля, такова историческая логика». Происходящие сейчас события свидетельствуют, что для России просматривается свет в конце туннеля, ибо начинает проявляться логика ее развития как государства-континента.

В силу данного обстоятельства стоит весьма остро проблема поиска государственной идеологии, чтобы Россия могла устранить существующий кризис социума и обрести былой престиж. На наш взгляд, контуры этой государственной идеологии в свое время были намечены выдающимся ученым В.И.Вернадским. Именно им в 1918 году была выдвинута идея России (и Америки) как государства-континента, представляющего собою этап на пути формирования единого человечества. «В отличие от империй, государство-континент Россия, - отмечает Ю.А.Жданов, - не имеет этнокласса, т.е. экономически, политически господствующей нации. Все представленные в ней народы, этносы равны. Это государство в равной степени русское, татарское, бурятское, башкирское, аварское, осетинское, чеченское, ингушское, мордовское, чувашское, лезгинское, карелофинское, украинское, армянское, еврейское, казахское, калмыцкое, узбекское, якутское, таджикское, грузинское – в нем все равны перед законом. В то же время, как целостная страна, она обладает единой, органической, историко-культурной, социально-экономической, оборонной, геополитической общностью, перед которой ответственны все ее граждане»[73]. В связи с этим весьма существенным является понимание целостности России как «общечеловеческого достояния», открывающего перспективы созидания «единой мировой организации человечества», «мирного мирового сожительства народов».

Перед нами позиция В.И. Вернадского, в которой намечены пути утверждения общечеловеческой ценности России и которая акцентирует внимание на таких всем известных общечеловеческих ценностей, как свобода, социальное равенство, национальное братство, человечность и сострадание, внимание к старикам, женщинам и детям, любовь к ближнему и природе. Понятно, что идеология России должна носить гуманистический характер, проявляющийся в неоспоримой первоценности человеческой личности, когда каждый человек имеет все цивилизованные права и их защиту, когда каждый человек обладает возможностями для образования, творческого развития и духовного самовыражиния, когда у каждого человека сформировано развитое чувство гражданина и чувство общественного долга и т. д. Именно такого рода идеология российского общества и государства должна проводиться в жизнь отечественными масс-медиа, независимо от форм собственности.

Поскольку идеология включает в себя нравственность, постольку обеспечение безопасности индивида и общества в России от аксиологически негативного влияния СМИ предполагает возрождение и укрепление отечественных нравственных ценностей. Ведь полученные недавно российскими исследователями результаты в области компьютерной оперативной психосемантической диагностики показывают возможность коррекции человеческой психики посредством разработанной ими психотехнологии. Один из этих исследователей И.В. Смирнов подчеркивает мощь этой психотехнологии следующим образом: «С помощью психосемантического анализа мы узнаем, что нарушено в психике и почему, - и корректируем. Мы влезаем в святая святых человека – его душу. И впервые это сделано не с помощью интуиции, психологического обаяния, гипноза, а с помощью инструмента, железки. Мы придумали скальпель для душ! Это, конечно, страшно, поэтому приходится быть очень осторожным»[74].

В данном случае используются методы компьютерной оперативной психосемантической диагностики, посредством которых позволяют получить данные об электрических потенциалах человеческого мозга. Затем компьютер обрабатывает полученную информацию и выводит на дисплей в виде реконструкции картину неосознанной психической деятельности индивида. На этой основе составляется текст внушения (фабула), состоящий иногда из одного слова и длиться всего 4 или 7 секунд. Далее происходит кодирование посредством музыки или шума и осуществляется запись на аудиокассету. Составление текста внушения предполагает знание менталитета конкретной группы, к которой принадлежит индивид, родной язык, вероисповедание и присущие этому человеку ключевые слова, действующие на его подсознание. Аудиокассета носит индивидуальный характер, ее можно слушать дома и даже во время сна. Отсюда не следует, что при помощи такого рода психотехнологии можно заставить человека сделать все, что угодно, в том числе причинить вред другим индивидами. «Создать фабулу, - подчеркивает И.В. Смирнов, - способную причинить вред, особенно группам людей, - невероятно сложно: в каждом человеке генетически заложены нравственные критерии, которые не позволяют сделать из человека злобного зомби. Сколько человеку ни внушай: «Иди и убей», он никогда этого не сделает, если у него нет к этому предрасположенности». Не случайно, сейчас рассматривают нравственность как стратегический ресурс выживания человечества.

Результаты, полученные методами компьютерной психотехнологии, свидетельствуют о том, что существует органическая взаимосвязь между нейрофизиологическими, психическими структурами и социальными ценностями. Действительно, следует принимать во внимание то обстоятельство, что на нейрофизиологической основе формируются психические структуры общественного человека, без которых невозможно существование этических норм и ценностей. Сегодня структурно-функциональные отношения, определяющие индикативную функцию конкретной психической структуры, представляют собою центральную проблему неврологических наук. Наиболее распространенная модель постулирует, что на уровне нейронов каждую психическую структуру можно отождествить с тем или иным физическим состоянием нейронной сети мозга, образуемой в результате физической и/или электрической активности постепенно формирующейся группы четко определенных, хотя и разнесенных в пространстве, нейронов. Значимость всего изложенного состоит в том, что фундаментальная предрасположенность человеческого мозга к моральным суждениям коренится в его способности создавать психические структуры, участвующие в опенке «себя как другого»[75].

В основе этических ценностей лежат такие базовые эмоции, как предвкушение (или аффективное поведение), гнев, страх и паника (или дистресс), а также «ингибитор насилия» и эмпатия. Известно, что моральные суждения часто в явном виде соотносятся с удовольствием или страданием, одним словом, с испытываемыми эмоциями. «Здесь перед нами снова внутренние репрезентации, но очень специфического качественного типа. Эти репрезентации субъективны и пассивны, приятны либо неприятны и постоянно обновляются. Они передаются в ходе социальных контактов, прежде всего посредством мимики»[76]. Данная нейрофизиологическая модель эмоций в значительной степени подтвердилась, она высветила связи между «цепями мысли» (кора), «цепями движения» (прежде всего базальные ганглии) и «цепями ощущений», или лимбической системой. «Эти эмоции могут формировать варианты схемы тела в контексте конкретных взаимодействий организма с окружающим миром и играют важную роль в самооценке, обеспечивающей глобальную адаптацию поведения. Возможно, в такой самооценке участвуют «соматические маркеры», в которых репрезентируются оценки, основанные на предшествующем опыте»[77]. Следует отметить, что человеческий мозг естественно «предрасположен» к этическим ценностям в силу способности создавать психические структуры, репрезентации природного и социального мира, испытывать моральные чувства типа симпатии или ингибирования агрессии, эпигенетического «складирования» социальных конвенций и этических норм, рассуждать в пределах сознательного пространства и выбирать согласующиеся с нравственными ценностями планами действия. В целом «рост симпатии и подавление насилия могут составлять «сырье» для нормативных основ человеческой моральности». Эти основы, как известно были четко сформулированы Мо Цзы и Конфуцием в древнекитайской традиции и П. Кропоткиным в его эволюционной, естественнонаучной перспективе, что следует разрабатывать дальше, т.е. проблема нейрофизиологических оснований этики только начинает разрабатываться. Несомненно одно: в ходе разработки мероприятий по обеспечению защиты человека и общества от аксиологически негативного влияния следует принимать во внимание исследования в сфере нейрофизиологии, психологии и социальных наук.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать