Отражение ценностных ориентиров в текстах современных СМИ

3.4. Обеспечение безопасности индивида и общества от аксиологически негативного влияния СМИ

Стремительное развитие информационных технологий, особенно технологий high-hume, их применение в масс-медиа принесло современному обществу спектр невиданных до сих пор возможностей в плане быстрого получения глобальной информации и ее использования. Информатизации общества способствуют трансконтинентальные системы связи и телевидения, спутниковая навигация, быстродействующие ЭВМ и т.д. Человечество имеет дело с первыми плодами бурно развивающейся информационной революции, причем самое смелое воображение не может предвидеть контуры ближайшего информационного будущего. «Однако не только розы распускаются на древе информатизации, - отмечает В.Ф. Прокофьев, - но и пробиваются острые шипы, грозящие поранить своего заботливого хозяина. Как правильно догадывается наш просвещенный читатель, речь идет об информационной войне, методах и средствах ее ведения. Среди последних нарастающую опасность представляют системы скрытого информационного противоборства…, основным объектом нападения которых является психика человека»[63]. В связи с этим становится понятным то обстоятельство, согласно которому особое место среди объектов защиты в системе обеспечения информационной безопасности отводится защите от воздействия аксиологически негативной (вредоносной) информации. Поэтому нельзя не согласиться со следующим утверждением отечественного исследователя В.Н. Лопатина: «В отличие от других случаев, когда государство должно создавать условия для реализации права граждан на доступ к информации или защищать информацию ограниченного доступа, оно здесь должно создавать условия для защиты самого человека и общества от вредоносного влияния определенного рода информации»[64].

В Конституции Российской Федерации весьма четко прописаны основания для ограничения информационных прав, что позволяет осуществить защиту основ конституционного строя государства, нравственности общества и здоровья других лиц. К аксиологически негативной, или «вредоносной» информации по этим основаниям в специальной литературе обычно относят:

информацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

— призывы к войне;

— пропаганду ненависти, вражды и превосходства;

— распространение порнографии;

— посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей;

— рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую);

— информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей.

Несмотря на существующие в законодательстве отдельные ограничения на распространение такого рода информации (например, в Федеральном законе «О рекламе», статьи 5-10, 31), законодательно не установлены, во-первых, критерии выявления такой информации и проведения экспертизы; во-вторых, механизмы реализации ограничений (режим распространения). Все это значительно затрудняет установление фактов нарушений и привлечение к ответственности виновных лиц, хотя в некоторых законах такая ответственность декларируется: «за использование скрытой рекламы», «нарушение требований к рекламе отдельных видов товаров», «использование информации во вред себе и другим», «за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Таким образом, актуальность подготовки законопроектов по этим вопросам, включая запрещение пропаганды ненависти, вражды и превосходства, и установления ответственности за подобные правонарушения является несомненной.

Оказывается, что самыми неразработанным в этой области является спектр вопросов деструктивного воздействия на человека со стороны других людей с парапсихологическими способностями, оккультных организаций, а также других лиц, которые применяют скрытое программирование источников информирования, генераторов физических полей и излучений, программ ЭВМ и иных психотехнологий[65].

Как известно, проблемы воздействия на сознание (подсознание) человека издавна волновали людей во многих странах мира. Новые информационные технологии, средства массовой коммуникации и масс-медиа во много раз усилили возможности психического воздействия на человека, социальные группы и население страны в целом. По оценкам психологов, «человек разумный» постепенно превращается в «человека информационного» - гипнабельность людей за последние 15 лет возросла в три раза (составляет более 90 процентов)[66]. Наряду с традиционными методами управления обществом, группами и отдельными личностями (административно-организационные, экономические, социально-психологические и правовые) все большее распространение получает специальный метод централизованного воздействия на широкие слои населения — метод информационного управления[67].

В качестве методологической основы информационного управления следует использовать установки Антонио Грамши: для достижения стратегических целей изменения общественного строя надо действовать, меняя не базис общества, а через надстройку — силами интеллигенции. В таком случае происходит «молекулярная агрессия» в сознании общества, которая разрушает его культурное ядро. Эти положения соответствуют следующему основному постулату теории управления, согласно которому эволюции в человеческом сознании достичь гораздо проще, нежели осуществить в нем революционные изменения. Основными средствами достижения такого рода целей выступают масс-медиа, системы образования и культовые организации. Нас интересует решение проблемы обеспечения защиты индивида и общества от аксиологически негативного влияния современных СМИ.

О значимости информационно-психологической защиты индивида и социума свидетельствуют следующие факты «результативности» подобного негативного воздействия масс-медиа. Как известно, сейчас в России существует несколько десятков видов деструктивных религиозных сект, типа «Белое братство» и «Аум Синрикё», почти во всех регионах страны. Согласно отдельным оценкам, в различные новых религиозных организациях насчитывается от 3 до 5 млн. человек. Из них до 70% — молодежь, в т. ч. около 1 млн. — студенты, каждый четвертый из которых бросил учебу, в результате было разрушено до 250 тыс. семей. Все это — итоги изменения сознания и поведенческих реакций индивидов, особенно молодых людей, привлеченных в подобного рода секты.

Общеизвестны также результаты манипулирования массовым сознанием через заложенное в рекламу скрытое программирование («25-й кадр»), когда человек делает что-либо помимо своей воле и желанию. Так, в 1997 г. около 700 японцев попали в больницу с признаками эпилепсии после просмотра «компьютерного мультика», т. е. в силу воздействия масс-медиа был нанесен вред их здоровью. Сюда следует добавить ежедневные объявления в российских федеральных и местных газетах типа «наведу порчу» и «сниму сглаз» многочисленных шаманов, колдунов, магов и т. п. В данном случае индивиды не только попадают в сети обыкновенного мошенничества, но и нередко платят за это своим здоровьем.

В связи с изложенным нельзя не согласиться со следующими тезисами В.Н. Лопатина: «Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них к правонарушениям. Многочисленные общественные комитеты, в том числе родительские, по защите от такого воздействия, существующие сегодня в РФ, большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о проверке таких фактов и защиты населения от вредного воздействия специальных средств на их психику — все это также указывает на серьезное отставание государства от практики общественных отношений в этой сфере»[68]. Иными словами, объективно требуется активное участие государства в правовом регулировании процессов в сфере информационных процессов и масс-медиа. Следует отметить, что на Западе в связи для пресечения аксиологически негативного воздействия Интернета, используемого электронными масс-медиа, создаются специальные отделения киберполиции. Ведь процесс развития Сети приводит к тому, что она начинает претендовать «на то, чтобы стать основой для функционирования многих жизненно важных механизмов человеческого общества»[69].

Современное российское государство для обеспечения информационной безопасности человека, общества и самого себя должно уделить особое внимание идеологии развития нашей страны. Несмотря на то, что в Конституции записано требование России не иметь государственной идеологии, последняя объективно необходима. Эмпирическим фактом является то, что ни одно из обществ (и государств) не может обойтись без идеологии. Ведь идеология это «характерная для конкретного общества ценностная система философских, научных, эстетических, нравственных, правовых, политических, экономических, социологических знаний о мире и месте человека, которая организует, регулирует, интегрирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни общества»[70]. Идеология пристрастна, так как она выражает реальные интересы и умонастроения классов, социальных слоев и народов. Государство же как интегратор всех интересов общественных классов, социальных групп и слоев не может нормально функционировать без идеологии.

Необходимо иметь в виду то, что современное западное общество придерживается сформулированного им мифа о собственной неидеологичности. В действительности это совсем не так, на что обращает внимание А.А. Зиновьев, хорошо знающий Запад: «Существование особой западной идеологии отрицается. Но это на самом деле есть одна из идей западной идеологии. Она существует, причем является более мощной, чем была советская, по всем основным характеристикам – по числу занятых в ней людей, по средствам распространения и вдалбливания ее в головы людей, по пропитанности ею всей сферы общества… Идеология спрятана, растворена, рассеяна во всем том, что предназначено для менталитета людей – в литературных произведениях, фильмах, специальных книгах, научно-популярных и научно-фантастических сочинениях, газетных и журнальных статьях, рекламе и т.д. Она слита с внеидеологическими феноменами настолько, что вторые просто немыслимы без нее. Это делает ее неуязвимой для критики. Она везде и во всем, и потому кажется, будто ее вообще нет… Люди там даже не замечают, что с рождения и до смерти постоянно находятся в поле действия идеологии. Они потребляют ее вместе со всем тем, что они потребляют для своего ментального питания. Делают они это без всякого усилия, без принуждения, свободно, без сборищ»[71]. На Западе существует единая имплицитная идеология развитого буржуазного общества, которая нацелена на создание идеологически однородного социума.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать