5. По названиям книг определите, к каким уровням (макро- или микроэкономика) они относятся:
· Дж.Кейнс " Общая теория занятости, процента и денег"
· В.Александров " Налогообложение прибыли предприятий"
· А.Смит " Исследование о природе и причинах богатства народов"
· У.Петти " Трактат о налогах и сборах"
· Ф.Феттер " Капитал, процент и рента"
6. Как Вы думаете, для чего люди должны изучать экономические законы?
7. Запишите в конспекте фамилии наиболее известных экономистов и попытайтесь обосновать их персональный вклад в развитие экономической науки.
ТЕСТЫ для самопроверки знаний
1. Какая из школ экономической теории была исторически первой:
А) марксизм;
Б) меркантилизм;
В) кейнсианство;
Г) классическая политэкономия.
2. В чем заключается единство законов природы и общества:
а) носят объективный характер;
б) не зависят от деятельности людей;
в) являются вечными.
3. Когда возникла экономическая наука как самостоятельная область знаний:
А) в древнем мире;
Б) в период становления капитализма.
4. Каков прямой результат познавательной функции политэкономии:
А) определение экономических законов, принципов и моделей;
Б) сбор эмпирических данных о хозяйственной жизни;
В) выработка экономической политики.
5. Можно ли изменять экономические законы так же, как юридические:
А) можно;
Б) экономические законы объективны.
6. Может ли правильная теория стать ошибочной:
А) да, если изменилась отражаемая ею действительность;
Б) нет, так как истина абсолютна.
7. Почему практика является критерием истины:
А) она доказывает верность теоретических положений в каждом акте практических действий;
Б) она удостоверяет их правомерность лишь в качестве тенденций.
8. В чем состоит экономическая свобода:
А) в следовании требованиям экономических законов;
Б) в независимости поведения от их требований.
9. Препятствует ли идеологическая функция политэкономии реализации других ее функций:
А) нет, если идеологическая функция не доминирует над другими;
Б) да, когда она другие подавляет;
В) идеологическая функция нейтральна к осуществлению других функций политэкономии.
10. Можно ли нарушать экономические законы:
А) можно, но тогда результативность хозяйственной деятельности падает;
Б) нельзя, ибо они объективны.
Rep.!
· Абстракция
· Макроэкономика
· Микроэкономика
· Дедукция
· Индукция
· Анализ
· Синтез
ТЕМА 2. Экономические потребности и производственные возможности общества. Экономические интересы
Программная аннотация
Производственные возможности общества и потребности. Производство и его основные факторы. Граница производственных возможностей. Продукт производства. Ограниченность ресурсов. Необходимый и вспомогательный продукт.
Экономические потребности общества, их сущность и классификация. Неограниченность потребностей. Закон возвышения потребностей.
Полезность продукта. Объективная и субъективная полезность продукта. Граничная полезность продукта.
Экономический интерес, его объект, функции. Интересы и потребности: диалектика взаимосвязи. Общее и различия в системе интересов.
Производство и проблемы удовлетворения растущих потребностей общества.
Опорный конспект
Экономические потребности общества
На всех этапах хозяйственной деятельности между группами людей, предприятий, собственниками, внутри фирм, между городом и деревней, между гражданами, - всеми ими, с одной стороны, и государством, с другой, развиваются экономические отношения. Вне этих отношений, при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.
Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека, и вторичные (кино, театр, спорт и т.д.). Чаще их рассматривают как материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относятся и многие виды услуг. С позиций конечного использования экономические блага подразделяются на личные и производственные.
Необходимость в хозяйственной деятельности и вызывается имеющимися потребностями.
В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии: ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, а весь процесс деятельности протекает в противоречивой форме. Ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Основное свойство ресурсов заключается в их редкости или ограниченности. Потребности же общества безграничны и полностью не могут быть удовлетворены.
По словам В. Леонтьева, экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и все они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее "лицо", эффективность функционирования.
Общественное производство и его роль в жизни общества.
Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу.
Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.
Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.
Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.
Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.
Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.
Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.
Производство нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.е. с его материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил, а характер их проявления - способом соединения работника со средствами производства, т.е. отношениями собственности на средства производства.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию
1. Экономические потребности общества. Закон возрастания потребностей.
2. Проблема безграничности потребностей и ограниченности ресурсов.
3. Интересы и потребности: диалектика взаимосвязи.
Термины и понятия
Возможность, потребность, экономические интересы, полезность продукта, необходимый продукт, конечный продукт, производительные силы, производственные отношения, способ производства, экономические отношения, экономический закон,
Темы рефератов
· Борьба за ограниченные ресурсы.
· Факторы производства: земля, труд, капитал.
· Информация как фактор производства.
· Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.
· Исторические тенденции развития производительных сил.
· Структура производственных отношений и взаимосвязь ее элементов.
Загляни в словарь!
Нужда
Мотив
Потребность
Эгоизм
Альтруизм
Сноб
Престиж
Оптимальный
Это интересно!
Ютиль, единица полезности, - условная величина, предложенная А.Маршаллом
( от англ. Utility - " полезность").
Авторитетное мнение
" Труд - отец богатства,
а земля - его мать
У.Петти
Уильям Петти (1623 - 1687) - английский экономист, один из родоначальников теоретической экономики, создатель основ статистики, статистико - экономических методов исследования.
Подумай!
Художник - сюрреалист Сальвадор Дали, стараясь подчеркнуть свою уникальность, исключительность, всегда стремился приобретать редкие, шокирующие обывателя вещи ( очень часто за баснословную цену).
К какому типу нерационального поведения относится этот факт?
Цитата
Из ничего не сделаешь ничего,
Ничего не высосешь из пальца,
Сам Бог не сделал бы ничего,
Не будь у него матерьяльца.
Генрих Гейне, немецкий поэт.
Подумайте, о каком экономическом понятии говорят эти строки?
? Подумай и ответь
1. Возможно ли, на Ваш взгляд, потребности какого-то одного человека точно количественно соизмерить с объемом потребностей другого лица?
2. Определите, какие блага относятся к естественным, а какие к экономическим продуктам:
А) Грибы;
Б) Уголь и руда в шахтах и рудниках;
В) Бананы;
Г) Руда на металлургическом заводе;
Д) Капуста.
3. Установите, какие из благ являются предметами потребления, а какие - средствами производства:
А) сахар - песок;
Б) соль;
В) коньки;
Г) грузовая машина;
Д) персональный компьютер.
4. Можно ли количественно измерить потребности с помощью денег?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39