Политэкономия

Запись содержания книги или статьи еще не свидетельствует о глубоком усвоении материала. Только когда студент в состоянии пересказать его своими словами, свободно, без утраты главных идей и положений, он может считаться изученным. К такому усвоению необходимо стремиться. Каждый из источников может содержать материал по различным проблемам, обозначенным пунктами плана.

В процессе чтения литературы не могут не возникать собственные мысли, соображения, приходить на память примеры из жизни. Их необходимо записывать, так как позже они могут быть забыты.

Каждый проработанный источник прибавляет что-то новое к имеющимся у вас знаниям, и именно это новое вы должны стремиться вычленить, усвоить, зафиксировать. Такое активное чтение, усвоение и обработка источников, а также собственное творчество, не могут не привести к некоторым порой существенным изменениям в плане. Не нужно бояться дополнить его новыми пунктами или отказаться от того или иного пункта, некоторые частные вопросы объединить в более крупные.

Закончив просмотр, чтение, обработку и систематизацию материала необходимо обратиться к тому, что накопилось в конвертах. Здесь немало выписок, цитат, конспектов, собственных замечаний, газетных вырезок. Кажется, материала хватит для нескольких рефератов, а написать нужно один, и к тому же небольшой. Следует внимательно изучить все, что собрано для реферата. Не исключено, что первоначальная группировка материала вас не удовлетворит: разделы окажутся слишком большими, или даже выходящими за пределы темы. Не нужно этого бояться. Ведь никогда весь собранный материал не может войти в работу, но большой объем прочитанных источников создает необходимый кругозор, позволяет сознательно очертить грани избранной темы.

На этом этапе необходимо окончательно продумать план реферата. План - это логическая основа реферата, от оригинальности ее построения, четкости, правильной соотнесенности частей во многом зависит качество будущей работы.

Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывали ее целиком. При этом может быть несколько композиционных решений:

1)      хронологическое (тема рассматривается в исторической последовательности - от этапа к этапу);

2)      описательное ( тема расчленяется на составные части, элементы, в целом раскрывающие определенное явление);

3)      аналитическое (тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах).

Очень важно при составлении плана соблюсти единый принцип его деления, следить за тем, чтобы каждый пункт был соотнесен с главной темой и не содержал ненужного повторения в других пунктах.

Важными разделами работы являются введение и заключение. Во введении студент обосновывает актуальность темы, обозначив круг составляющих ее проблем, и четко, лаконично определяет задачу своей работы. Кроме того, следует отметить, в каких произведениях известных ученых - экономистов рассматривается изучаемая проблема, сформулировать основную задачу, которая ставится в реферате.

В основной части работы большое внимание следует уделить глубокому теоретическому освещению как темы в целом, так и отдельных ее вопросов, правильно увязать теоретические положения с практикой, конкретным фактическим и цифровым материалом. Изложение должно осуществляться в соответствии с составленным планом.

В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги исследования.

Реферат должен быть написан ясным языком, без повторений, сокращений, противоречий между отдельными положениями.

Выполненная работа делает написание реферата сложным и ответственным процессом. Было бы неправильно ограничить свою работу сведением положений, взятых из разных источников в нечто целое, прибегая к книжным формулировкам и фразам, заимствованным из газетных и журнальных статей. В таком случае получится тематический конспект, а не реферат. Для многих студентов, не имеющих серьезных навыков литературной работы, он может стать промежуточным звеном в создании реферата, так как способствует выработке активного творческого мышления, умения выявлять главные проблемы, строить композиционно сложную, завершенную работу на основе многочисленных источников.

В отличие от тематического конспекта реферат требует от студента несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы, умения логически стройно изложить материал, оценить различные точки зрения на исследуемую проблему, высказать о ней свое собственное мнение.

Изученный материал в нашем изложении преобразуется, предстает в новой литературной форме, по-новому группируется, систематизируется. Кажется, что искусству собственных формулировок, составленных на основе всевозможных выписок, научиться очень сложно. Но оно, естественно, приходит к человеку, который хорошо усваивает прочитанное, тем самым включает новое в общую сумму своих знаний.

Итак, реферат - это самостоятельное произведение студента . Оно должно свидетельствовать о знании опубликованной литературы по данной теме, ее основной проблематики, отражать точку зрения автора реферата на эту проблематику, его умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

Большое значение имеет правильное оформление реферата. На титульном листе необходимо указать название вуза, факультета, реферата, группу, свою фамилию и инициалы, фамилию научного руководителя. На следующем листе приводится план реферата с указанием страниц соответствующих разделов. Реферат должен быть написан разборчиво. Приводимые в тексте цитаты из экономической литературы, а также статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты. Текст реферата пишется с одной стороны листа с оставлением полей, каждый пункт плана должен начинаться с новой страницы. Страницы должны быть пронумерованы. Объем реферата 10-15 страниц машинописного текста через 2 интервала. В конце работы обязательно должен быть приложен список литературы. По нему преподаватель может определить, с какими публикациями по избранной теме познакомился автор реферата, каков уровень его библиографической культуры.

Есть несколько способов группировки литературы:

А) алфавитный;

Б) систематический;

В) хронологический.

Алфавитный способ применяется чаще всего при небольшом объеме реферата и предусматривает расположение источников в алфавите фамилий авторов или заглавий книг и статей.

Систематический способ группировки литературы предполагает распределение ее по рубрикам, соответствующим главам реферата. В пределах каждой рубрики книги и статьи перечисляются в алфавитном порядке.

В ряде случаев, когда это определено характером темы, может быть использован хронологический принцип расположения книг и статей - по годам их выхода из печати.

Какой бы способ группировки литературы ни был избран студентом, рекомендуется составлять список литературы в следующей последовательности:

1. Официальные материалы ( законы, указы).

2. Остальные, использованные в реферате, источники - в соответствии с избранным принципом.

 Подготовленный реферат, как правило, защищается на семинарском занятии студентами дневного отделения.

Целесообразно тезисы выступления, а точнее - обозначение разделов и подразделов реферата, сокращенное изложение основного материала (определение важнейших понятий, упоминание цифр и фактов, формулировка выводов) размножить и раздать студентам как материал для последующего обсуждения. Заканчивая подготовку к выступлению с рефератом на семинарском занятии, полезно прочитать весь его текст "для себя" . Это будет способствовать закреплению материала в памяти и позволит во время выступления либо совсем не заглядывать в конспект (план, текст ), либо свести обращение к нему до минимума. После обсуждения реферата в группе работа студента оценивается преподавателем.

Примерная тематика рефератов по дисциплине " Политическая экономия"


1.       Трактовка предмета политической экономии различными школами экономистов.

2.       Субъекты и объекты экономических отношений.

3.       Экономический человек и рациональное экономическое поведение.

4.       Методы экономического анализа.

5.       Соотношение понятий: принципы, закономерности, законы в политической экономии.

6.       Научная абстракция и экономические категории.

7.       Экономико-математическое моделирование как метод научного познания.

8.       Научные гипотезы и их проверка в экономическом эксперименте.

9.       Экономическое мышление: роль и место в структуре общественного сознания.

10. Возрастание значения экономической политики в условиях реформ.

11. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

12. Философские основы политической экономии.

13. Противоречия и их роль в социально-экономическом развитии.

14. Стадии и фазы экономического развития.

15. Редкость благ и производство.

16. Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.

17. Проблемы эффективности производства в условиях рыночной экономики.

18. Устойчивость производства и ее влияние на жизнь общества.

19. Борьба за ограниченные ресурсы.

20. Материальное производство и непроизводственная сфера.

21. Роль и значения государственной собственности в рыночной системе хозяйствования.

22. Значение принципов частной собственности и свободы предпринимательства для рыночного хозяйства.

23. Преимущества и недостатки различных вариантов приватизационного процесса в Украине.

24. Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.

25. Деньги и их роль в экономике.

26 Инфляция; причины возникновения и методы борьбы с ней.

27. Электронные деньги и формы их использования.

28. Анализ законов денежного обращения , сформулированных К.Марксом и И.Фишером.

29. Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма.

30. Понятие рыночного равновесия и его устойчивость.

31. Координирующая роль цен.

32. Исторический процесс познания рынка как экономического явления.

33. Основные черты свободного ( классического ) рынка.

34. Полная и достаточная экономическая свобода в условиях рынка.

35. Неценовая конкуренция.

36. Дефицитный рынок: причины функционирования и последствия.

37. Происхождение и мировая история предпринимательства.

38. Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии.

39. Цели, основные функции и конкретные задачи предпринимателя.

40. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.

41. Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в Украине.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать