Увеличение дебиторской задолженности произошло за счет заказчиков, финансируемых из федерального бюджета. Это Министерства образования и здравоохранения, их долг составил 3946 тыс. рублей. Высока доля задолженности по промышленным предприятиям – 695 тыс.рублей.
Анализ структуры дебиторской задолженности по срокам возникновения показывает, что предприятие может не получить в 2006 году 436 тыс. рублей. В целом рост дебиторской задолженности не желателен и является с одной стороны результатом проводимой экономической политике в стране, которая способствовала свертыванию производства сети промышленных предприятий, упадку сельского хозяйства, недостаточности финансирования бюджетной сферы, что обусловило низкий уровень денежной массы в расчетах, а с другой - ослабление финансовой и расчетно-платежной дисциплины, ухудшение контроля за дебиторскими счетами.
За счет увеличения дебиторской задолженности предприятие не может своевременно рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам. Высокая доля приходиться на задолженность перед поставщиками, социальному страхованию, перед бюджетом.
2.3. Анализ прибыли и рентабельности
Следует рассчитать влияние оборачиваемости оборотных активов на изменение прибыли от продаж, ибо их ускорение оборачиваемости оказывает положительное влияние на приращение выручки от реализации, а следовательно, с каждым актом продажи наращивается получение прибыли, содержащейся в каждом рубле реализованной продукции.
Составим модель зависимости изменения прибыли (Р) от действия факторов x,y,z, т.е.
P=P ∕ N ∙ N ∕ OA∙OA, или P=x ∙ y ∙ z.
Исходные и аналитические данные для расчета влияния факторов содержатся в таблице 14. На базе данных таблицы 14 предлагается рассчитать влияние указанных выше факторов на изменение обобщающего показателя прибыли, используя метод цепных подстановок.
Тогда:
∆P(x)= ∆x ∙ yo ∙zo=-0,005∙1,76∙720012=-6336,10
∆P(y)= ∆y ∙ x1 ∙zo=0,38∙0,068∙720012=18605,11
∆P(z)= ∆z ∙ x1 ∙y1=-30632∙0,068∙2,14=-4457,56
Таблица 13
Расчет влияния оборачиваемости оборотных активов на изменение прибыли от продаж по данным ОАО НПО «Искож»
Показатель |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Изменение (+,-) |
||
А |
|
|
|
||
1. Выручка от продаж, тыс.руб.(N) |
1474649 |
1271868 |
202781 |
||
2. Прибыль от продаж, тыс.руб (Р) |
100978 |
93167 |
7811 |
||
3. Среднегодовые остатки оборотных активов, тыс.руб. (ОА) |
689380 |
720012 |
-30632 |
||
4. Рентабельность продаж, коэф. (п.2:п1) |
0,068 |
0,073 |
-0,005 |
||
5. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, об. (п.1:п.3) |
2,14 |
1,76 |
0,38 |
||
6. Прирост (уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения: |
|
|
-7811 |
||
6а. Рентабельности продаж (х) |
|
|
-6336,10 |
||
6б. Коэффициента оборачиваемости оборотных активов (у) |
|
|
18605,11 |
||
6в. Изменения средних остатков оборотных активов (z) |
|
|
-4457,56 |
||
7. Баланс отклонений (6а+6б+6в) |
|
|
-7811 |
||
Совокупное слияние факторов: -6336,10+18605,11+(-4457,56)=-7811 тыс. руб.
Расчеты показывают, что на изменение прибыли существенное влияние оказало снижение рентабельности продаж до 6% в отчетном году по сравнению с прошлым – 7%, из-за чего уменьшилась и прибыль на 6336,10 тыс. руб. (стр.6а, табл. 13). Наличие оборотного капитала и снижение темпов его оборачиваемости (с 1,76 оборота в предыдущем году, до 2, 14 оборота в отчетном году), обеспечило прирост прибыли только на сумму 14147,55 тыс. руб. (18605,11+(-4457,56)).
Приведенные данные свидетельствуют тем не менее о наличии возможностей, которые организации следует выявить и учесть в будущем, обеспечивая таким путем дополнительное увеличение прибыли за счет роста рентабельности продаж, например путем снижения текущих затрат на реализацию продукции, повышения эффективности использования всех ресурсов.
Как мы видим, финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия.
При анализе данных можно сделать вывод, что предприятие рентабельно, удельный вес дебиторской задолженности значительно уменьшается. Данная тенденция говорит о том, что предприятие в анализируемом периоде не зависит от платежной дисциплины своих дебиторов. Так как дебиторская задолженность отвлекает из хозяйственного оборота собственные оборотные средства предприятия и тем самым снижает оборачиваемость активов, увеличивает продолжительность финансового цикла, ее образование сопровождается потерями предприятия, которые тем существеннее, чем выше темп инфляции. Помимо этого, для покрытия дебиторской задолженности нужен соответствующий источник финансовых средств, который обязательно имеет определенную цену, и его привлечение ведет к дополнительным затратам.
Для улучшения финансового состояния предприятия можно действовать по следующим направлениям: уменьшать период обращения запасов; снижать период обращения дебиторской задолженности; увеличивать период обращения кредиторской задолженности. Можем сделать выводы: в целом ОАО НПО «Искож» развивается динамично.
Развитие вычислительной техники привело к техническому оснащению предприятий мини-ЭВМ - электронными бухгалтерскими машинами, которые широко используются в бухгалтериях. Это позволило создавать автоматизированные рабочие места бухгалтера на базе персональных компьютеров. Организация АРМ бухгалтера является важным резервом дальнейшего совершенствования учетной работы, значительно повышает возможность использования информации в управлении предприятием.
В целом можно сделать вывод, что ОАО НПО «Искож» стабильное устойчивое финансовое положение.
3. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия и предложения по ее повышению
3.1. Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции предприятия
Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и в первую очередь от конкурентоспособности продукции предприятий. Большинство экспертов полагают, что без национальной стратегии экономического роста и повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий добиться существенных сдвигов в повышении общей конкурентоспособности страны вряд ли удастся.
Как положительное влияние можно расценивать воздействие научно-технической революции (НТР) на повышение конкурентоспособности и выбор предприятием конкурентной стратегии. НТР стала ключевым фактором развития ведущих отраслей экономики, под ее воздействием ускоренными темпами обновляется техническая база производства и потребления, преобразуется сырье, непрерывно совершенствуется производимая продукция, пополняется ее ассортимент. Интенсифицируется процесс исследований и разработок новых видов продукции: в условиях конкуренции НТР диктует все более короткие сроки создания новых товаров, услуг, а следовательно, и необходимость тратить на научные исследования все более значительные средства в единицу времени.
Влияние НТР на конкурентоспособность товаров предприятий носит многоплановый характер. Оно сказывается через изменение характера конкуренции, повышение значимости проблемы качества и надежности, появление новых товаров, новой технологии, преобразование производственной базы, усиление воздействия на рыночный спрос, на организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности.
Материализация достижений НТР в виде постоянно нарастающего потока новых товаров с более высокими технико-экономическими характеристиками означает постоянное изменение характера требований к их конкурентоспособности, переоценку ее уровня. Конкурентоспособность продукции стала более подвижной величиной, ее составные элементы (качественные и количественные) стали быстрее меняться. В силу этого главные усилия производители направляют не столько на захват рынков старых товаров и вытеснение с них конкурентов, сколько на предложение покупателю новых товаров.
Одним из решающих факторов борьбы за внутренний и мировой рынок становится новизна товара. В качестве новых товаров на рынке выступают как принципиально новые, так и модернизированные, улучшенные варианты существующей продукции. Темпы обновления продукции постоянно нарастают Работа на все более насыщенный рынок, характеризующийся нарастающей конкуренцией между производителями, требует от последних максимальной дифференциации продукта, все более полного приспособления к желаниям потребителей. Новые предприятия располагают широким набором производственно-технических возможностей. Интеграционные процессы объединяют в единую систему процессы проектирования, подготовки производства, самого производства и контроля над ним. На смену массовому производству стандартных видов продукции приходит выпуск продукции, дифференцированной по своим потребительским характеристикам, форме, внешнему виду и качеству, техническим параметрам. Этот переход обусловлен новыми условиями конкуренции, новой, быстро меняющейся структурой общественных потребностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15