Применение разных форм активной политики занятости вкупе с участием других контрагентов рынка труда позволило увеличить (с 14,4 до 23,4 % в 2000г.) долю безработных, охваченных программными мероприятиями.
В частности положительная динамика наблюдалась практически по всем составляющим рынка труда в 2000г.:
ü численность участников “Молодежной практики” возросла почти в 1,9 раза (до 599 человек), т.е. каждый 13 выпускник, состоявший на учете, принял участие в данной программе (в 1999г. – каждый 25 –й). “Молодежная практика” для выпускников, имеющих специальности (бухгалтер, экономист, менеджер, юрист-правовед) и невостребованных на рынке труда, стала практически единственной возможностью трудоустройства по полученным специальностям;
ü предпринимательской деятельностью занялись 0,33 тыс. чел. (рост 14 %). Из них более половины (199 человек) производят и реализуют сельскохозяйственную продукцию, 47 – ведут торгово-закупочную деятельность, 45 – организовали промышленные производства и 40 человек – расширили сферу услуг;
ü в результате сотрудничества с Центром профессиональной реабилитации инвалидов (г. Новокузнецк), созданным при содействии службы занятости, получили направление на Отделение выбора профессий 95 инвалидов (рост на 20 %). Данный вид услуг способствует профессиональному самоопределению инвалида, гарантирует реальную возможность его рационального трудоустройства;
ü приняли участие в общественных работах 5,4 тыс. чел. (в 1,5 раза больше). Лидерами организации общественных работ остаются специалисты (почти в 4 раза возросла численность участников общественных работ) ОЗН г. Кемерово и г. Анжеро-Судженска.
Деятельность территориальных ОЗН, направленная на повышение эффективности процесса трудоустройства, осуществлялась путем развития и внедрения наиболее эффективных форм и методов работы.
Так, в ОЗН г. Кемерово введена новая форма интенсивного поиска вариантов занятости - информационные групповые консультации о порядке проведения общественных работ. Консультации проводились специалистами службы занятости при участии представителей работодателей. В течение года перед безработными выступили специалисты 83 предприятий. Они достаточно подробно информировали граждан об имеющихся вакансиях, условиях работы, льготах, перспективах перевода на постоянное место работы. Всего за 2000 год консультационные услуги по общественным работам получили 2,0 тыс. человек.
Органы службы занятости продолжили работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях усиления социальной защиты различных социально-демографических групп незанятого населения и безработных граждан.
На сессиях городских и районных Советов народных депутатов утверждены корректировки на 2000г. Программ содействия занятости после одобренной координационными комитетами содействия занятости. В Программах предусмотрены меры социальной защиты социально-демографических групп незанятого населения из числа женщин и незанятой молодежи (г. Гурьевск, районы Кемеровский, Ленинск-Кузнецкий, Чебулинский, Яшкинский и др.).
По инициативе ОЗН приняты распоряжения Администраций городов (Березоский, Гурьевск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Новокузнецк, Полысаево, Прокопьевск, Таштагол, Топки) и районов (Ижморский, Прокопьевский, Топкинский, Яйский) “Об организации временной занятости несовершеннолетних граждан”.
Особое внимание обращено на несовершеннолетних подростков из числа, состоявших на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в Тайге получили работу 146 несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и 33 подростка из категории детей-сирот, в Междуреченске трудоустроено на временные работы 47 подростков, направленных инспекцией по делам несовершеннолетних, и 6 детей-инвалидов, в Таштаголе работу предоставили для 13 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях обеспечения полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период в области принята областная программа "Летний отдых детей". Распоряжением Администрации области от 17.04.2000г. № 359-р утвержден состав межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков молодежи в летний период 2000г. На проводимых совещаниях областной межведомственной комиссии по вопросам летнего отдыха и занятости детей и подростков обсужден ход подготовки и реализации летней компании. Специалистами Департамента занятости, труда и образования, органов Госсанэпиднадзора проведена проверка состояния загородных учреждений и организаций занятости подростков.
Одной из основных целей Федеральной целевой "Программы социально-экономического развития Кемеровской области до 2005г." - стабилизация экономики в регионе, в том числе в угольной отрасли и как следствие стабилизация занятости. Разработанная программа находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. В развитие этой программы разработаны программы местного развития 12 угольных городов.
Органы службы занятости принимали активное участие в реализации Федеральной целевой программы содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта, которое осуществляется в рамках приказа Министерства туда и социального развития Российской Федерации и МПС от 29.09.1998г. № 276/4ЦЗ "О мерах по выполнению Федеральной целевой программы содействия занятости высвобождаемым работникам железнодорожного транспорта". Департаментом ФСЗНС совместно с Кузбасским отделением Западно-Сибирской железной дороги разработаны мероприятия по выполнению Федеральной целевой программы содействия занятости, высвобождаемых работников железнодорожного транспорта.
Целью мероприятия является смягчение негативных последствий, возникающих вследствие проведения реорганизационных процедур, за счет: трудоустройства высвобождаемых работников, сокращения периода поиска работы, адаптация работников к условиям современного рынка труда. Комплекс мер, направленный на снижение напряженности в сфере занятости работников, высвобожденных из организаций железнодорожной отрасли, предусматривает: заключение договоров на создание новых рабочих мест; субсидирование предпринимательской деятельности; организацию профессионального обучения; досрочное оформление пенсий; разработка совместных мероприятий в условиях массовых высвобождений.
В течение отчетного периода на территории области действовали две федеральные, четырнадцать программ местного развития, финансируемых из Федерального бюджета, семь региональных программ.
2.3 Ситуация в пищевой промышленности
2.3.1 Пищевая промышленность в России.
В настоящее время ситуация в пищевой промышленности в целом характеризуется ростом производства по основным видам пищевой продукции. По итогам 2000 года увеличение производства по сравнению с 1999 годом составило по маслу растительному - 53,6 %, сыру жирному - 15,2 %, мясу, включая субпродукты первой категории, - 1,4 %, крупе - 2,2 %, маслу животному - 1,4 %. Вместе с тем со второй половины произошло снижение темпов роста производства мяса, масла животного, сыра жирного, муки и масла растительного, поэтому производство основных видов продукции, за исключением масла растительного, оказалось ниже ожидаемого.
По данным Госкомстата Российской Федерации, за январь-октябрь 2000 года в пищевой промышленности рост прибыли составил 43,2 % по сравнению с тем же периодом прошлого года, что ниже, чем по промышленности в целом (84,2 %). При этом продолжает сокращаться доля прибыльных предприятий: 58 % против 63,8 % в 1999 году.
Постоянное увеличение цен (тарифов) на продукцию и услуги естественных монополий ведет к росту издержек производства, что, в свою очередь, ведет к росту цен на продукцию пищевой промышленности. Наблюдается интенсивный рост цен на ряд основных продуктов питания: мясо, хлеб и хлебобулочные изделия, сахарный песок. [5, 4]
В настоящее время практически исчерпан фактор импортозамещения.
К факторам, которые оказывают негативное влияние на перспективы развития отрасли, относятся:
- Недостаточное развитие банковской системы, системы страхования кредитных ресурсов, отсутствие опыта и заинтересованности у коммерческих банков в кредитовании реального сектора экономики;
- Относительно высокий уровень налогообложения хозяйственной деятельности;
- Сохраняющиеся проблемы в состоянии платежей и расчетов предприятий и организаций;
- Низкий уровень корпоративного управления;
- Медленное восстановление реальных располагаемых доходов населения и соответственно низкий потенциал роста потребительских расходов;
- Сравнительно низкий технический уровень отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности.
Механизация труда по отраслям пищевой промышленности составляет 40-60 %, свыше 50 % трудоемких операций выполняется вручную. Лишь 8 % действующего оборудования работает в режиме автоматических линий. Во многом вследствие низкого технического уровня отечественных производств производительность труда на них в 2-3 раза ниже, чем на аналогичных предприятиях развитых стран.
Положение усугубляется еще и тем, что треть парка машин и оборудования отработала уже два и более амортизационных срока, степень износа основных средств составляет 70 %. Обновление парка оборудования в настоящее время составляет 2 % вместо необходимых 8-10 % в год.
Острейшей проблемой в плодоовощной, мясной и молочной промышленности остается дефицит холодильных емкостей, хранилищ для сырья и готовой продукции. Треть холодильников в мясной и молочной промышленности находятся в аварийном состоянии и требуют срочной реконструкции и восстановления.
Отсутствие в стране индустрии по производству тары и тароупаковочных материалов привело к тому, что менее 30 % отечественных продуктов питания и сельскохозяйственного сырья поступают в розничную торговлю в фасованном виде.
Недостаточное техническое оснащение приводит к тому, что новые технологии глубокой комплексной переработки, позволяющие полнее использовать исходное сельскохозяйственное сырье, на многих предприятиях не могут быть реализованы. Вследствие того выработка пищевой продукции из 1 труда сырья в России на 20-30 % меньше, чем в развитых странах. [6, 4]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33