2) имеет место относительно длительное взаимодействие продавца и покупателя по сравнению с рынком продовольственных товаров.
3) наличие большого числа институциональных структур особого рода порождает своеобразие отношений между субъектами рынка. Поэтому необходима более детальное регламентация различных сторон их деятельности.
4) высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным профессионально квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда, переходом контрактной системе найма и т.д.
5) своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара.
6) для работника играет важную роль не денежные аспекты сделки, а именно:
ü содержание и условия труда;
ü гарантия сохранения рабочего места;
ü перспективы продвижения по службе и перспективы профессионального роста;
ü микроклимат в коллективе и т.д.
1.4 Регулирование рынка труда
1.4.1 Государственное регулирование рынка труда
Государственное регулирование рабочей силы призвано не допустить безработицы до уровня, угрожающего серьезными социальными потрясениями. Кроме того, оно призвано смягчить последствия множества других диспропорций структурного характера. Еще одной важной функцией государства в сфере труда становится профессиональная подготовка и переподготовка рабочей силы, развития системы образования.
Сегодня можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда: программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы ; программы содействия найму рабочей силы; программы по социальному страхованию и безработицы (т.е. по выделению средств на пособия безработным).
Перечисленные направления не исчерпывают всей гаммы методов воздействия на занятость. Немалую роль играет комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика Правительства и т.д. Основой же, определяющей политику на рынке труда, является законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами макроэкономического регулирования и влияют на динамику занятости и безработицы через общую деловую конъюнктуру в стране.
Государство с момента возникновения этого политического института выполняло, выполняет и, несомненно, будет выполнять до тех пор, пока сохранится сам этот институт определенные хозяйственные функции. Важнейшая из них – разработка и задание определенных “рамочных правил игры” и обеспечение гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного рынка, включая рынок труда (рынок рабочей силы).
Отказавшись в процессе перехода к новым формам хозяйствования от тотального огосударствления, от планово-распределительной системы, государство, особенно если провозглашает себя социальным, не может и не должно уходить с рынка. Ни в одной стране с развитой рыночной экономикой государство никогда своих регулирующих функций не ослабляло. Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена ст. 5 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”:
¨ государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость;
¨ государственная политика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:
ü разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
ü правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
ü разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
ü создание государственной службы занятости населения.
Все перечисленные выше положения закреплены ст. 15 Федерального закона о занятости населения в России.
В первой редакции закона о занятости, принятого в 1991 г. содержатся многие нормы, заимствованные из законодательства западных стран, доказавшие свою эффективность. Неизменным в арсенале средств осуществления политики на рынке труда остается пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную.
Активные меры так или иначе способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера – выплата пособий по безработице – по этому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.
Инструментами активной политики являются:
v создание новых рабочих мест;
v содействие малому и среднему бизнесу;
v подготовка и переподготовка кадров;
v субсидирование занятости;
v миграционная политика;
v общественные работы.
Создание новых рабочих мест – важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономики в целом. В США, например, в последние годы практиковались ежедневные программы создания новых рабочих мест, которые во многом обеспечивают рекордно низкий уровень безработицы (4,9%).
Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень НТП позволяет обеспечить экономический рост без увеличения занятости.
Эффективный инструмент занятости – содействие малому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персоналом называется структурной мерой регулирования рынка труда, т.к. она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновением других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением “обучения для взрослых” становиться переподготовка.
Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью. Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы. Гарантируемая занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять “социальному отторжению”, а также обеспечивает социальную защиту.
К активным мерам регулирования рынка труда относится также миграционная политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной занятости и социальной поддержки безработных в период резкого спада производства и массового высвобождения работников.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделенных на борьбу с безработицей.
К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% фонда занятости расходуется на эту пассивную меру.
Отсутствие целостной концепции государственной политики в области занятости на рынке труда, а также несоответствие действующего закона о занятости задачам регулирования трудовой сферы экономики привели к тому, что масштабы и уровень зарегистрированной безработицы как индикаторы состояния рынка труда потеряли, по существу, свой экономический смысл. Устойчивое снижение регистрируемой безработицы со второй половины 1996 г. отражает нереальные процессы на рынке труда, а ужесточение порядка регистрации безработных под влиянием сузившихся финансовых возможностей службы занятости. Это выразилось в свертывании программ активной политики и организации социальной поддержки безработных. Значительно ухудшилось качество и структура вакансий, заявляемых в службу занятости. Поэтому и стала расти продолжительность зарегистрированной безработицы, приобретая в ряде регионов хронический характер, поэтому и повысилась в составе безработных доля лиц с низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.
Государство неоправданно рано отстранилось от вмешательства в эту сферу, тем более что Россия переживает труднейший период. В результате сохраняется деформации, сложившиеся в дореформенные годы, и под влиянием затяжного кризиса появляются новые.
Отсутствие целостной концепции государственной политики занятости от части было компенсировано регулярной разработкой федеральных целевых программ содействия занятости населения.
Так, целевые программы создания рабочих мест подготовки и переподготовки рабочей силы изначально были трудновыполнимы, поскольку для их реализации нужны дополнительные источники финансирования, мобилизовать которые часто не удается.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33