3. Оптимизация налогообложения путем комбинирования различных режимов налогообложения.
Налоговая система Украины начала создаваться в 1991 г. и до сих пор находится на стадии формирования и перманентного реформирования. Этот процесс не может проходить без учета мирового опыта и тенденций, связанных с углублением международного разделения труда и увеличением перераспределения капиталов и рабочей силы, способствующих интернационализации налоговых систем разных стран. Это означает, что при сохранении определенных особенностей налогообложения в каждой стране у налоговых систем появляется все больше общих черт.
В соответствии с поставленной целью и в разрезе решаемых задач в данной работе будут рассматриваться налоги, уплачиваемые предприятиями вне зависимости от видов деятельности и заменяемые системы налогообложения (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).
Законные методы оптимизации, путем использования комплекса предоставляемых государством льгот снизят уровень экономической преступности в стране и снимут необходимость уплаты нелегальных налогов, попросту взяток.
1. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Использование взаимосвязей налогового и гражданского
законодательства в целях оптимизации налогообложения в России
Действующая в настоящее время система законодательства, существующие соотношения между различными его отраслями- гражданским, налоговым, бухгалтерским, таможенным и т. д. - позволяют оптимизировать налоговые платежи.
Из сделок налогоплательщика, совершаемых на основании договора, возникает большинство объектов налогообложения. Поэтому договорная политика организации является одним из действенных инструментов налогового планирования и фактором, определяющим уровень налогового бремени.
По виду возникающих обязательств договоры, согласно ч. II Гражданского кодекса РФ, делятся на 24 укрупненные группы:
1)Договор купли-продажи — гл. 30 ГК РФ (ст. 454-566).
2)Договор мены - гл. 31 ГК РФ (ст. 567-571).
3)Договор дарения - гл. 32 ГК РФ (ст. 572-582).
4)Договор ренты и пожизненного содержания с иждивенцем — гл. 33 ГК РФ (ст. 583-605).
5)Договор аренды - гл. 34 ГК РФ (ст. 606-670).
6)Договор найма жилого помещения — гл. 35 ГК РФ (ст. 671-688).
7)Договор безвозмездного пользования — гл. 36 ГК РФ (ст. 689-701).
8)Договор подряда - гл. 37 ГК РФ (ст. 702-768).
9)Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ — гл. 38 ГК РФ (ст. 769-778).
10) Договор возмездного оказания услуг — гл. 39 ГК РФ (ст. 779-783).
11) Договор перевозки - гл. 40 ГК РФ (ст. 784-800).
12)Договор транспортной экспедиции — гл. 41 ГК РФ (ст. 801-806).
13)Договор займа и кредита - гл. 42 ГК РФ (ст. 807-823).
14)Договор финансирования под уступку денежного требования — гл. 43 ГК РФ (ст. 824-833).
15)Договор банковского вклада — гл. 44 ГК РФ (ст. 834-844).
16)Договор банковского счета — гл. 45 ГК РФ (ст. 845-860)..
17)Договор хранения - гл. 47 ГК РФ (ст. 886-926).
18)Договор страхования - гл. 48 ГК РФ (ст. 927-970)..
19)Договор поручения - гл. 49 ГК РФ (ст. 971-979).
20)Договор комиссии - гл. 51 ГК РФ (ст. 990-1004).
21)Агентский договор - гл. 52 ГК РФ (ст. 1005-1011).
22)Договор доверительного управления имуществом — гл. 53 ГК РФ (ст. 1012-1026).
23)Договор коммерческой концессии — гл. 54 ГК РФ (ст. 1027-1040)..
24) Договор простого товарищества — гл. 55 ГК РФ (ст. 1041-1054).
Организация может влиять на трактовку осуществляемых хозяйственных операций с точки зрения гражданского законодательства с тем, чтобы:. изменить их налоговые последствия, создав для себя наиболее выгодный ре-жим налогообложения.
Хозяйствующие субъекты могут гибко влиять на трактовку осуществляемых хозяйственных операций с точки зрения гражданского законодательства с тем, чтобы, изменив их налоговые последствия, создать для себя наиболее выгодный режим налогообложения. При заключении или изменении хозяйственного договора следует оценивать в комплексе все его налоговые последствия по НДС; налогу с продаж; налогу на прибыль; налогу на имущество предприятий; ЕСН и другим наиболее значимым налогам для конкретного хозяйствующего субъекта.
Договорной политикой целесообразно считать использование возможностей выбора типа договора, партнера сделки, условий хозяйственных договоров с целью достижения желаемого финансового результата или определенной структуры активов организации.
Таким образом, одни и те же хозяйственные операции, т. е. операции с одинаковыми финансовыми и материальными потоками, юридически могут быть оформлены совершенно по-разному, что существенно изменит их последствия как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, а следовательно, и финансовое положение организации в целом.
Налоговые аспекты договорной политики хозяйствующих субъектов проявляются при выборе между договорами поставки и комиссии; между договорами поставки на условиях предоплаты и договором комиссии; между меной и зачетом однородных денежных требований; между приобретением и арендой основного средства; установлением перехода права собственности по оплате или по отгрузке и др. Выбор того или иного вида договора в целях оптимизации налоговых обязательств организации во многом индивидуален для каждой конкретной ситуации и требует детального анализа с точки зрения правового регулирования , налогообложения, а также с точки зрения влияния на финансовые результаты деятельности организации.
Таким образом, договорная политика может эффективно использоваться в целях налоговой оптимизации. Конечно же, возможность использования данного элемента налогового планирования зависит от конкретной ситуации, при этом необходимо принимать во внимание не только нормы налогового законодательства, но и обязательно гражданского. Только тогда договорная политика может действительно способствовать оптимизации налоговых обязательств хозяйствующего субъекта и снижению размера налогового бремени.
1.2. Оптимизация налогообложения с помощью
планирования отдельных налогов
Планирование отдельных налогов осуществляется по различным элементам налогов: объекту налогообложения, налоговой базе, налоговому периоду, налоговой ставке, порядку исчисления и сроку уплаты конкретного налога.
Оптимизация налога на прибыль является важнейшим моментом принятия предпринимательских решений, так как данный налог оказывает непосредственное воздействие на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта, исходя из принятой им экономической стратегии.
Основные направления оптимизации налога на прибыль:
1. Обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и внереализационного дохода.
2. Обоснование критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущих периодов.
3. Включение в текст договоров формулировок по расходам.
4. Обоснование отнесения расходов к косвенным в целях их учета для целей налогообложения прибыли в текущем периоде в полном объеме.
5. Осуществление контроля за размером расходов, регулируемых для целей налогообложения прибыли: представительские, командировочные, страхование работников и имущества и ряд других.
6. Подписание договоров с покупателями, предусматривающих во всех возможных случаях переход права собственности по мере оплаты, учитывая Закон Украины «О системе налогообложения» и то обстоятельство, что контрагент по таким договорам не имеет возможности продавать такое имущество до момента его оплаты.
7. Обоснование в договорах наличия штрафных санкций исходя из раздела 1 статьи 11 Закона Украины «О системе налогообложения».
8. Обоснование сомнительности долгов в целях обеспечения возможности формирования резервов по сомнительным долгам.
9. Обоснование создания или не создания резервов, учитываемых в соответствии с Налоговым кодексом при формировании прибыли для целей налогообложения: на ремонт, на обесценение ценных бумаг, на возможные потери по ссудам и др.
10. Утверждение расходов на ремонт не амортизируемого имущества.
11. Обоснование способа начисления амортизации по амортизируемому имуществу с учетом рассмотренных выше вариантов по бухгалтерскому и налоговому учету.
12. Рассмотрение возможностей применения ускоренной амортизации, в том числе путем приобретения имущества путем финансового и оперативного лизинга.
13. Рассмотрение возможности оптимизации расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли в части включения в них различных премиальных выплат, связанных с производственной деятельностью (за производственные результаты, за финансовые показатели деятельности организации, выполнение функций в соответствующие сроки и др.) с учетом налоговых последствий для исчисления единого социального налога.
14. Рассмотрение возможности оформления безвозмездного получения имущества
от акционеров (участников), чья доля в капитале общества превышает 50%.
15. Другие направления.
Занимаясь оптимизацией налога на прибыль, целесообразно исходить из общей стратегии фирмы, ориентированной на удовлетворение интересов собственников как путем максимизации чистой прибыли, так и другими путями, всесторонне оценивая влияние изменений суммы налога на прибыль и соответственной суммы чистой прибыли на величину показателей эффективности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Также можно рассмотреть налоговое планирование в сфере малого бизнеса. С 2001г. предприятия малого бизнеса могут применять упрощенную системы налогообложения и являться плательщиками единого налога на вмененный доход (подробно рассматривается во 2й главе данной работы).
Так как переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется организациями добровольно и самостоятельно, то выбирая объект налогообложения, следует проанализировать свои расходы с точки зрения их величины и соответствия перечню расходов, уменьшающих полученные доходы. Затем следует просчитать величину налогового изъятия в каждом из вариантов налоговой базы и сделать соответствующие выводы.
Давая экспертную оценку изменениям, вносимым в упрощенную систему налогообложения, можно констатировать снижение налоговой нагрузки налогоплателыциков по сравнению с традиционной системой, действующей в настоящее время. Это объясняется следующими факторами:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14