инновационного бизнеса.
Финансовый механизм реализации инновационной политики города должен представлять собой систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла, включая стадии разработки, промышленного производства и эксплуатационного применения инноваций на основе как прямого финансирования, так и использования методов косвенного регулирования, направленных на абсолютную и относительную экономию финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования – участников инновационного процесса.
Концепция финансового механизма финансирования инноваций:
1. Целевая ориентация на сочетание прямого госбюджетного
финансирования инновационных программ и проектов с финансовой поддержкой отдельных научных организаций;
2. Множественностью источников финансирования – бюджетное,
внебюджетное, средства финансово - промышленных групп, коммерческих банков, объединений, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Особое значение в рамках такого механизма приобретает усиление роли муниципального заказа как основного из главных инструментов инновационной политики города, объектом финансирования должны стать муниципальные инновационные и научно – технические программы. Их основное содержание составляют отобранные по конкурсу проекты создания конкретных видов принципиально новой техники, технологий и материалов или достижение практических результатов в ходе комплексных теоретических и экспериментальных исследований.
Предоставления муниципального заказа на конкурсной основе с последующим заключением контракта на его выполнение обеспечит целевой характер и общее повышение эффективности финансовых ресурсов. Этому же должна способствовать деятельность специальных бюджетных фондов, созданных для содействия реализации инициативных программ. Формами этой поддержки являются:
- гранты (средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом,
корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы, в отличие от займа грант не нужно возвращать;
- субсидии на развитие материально-технической базы;
- пособия отдельным талантливым молодым ученым.
В обобщенном виде система целевого распределения бюджетных
средств представлена на рис. 1.
Рис. 1 Система бюджетного финансирования инновационной сферы
Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию рыночных отношений в отечественной экономике, их слабое влияние на инновационную активность сохранится до того момента, когда начнут действовать внутренние мотивации к наращиванию выпуска высокоэффективной техники и структурным изменениям производства, адекватным рыночному спросу.
Вместе с тем необходимо с короткие сроки завершить создание организационно – правовой базы самого инновационного рынка, прежде всего в части защиты интеллектуальной собственности и формирования требуемой инфраструктуры, включая:
- информационное обслуживание участников инновационного
процесса, в том числе держателей свободного капитала, авторов инноваций, менеджеров по организации инновационных проектов;
- создание сети посредников по установлению горизонтальных
связей между участниками всего жизненного цикла инноваций – от замысла и его экспертизы до реализации инновационного продукта на базе специализированных коммерческих структур;
- развитие страхования инновационной деятельности, особенно в сфере
малого бизнеса, а также образование института "патентных поверенных" для охраны интеллектуальной собственности.
Эффективное функционирование инновационного рынка предполагает обеспечение конкурентной среды и активное противодействие монополизму в науке. В данной связи заслуживают внимания такие меры, как ассоциативная организация современной инновационной деятельности, широкое применение гибких организационных структур, рациональное размещение и использование научно – технического потенциала в различных муниципальных образованиях [10, 11].
1.2. Роль инновационного предпринимательства, его правовое обеспечение в инвестиционной политике городского хозяйства
Анализируя факторы, влияющие на инновационный процесс развития территорий и предприятий городского хозяйства, можно отметить, что в структуре расходов на НИОКР падает доля предпринимательского сектора как источника финансирования. Только в 1994-1997 гг. она уменьшилась более чем на 4 пункта – с 19,9 до 15,3%. В странах с развитой рыночной экономикой роль частного бизнеса в финансовом обеспечении инновационной сферы намного больше. Показательно, что в России удельный вес бюджетных ассигнований составляет примерно 2/3 общих затрат на научные исследования и разработки, а в развитых странах – в среднем 40%.
В связи с этим важная роль отводится становлению малого инновационного бизнеса в деятельности всего городского хозяйства, который, как показал анализ зарубежного опыта, является серьезным фактором ускорения НТП благодаря созданию реальной конкуренции в инновационной сфере. Кроме того, развитие малых инновационных предприятий способствует эффективному использованию квалифицированных научно- технических кадров, неизбежно высвобождающих в процессе приватизации научных организаций и конверсии городских предприятий ВПК, и также более полному задействованию научно – производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных разработок, аренды, лизинга и других рыночных инструментов.
С развитием рыночных отношений складываются реальные условия для создания фондов рискового (венчурного) капитала как наиболее адекватного специфике инновационного предпринимательства.
Потенциальными инвесторами средств в учреждения венчурного финансирования могут стать субъекты коммерческой деятельности, которые имеют возможность вкладывать свободные средства на длительный срок, активно ищут способы защиты капиталов от инфляционных процессов и получения в перспективе высокой нормы прибыли.
Ключевую роль здесь должны сыграть инновационные фонды, которые начиная с 1989 г. создаются при значительной государственной поддержке. В последние три года наблюдается устойчивый рост доли расходов Российского фонда технологического развития и отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР в общих затратах на научные исследования и разработки. Объем средств, поступивших в указанные фонды в 1997 г., оценивается в 1,1 млрд. руб. (с учетом деноминации).
Для обеспечения большей эффективности работы фондов требуются: усиление контроля за их деятельностью, что позволит им сконцентрироваться на поддержке инновационных процессов и исключит участие в торгово-посреднических и спекулятивных операциях; повышение роли объективной экспертизы и научной общественности при выборе объектов финансирования; отработка механизма возвратности средств, выделенных на реализацию проектов. Необходим также четкий нормативно-правовой порядок отчислений и консолидации средств в инновационные фонды.
При остром дефиците собственных ресурсов у субъектов хозяйствования решающую роль в финансировании инновационной деятельности играют заемные средства, но их удельный вес незначителен и, например, в научно-технической сфере составляет около 7% общего объема финансирования НИОКР.
Доля инвестиций, направляемых коммерческими банками на инновации, не превышает 1-2%. Здесь требуются меры государственного и муниципального воздействия, предусматривающие, с одной стороны, жесткую регламентацию и ужесточение контроля со стороны ЦБР за деятельностью банков, имеющих лицензии на обслуживание инновационных структур, а с другой - государственную поддержку в виде освобождения от налогообложения или льготного налогообложения доходов банков от кредитования инноваций, частичной компенсации рисковых инвестиций, предоставления государственных гарантий по стратегическим направлениям инновационной деятельности и др. Весьма актуальным представляется также создание специализированного инвестиционного банка инновационной сферы с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству, и обязательным участием нескольких крупных научно-технических структур.
Важнейшим источником средств для финансирования инновационной деятельности должен стать фондовый рынок. В рыночной экономике он является основным макроэкономическим инструментом формирования будущей структуры национального хозяйства на базе высокоэффективных нововведений. Поэтому нужно всемерно содействовать развитию сегмента фондового рынка, связанного с долгосрочными ценными бумагами (акциями, обязательствами, инвестиционными паями), и их эффективной торговле на вторичном рынке. Росту капитализации фондового рынка должны способствовать меры по усилению защищенности ценных бумаг за счет ужесточения порядка их эмиссии и обращения, широкого внедрения публичной отчетности, повышения ответственности эмитентов за предоставление недостоверной информации и т.д.
Уменьшилось значение амортизационных отчислений как источника финансового обеспечения инноваций, направленных на обновление производственного аппарата и повышение технического уровня производства. В среднем по отраслям промышленности доля амортизации в капиталовложениях снизилась до 10-12%, тогда как в дореформенные годы этот показатель составлял 40%, что считалось недостаточным.
Наряду с переоценкой основных фондов необходимо более широко использовать методы ускоренной амортизации их активной части, ввести специальный режим хранения и расходования амортизационного фонда, индексирования амортизационных отчислений в соответствии с темпами инфляции. В обобщенном виде условия формирования инновационного рынка и схема его финансового обеспечения представлены на рис. 2.
Рис. 2. Условия формирования и финансовое обеспечение
инновационного рынка
Усиление роли государства в экономическом регулировании инновационной деятельности тесно связано с переходом на новую систему налогообложения. Налоговая политика в инновационной сфере должна ориентировать участников инновационного процесса на проведение работ, реализующих приоритетные направления научно-технического прогресса, создание техники новых поколений, разрабатываемой в соответствии с государственным заказом.