Целевые ориентиры участников инвестирования.
С понятием "инвестиции" связано представление об использовании финансовых и иных средств для достижения целей привлечения инвестиций в инновационную деятельность города, в том числе:
- прибыль;
- амортизационные отчисления;
- денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц;
- страховые возмещения от аварий, стихийных бедствий и другие;
- банковские и бюджетные кредиты;
- облигационные займы;
- средства от продажи акций;
- паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц;
- денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;
- бюджетные инвестиционные ассигнования;
- внебюджетные фонды;
- иностранные инвестиции.
Когда речь идет о финансировании инновационных проектов, возникает представление о взносе финансовых средств или о формировании капитала. Этот капитал показывает, какая часть капитала предприятия, собственника, долевого участника в качестве собственного капитала и какая часть капитала от банков и других кредиторов (например, поставщиков) в качестве заемного капитала предоставлена в распоряжение команды разработчиков. Под финансированием, следовательно, понимается предоставление капитала для формирования имущества, формирования финансовых средств, а под инвестициями - их использование.
В инвестиционно-инновационном процессе могут принимать участие различные субъекты: граждане, юридические лица, организации, муниципальные образования, регионы государства. Мотивы их участия в инвестиционной деятельности, интересы, которые они отстаивают, цели, которых хотят достичь, весьма разнообразны. Их устремления могут не только совпадать, но и существенно отличаться, быть противоречивыми или конфликтными. Они зависят от функциональной роли субъекта в инвестиционном процессе, его статуса, стратегии развития, характера инвестиционного проекта, объекта инвестирования, инвестиционного климата и многих других факторов. Например, инвестор, вкладывающий собственные средства в инвестиционный бизнес-проект, желает его завершения в сжатые сроки, с требуемым качеством, за приемлемую цену и с минимальным риском для вложенного капитала.
Исполнитель проекта или субподрядчик, наоборот, может быть заинтересован в том, чтобы подороже продать свои услуги или подольше "осваивать" средства инвестора. Хотя термин "субъект" охватывает различные категории участников инвестиционной деятельности, решения, в том числе инвестиционные, принимают на разных уровнях управления конкретные люди: частные лица, менеджеры, руководители, предприниматели, руководители муниципальных образований и т. д.
Целевые представления и ожидания людей различного профессионального и социального статуса относительно результатов инвестиций существенно отличаются. Укрупненная классификация целевых предпочтений различных категорий лиц (субъектов), заинтересованных в результатах инвестиционно-инновационного проекта, приведена на рис. 3.
|
|
|
|
|
|||||||||||
Рис. 3 Классификация целевых предпочтений различных
категорий лиц
2.2. Понятие инвестиционного климата
Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория инвестиционного климата. Это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, муниципальных образований).
На рисунке 4 показаны составляющие инвестиционного климата и под влиянием каких факторов он формируется.
Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. Это особенно справедливо применительно к современным российским условиями. Поэтому актуальна задача мониторинга инвестиционного климата.
Одним из вариантов подобного мониторинга для России представляется следующий вариант, он позволяет:
- учесть сходство инвестиционных условий в пределах межрегиональных образований и различия, а также специфику разных зон;
- облегчить развитие системы мониторинга, поскольку он учитывает возрастающую роль субъектов Федерации в инвестиционной политике страны;
- уменьшить субъективизм при анализе инвестиционного климата в хозяйственных системах разного уровня;
- упростить управление системой мониторинга, сбор, обработку и передачу информации и подготовить конкретные рекомендации по улучшению инвестиционного климата на всех уровнях экономики России.
Наиболее обоснованный вариант механизма организации и функционирования подобной системы мониторинга предложен экономистами ИЭ РАН, но его необходимо дополнить включением федерального и внутриобластных уровней.
Рис. 4 Структура инвестиционного климата и факторы его формирования
С учетом зарубежного и отечественного опыта была разработана методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов и муниципальных образований. Результаты исследования опубликованы в журнале "Эксперт" в 1996-1998 гг. В отличие от всех предыдущих исследований оценка инвестиционного климата осуществлялась для каждого из 89 субъектов Федерации. Впервые проведен анализ общедоступных региональных законодательных актов.
В первых двух оценках (1996 и 1997 гг.) инвестиционный климат региона и муниципальных образований рассматривался как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:
- инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе и муниципальных образований факторов производства и сфер приложения капитала;
- инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования;
- законодательных условий - правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора.
Бурный рост в 1997-1998 гг. законодательной активности повсеместно избранных региональных и муниципальных властей значительно сблизил законодательные условия инвестирования в регионах и муниципальных образований, что позволило в рейтинге 1997-1998 гг. учитывать этот фактор в качестве одной из составляющих инвестиционного риска. К тому же введение понятия законодательного риска соответствует принципам международных оценок инвестиционного климата.
Для составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований были использованы более сотни статистических показателей регионального развития за 1992-1998 гг. Для оценки законодательных условий инвестирования (законодательного риска) было изучено около 1000 законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов, относящихся к сфере регулирования инвестиционной деятельности и налогового режима.
Были привлечены также другие источники, содержащие дополнительную информацию: доклады различных исследовательских центров, статьи, монографии, картографические материалы.
Инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и др.
Совокупный потенциал региона и муниципальных образований включает восемь его подвидов:
- ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе обеспеченности территории региона и муниципальных образований балансовыми запасами важнейших видов природных ресурсов;
-производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе и муниципальных образований;