Для этих субъектов хозяйствования надо предусмотреть возможность освобождения от налогообложения части средств, имеющих целевое назначение, в том числе ассигнований на проведение поисковых и инициативных исследований, развитие опытно-экспериментальной базы, воспроизводство научно-интеллектуального потенциала и др. Кроме того, для них должны быть установлены пониженные ставки налогов на доход и используемые средства. Наряду с этим следует применять и меры экономического принуждения в виде различных санкций за несоблюдение контрактных обязательств, низкое качество научно-технической продукции, ее несоответствие требованиям экологии и др. Однако в каждом конкретном случае подбор экономических инструментов воздействия и границы их использования должны учитывать содержание задач и специфику объектов стимулирования.
Формирование правовой среды инновационного предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам инновационного предпринимательства экономическую свободу. Формирование нормативной базы решает многие проблемы, стоящие на пути инновационного предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов инновационной деятельности, лицензирования, предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства.
Для правового обеспечения поддержки малого предпринимательства имеют значение различные Постановления Правительства РФ, нормативные документы Министерств и ведомств, законодательные акты муниципальных образований.
Основы законодательства России в инновационной сфере заложены положением о государственной инновационной программе, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 27 марта 1991 г. № 171., в соответствии с этим положением распоряжением Верховного Совета Российской Федерации от 30 апреля 1992 г. № 2.3 – Р-4 была утверждена инновационная программа «Новое поколение технологий и комплектов оборудования для реконструкции подземных инженерных сетей».
Патентный закон Российский Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3518-1 заложил основы законодательства России в сфере охраны интеллектуальной собственности. Большое значение для создания условий, обеспечивающих сохранение научно – технического потенциала РФ, имел Указ Президента « О неотложных мерах по сохранению научно – технического потенциала РФ» от 27 апреля 1992 г. № 426.
Основное место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает принятая в 1993 г. Конституция РФ.
Большую роль для развития малого предпринимательства в стране имеет постановления Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446, в котором были сформулированы основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства. Особое значение для развития малого предпринимательства в стране имеет Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношений бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270, в котором предусмотрены налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 18 июня 1995 г. № 88-Ф3 определяет общие положения в области государственной поддержке и развития малого предпринимательства в РФ. Существенное место в развитии инновационного предпринимательства занимает постановление Правительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» от 19 августа 1994 г. № 967, в котором в целях создания условий для развития высокотехнологических отраслей экономики и внедрения прогрессивных машин и оборудования предприятиям предоставляется право применения механизма ускоренной амортизации активной части производственных фондов.
Значительную роль в развитии инновационного предпринимательства играет также Указ Президента РФ «О частных инвестициях в РФ», который принят в целях привлечения частных инвестиций, а также создание различных отраслевых, межотраслевых внебюджетных фондов научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, призванных содействовать инновационным проектам. Средства этих фондов должны на договорной основе направляться на финансирование:
- научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
созданию новых видов наукоемких продукции, сырья и материалов;
- разработки новых и совершенствования применяемых технологий;
- мероприятий по повышению технического уровня продукции;
- работ по стандартизации, сертификации и лицензированию
продукции;
- работ в области охраны труда и техники безопасности;
- разработок нормативных и инструктивных материалов и других
научно- исследовательских и опытно – конструкторских работ.
Внебюджетные фонды могут средства фондов размещать на депозитных счетах в банках, уплачивая в бюджет налог на полученный доход от суммы полученных депозитных процентов, а оставшуюся после уплаты налога часть на увеличение средств внебюджетного фонда. Правительством РФ запрещено использовать средства внебюджетных фондов на осуществление коммерческих мероприятий. Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов НИОКР возлагается на руководителей федеральных министерств, иных федеральных и муниципальных органов исполнительной власти и на руководителей объединений, в которых созданы внебюджетные средства [1, 5, 13, 14].
1.3. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности
Особый интерес в этой области представляет опыт таких стран, как США, Японии, Великобритания, Канада, Франция, Израиль. Центральное место в этой системе занимает сфера НИОКР и внедрения новейших технологий на основе льготных кредитования и налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурного предпринимательства. Для предоставления соответствующих льгот инновационным предприятиям создаются специальные институты: министерства и ведомства, научно-технические и технологические фонды, технопарковые структуры, коммерческие банки, страховые фонды и т.д. Деятельность их основана на законах о поддержке инновационного бизнеса, защите промышленной и интеллектуальной собственности. Поддержка осуществляется следующими методами государственного регулирования:
Прямые – в административно-ведомственной и программно-целевой формах. Первая форма в виде прямого дотационного финансирования.
В США в рамках введенной в 1992 г. программы помощи мелкому инновационному бизнесу 12 федеральных ведомств, имеющих более 100 млн. долл. на НИОКР, рассматривают предложения, поступающие от мелких предприятий, и выделяют средства мелким фирмам для разработки новых идей или продукции только в том случае, если в этом не принимает участие ни банковский, ни венчурный капитал.
Большое внимание уделяется развитию передовых наукоемких производств в Канаде, предлагает финансирование в области информационных технологий, новых промышленных материалов и биотехнологии, за счет программы по микроэлектронике и разработке систем предприятиям возмещается до 50 % их затрат на НИОКР.
Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимает стимулирование развития технопарковых структур (своеобразных «инкубаторов» малого инновационного бизнеса). Их главная задача – оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий. Это достигается путем объединения усилий высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и новых наукоемких предприятий. «Инкубаторы» создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий. Как правило, подобные предприятия ориентированны на удовлетворение потребности крупных городов и создаются вокруг них. Очень часто региональная направленность деятельности технопарковых структур успешно сочетается с отраслевой.
Многие подобные комплексы возникли вокруг крупных университетов и научных центров и возглавляются ими. Новые предприятия часто создаются самими учеными и специалистами при помощи и участии университетов, местных органов власти, финансовых учреждений, торгово – промышленных палат и частного бизнеса. На предприятиях, успешно действующих в рамках таких комплексов, период внедрения новшеств сокращается в 2-3 раза по сравнению со средним сроком.
Косвенные меры государственной поддержки направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности. К таким мерам относятся налоговые и кредитные льготы по научным исследованиям, НИОКР, разработке и внедрению инноваций. Льготные кредиты предоставляются обычно на 10-15 лет на более выгодных по сравнению с другими видами кредитования по величине процента и порядку погашения.
Значительную положительную роль в поддержке инновационной деятельности имеют налоговые льготы на прибыль. Например, во Франции с 1979 г. существуют специальные премии за нововведения, в целом составляющие 25% суммы затрат на НИОКР, также исследовательский налоговый кредит (налоговая скидка, равная приросту расходов на НИОКР в текущем периоде по сравнению с базисным) [9, 11].
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
2.1. Классификация инвестиций и инвесторов
Наиболее общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории РФ определяет Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". В качестве инвестиций, согласно этому закону, могут выступать материальные и нематериальные средства и другие ценности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта, в том числе:
- денежные средства;
- целевые банковские вклады;
- паи, акции и другие ценные бумаги;
- технологии;
- машины, оборудование;
- лицензии, в том числе и на товарные знаки;
- кредиты;
- любое другое имущество или имущественные права;
- интеллектуальные ценности;