Определение должностных обязанностей у сотрудников ИП Степановой позволяет более эффективно осуществлять персоналу свою работу и достигать предприятию конечные цели его функционирования.
В целом предприятие реагирует на увеличение объемов товарооборота и изменение направлений работы увеличением численности персонала.
1.4. Характеристика конкурентной среды функционирования
предприятия
Руководителю предприятия в процессе организации работы приходится учитывать факторы внешней среды, поскольку организация как открытая система, зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.
Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.
Один из способов определения окружения и облегчения учета ее влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации.
Рассмотрим факторы прямого воздействия предпринимательской среды, представленные на рис. 2, воздействующие на деятельность ИП Степановой в разрезе конкурентов, потребителей и поставщиков сырья.
К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Рисунок 2 - Предпринимательская среда ИП Степановой
Основными розничными потребителями продукции ИП Степановой являются граждане. Рассмотрим подробнее каждую группу потребителей из числа граждан на рис. 3.
Рисунок 3 - Сегментация потребителей в розничных точках ИП Степановой
Проведя сегментацию, можно сделать вывод, что основными потребителями предприятия являются рабочие, служащие от 40 до 54 лет с доходом до 5000 руб. в месяц.
Для павильонов, находящихся по ул. Мира, присущи некоторые особенности: высокий показатель плотности населения, низкий показатель престижности района и его расположение в отдаленной части Ижевска.
Если проводить сегментацию торговых точек ИП Степановой, то следует говорить о том, что для их покупателей характерна средняя возрастная граница.
Можно отметить, что основные конкуренты предприятия, находящиеся в других городах России (за территорией Удмуртии, за исключением завода-изготовителя из г. Нижний Новгород), не оказывают сколь либо заметного влияния на рынок реализации ИП Степановой, так как территориально удалены и имеют аналогичных по профилю деятельности потребителей на своих региональных рынках.
Из схемы расположения торговых точек ИП Степановой, основных его магазинов-конкурентов, ларьков, и продовольственных магазинов, видно, что у ИП Степановой основными конкурентами являются магазин ЗАО ТД «Мир», ЧП Малых «Продукты», ларьки ЧП Воронова и продавцы в крытых торговых павильонах.
Все они находятся в радиусе 500 м. от торговой точки ИП Степановой Это значит, что рынок продовольственных товаров перенасыщен, а это, в свою очередь, ведет к жесткой конкуренции за потребителей.
ИП Степанова теряет свои позиции в широте ассортимента, в нем представлены не все товарные группы. Поэтому покупатели, пришедшие за покупкой, не могут сделать комплексную покупку. Поэтому часть покупателей теряется.
2. анализ финансово-Экономических показателей
работы предприятия
2.1. Анализ финансово-экономических показателей деятельности
предприятия
Проанализируем динамику товарооборота по ИП Степановой за 2005 и 2006 гг. (см. табл. 2).
Таблица 2 - Динамика и структура товарооборота по общему объему за 2005-2006 гг.
Показатель |
2005 год, тыс. руб. |
2006 год, тыс. руб. |
Темп роста % |
Темп прироста % |
Отклонение в сумме, тыс. руб. |
Товаро-оборот |
4320 |
7200 |
166,67 |
66,67 |
2880 |
Анализируя изменение динамики товарооборота ИП Степановой, мы увидели, что общий объем товарооборота в стоимостном выражении увеличился в 2006 году на 2880 тысяч рублей, или на 66,67 % по сравнению с 2005 годом.
Производительность труда измеряется объемом товарооборота в единицу времени. Чтобы определить влияние этого фактора, умножают фактическую численность работников на разницу между фактической и плановой выработкой на одного работника предприятия.
Рассмотрим расчет этих факторов на основе данных ИП Степановой (табл. 3).
Таблица 3 - Факторы, влияющие на объем товарооборота ИП Степановой
Показатель |
Товарооборот, тыс. руб. |
Среднесписочная численность |
Средняя выра- ботка на одного работника |
2005 год |
4320 |
5 |
864 |
2006 год |
7200 |
8 |
900 |
отклонения |
2880 |
3 |
36 |
Влияние изменения производительности = 5 х 36 = 180 тыс. руб.
Влияние изменения численности = 900 х 3 = 2700 тыс. руб.
Итого: 180 + 2700 = 2880 тыс. руб.
Следовательно, можно сделать вывод, что увеличение товарооборота на 2880 тыс. руб. произошло за счет увеличения производительности труда, которая увеличилась на 180 тыс. рублей, а также за счет увеличения численности, что составило 2700 тыс. руб.
ИП Степанова имеет следующие торгово-производственные помещения – два торговых павильона по улице Мира, расположенные на противоположных сторонах приостановочного комплекса, а также склад.
Структура основных фондов представлена на рис. 4.
Рисунок 4 - Структура основных фондов ИП Степановой
В целом следует отметить, что несколько изменилась структура основных фондов в общей величине имущества. Так, например, удельный вес зданий в имуществе снизился с 11,9 % в 2005 г. до 10,3 % в 2006 г., аналогичная тенденция свойственна и машинам, удельный вес которых сократился с 15,8 % до 13,8 %, а удельный вес оборудования уменьшился с 18,8 % до 16,1 %.
В целом можно отметить, что структура основных фондов практически не изменилась.
Качественным показателем торгового предприятия являются издержки обращения, размер которых должен быть достаточным для обеспечения его нормальной работы.
При планировании издержек обращения на предприятии необходимо подробно изучить обоснованность фактических издержек, возможности дальнейшего их сокращения и доведения до размеров целесообразной хозяйственной потребности.
В этих условиях исключительно важное значение имеет анализ издержек обращения.
Анализ издержек обращения должен способствовать рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Этим и определяются задачи анализа издержек обращения.
Материалами для анализа издержек обращения служат данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также показатели бизнес-плана по издержкам обращения. Основной источник анализа издержек обращения - квартальные и годовые отчеты предприятия, в которых показываются фактические суммы расходов по отдельным статьям и в целом по торговой организации.
Для изучения причин отклонений от плана по издержкам обращения используют данные первичных документов (товарно-транспортных накладных, расчетно-платежных ведомостей на оплату труда и др.), материалы аудиторских проверок, материалы обследований, личных наблюдений, индексы цен на товары, тарифы и ставки на услуги.
Издержки обращения анализируются в определенной последовательности. Анализ издержек обращения следует производить в тесной связи с анализом других показателей хозяйственной деятельности, потому что все эти показатели находят отражение в издержках обращения. Такой анализ позволит установить условия, в которых проходило выполнение плана издержек обращения, определить факторы и причины, повлиявшие на их сумму и уровень.
Анализ издержек обращения торговой организации начинается с сопоставления фактических данных с плановыми и данными прошлого периода. Разница между фактической и плановой суммой издержек обращения (или в динамике) представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход). Отклонение по уровню издержек обращения (от плана или от данных прошлого периода) называется размером снижения или повышение их уровня. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже планового (или прошлого года). Отношение размера снижения или повышения уровня издержек обращения к базисному уровню (плановому или фактическому за прошлый период), выраженное в процентах, называется темпом изменения (снижение или повышение) уровня издержек обращения. Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень издержек обращения по отношению к базисному, если последний принять за 100%.
Проанализируем издержки обращения и их уровни за последние два года в табл. 4.
Таблица 4 - Динамика издержек обращения торговой деятельности ИП Степановой
Показатели |
2005 год |
2006 год |
Товарооборот, тыс. руб. |
4320 |
7200 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
3648,5 |
6290,5 |
Уровень издержек обращения, % |
84,46 |
87,37 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10