Судебная бухгалтерия

Противоправные действие внешне отражаются в учётных данных в основном в трёх формах:

-                     противоречия в содержании отдельного документа;

-                     противоречия между содержанием нескольких взаимосвязанных документов;

-                     отклонение от обычного движения однородных ценностей.

В связи с этим выделяют три группы исследования документов.


Тема: Приёмы исследования документов


1.     Исследование отдельного документа.

2.     Исследование взаимосвязанных документов.

3.     Отклонения от нормального (обычного) движения ценностей.

Один отдельный документ можно исследовать тремя приёмами.

1. Формальная проверка или внешний осмотр документа. Состоит из двух этапов:

-                     анализ соблюдения установленной формы документов;

-                     детальное изучение реквизитов документов.

Может привлечь внимание: нарушение формальных требований: использование бланков ненадлежащей формы; отсутствие отдельных реквизитов; наличие ненадлежащих реквизитов (посторонние записи и пометки на документе).

Можно выявить противоречия:

1) формальные – сопоставляются тождественные элементы разных реквизитов. Иногда встречаются расхождения в одном документе (угловой штамп вверху и печать внизу);

2) логические – сопоставляются сочетания реквизитов с общепринятыми представлениями о нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Например, сам документ составлен сегодняшним числом, ссылка в нём на документ, не созданных, более поздний.

2. Арифметическая проверка – проверка правильности итоговых показателей по горизонтали и по вертикали. Может встречаться механическое завышение итогов.

3. Нормативная проверка – проверка соответствия содержания отражённых в документе операций действующим нормативным актам, правилам, инструкциям, нормами расхода, тарифам и т.д. Могут быть выявлены правильно оформленные, но незаконные по содержанию документы.

Все бухгалтерские документы можно разделить на:

1.                 Доброкачественные:

–                   правильно оформленные;

–                   отражающие законные под содержанию операции;

–                   отражающие действительные по содержанию операции

2.                 Недоброкачественные:

–                   неправильно оформленные:

·                   бланки ненадлежащей формы;

·                   незаполненные реквизиты;

·                   ненадлежащие реквизиты;

–                   отражающие незаконные по содержанию операции;

–                   отражающие операции, которые в действительности не выполнялись (они могли не выполняться в полном объёме или частично):

·                   подложные документы:

Ø                фальсифицированные (материальный подлог);

Ø                содержащие заведомо ложные сведения (интеллектуальный подлог);

·                   документы, содержащие случайные ошибки. 

Нормативные несоответствия могут указать на подлог в том учётном документе, где они обнаружены, и становятся сигналом для проверки взаимосвязанной документации.

Исследование взаимосвязанных документов

Подложные документы, по внешнему виду не отличающиеся от подлинных (например бестоварная накладная), удаётся (можно) обнаружить путём сопоставления данного документа с другими, отражающими одну и ту же операцию, или возможные хозяйственные операции, т.е. остаются следы в виде несоответствий в системе взаимосвязанной документации.

В эту группу входят два приёма.

1. Встречная проверка. Сопоставление разных экземпляров одного и того же документа, которые могут находиться в делах нескольких взаимосвязанных организаций или в различных подразделениях одного предприятия. Встречная проверка эффективная в случаях:

-                     когда хотя бы один из экземпляров сохранился, а другие уничтожены или отсутствуют по какой-то причине;

-                     когда все экземпляры сохранились, но в их содержании обнаружены расхождения.

Например, по схеме движения товарно-материальных ценностей – товарно-транспортная накладная играет роль различного документа:


Поставщик

Транспортное предприятие

Заказчик

Товарно-транспортная

накладная

Товарно-транспортная

накладная

Товарно-транспортная

накладная

Расходный документ

Основание для списания топлива, начисления заработной платы

Приходный документ


По товарно-транспортной накладной у Заказчика можно восстановить расходный документ в Поставщика и т.п. (наоборот).

2. Взаимный контроль. Факт движения материальных ценностей устанавливается на основе не только приходных и расходных документов. Но и взаимосвязанных с ними расчётных кассовых и банковских документов. Здесь проверяются взаимосвязанных операции.

Можно проверить: оплату ценностей; кто платил за транспортные услуги; учётные регистры склада по товарно-транспортным накладным у Поставщика (Заказчика).

Взаимный контроль применяется широко вместе со встречной проверкой, может быть использован отдельно для проверки документов, которые составляются в одном экземпляре (например, акт списания, платёжная ведомость). Взаимный контроль используется для уточнения круга лиц, принимавших участие в нарушении.


Отклонения от нормального (обычного) движения ценностей

Если остаток ценностей на определённое число и его последующее поступление меньше, чем расход за тот же период – это отклонение от обычного движения ценностей. Данные расхождения могут появиться в результате:

-                     арифметической ошибки;

-                     подлога в документах;

-                     реализации неучтённого товара.

Четыре приёма исследования:

1. Восстановление учётной записи по документам. Применяется в случаях:

-                     при запущенности бухгалтерского учёта;

-                     при случайном или умышленном уничтожении регистров, учёта, если не уничтожена первичная документация;

-                     если не вёлся количественно-суммовой учёт, т.е. не было аналитического учёта.

Сущность приёма – по первичным документам сделать восстановление записи, с момента последней инвентаризации по количеству и цене поступивших ценностей. Для каждого наименования заводится отельная карточка, в которой отражается каждая операция по поступлению и расходу товаров, определяется остаток и сличается с фактическим наличием.

Восстановить количественно-суммовой учёт полностью невозможно на предприятиях розничной торговли, где основная масса расходных операций не документируется, т.е. реализация товаров за наличный расчёт. В этом случае факты оформления бестоварных документов могут быть установлены с помощью следующего приёма.

2. Контрольное сличение остатков. Сущность – на каждое наименование отдельно составляется таблица, в которой по первичным документам с момента последней инвентаризации восстанавливаются приход и часть расхода. Выводится максимально возможный остаток, который сличается с фактическим наличием ценностей на момент проверки.


№ п/п

Наименование товарно-материальных ценностей

Единица измерения

Инвентаризационный остаток на начало периода

Документированный приход

Количество / цена

Документированный расход

Количество / цена

Максимально возможный остаток

Инвентаризационный остаток на конец ппериода

Выводы

Товары, поступление которых не подтверждается документами (излишки)

Возможная реализация за наличный расчёт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

2.

3.

4.

Картофель

Капуста

Помидоры

Огурцы

кг

кг

кг

кг

250

110

45

-

150

120

55

100

20

-

15

10

380

230

85

90

200

130

90

100

-

-

5

10

180 / цена

100 / цена

-

-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать