· комбинированная.
5. По повторяемости:
· первичная – документы проверяются впервые;
· повторная – для проверки выводов первичной ревизии (например, если при первичной не было материально-ответственного лица);
· дополнительная – появились новые обстоятельства, которые не исследовались.
6. По составу ревизионной группы:
· бухгалтерские;
· комплексные.
Документальная ревизия рассматривается как средство управления и средство профилактики и может выявить факты правонарушений.
Этапы проведения ревизии
1. Подготовительный этап.
Издаётся приказ ревизующей организации, определяется состав ревизионной группы и сроки проведения (максимум – 24 дня) – плановая ревизия.
Ст. 70 УПК РСФСР определяет, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе требовать производства ревизий и документальных проверок. Выносится постановление с конкретными вопросами ревизору, которое направляется в КРУ Минфина.
Задание ревизору должно быть конкретным, вытекать из материалов дела.
2. Ревизионные действия.
Ознакомительный этап. Чтобы не останавливать работу на предприятии, в касе или местах хранения ценностей снимают остатки и оформляют актом.
3. Проведение документальной ревизии.
Первоначально проводятся общие исследования:
- изучение документооборота на предприятии (ознакомление с графиком документооборота, утверждённого руководителем, а также с учётной политикой предприятия);
- знакомство с учётными регистрами;
- знакомство с формами отчётности.
Сомнительные операции детально исследуют по первичной документации.
Ревизор имеет право:
- требовать предъявления документов;
- во время ревизии опечатывать места хранения ценностей и документов;
- запрашивать справки от взаимосвязанных организаций;
- осматривать производственные и служебные помещения, места хранения ценностей;
- проводить контрольные операции (замеры, взвешивания, обмеры и т.д.), для чего может привлекать работников;
- может приглашать специалистов для консультаций.
4. Документальное оформление результатов.
Составляется акт документальной ревизии в двух экземплярах в случае простой плановой проверки, в трёх – если по требованию правоохранительных органов. Два вида актов:
- промежуточный;
- основной.
Назначение промежуточного акта – отражение действительного состояния хозяйственных и финансовых операций на момент проведения проверки (например, акт снятия остатков, итоги конкретного взвешивания). Промежуточные акты и объяснения по ним прилагаются к основному акту, который обобщает сведения промежуточных в целом по предприятию.
Реквизиты акта:
1. дата и место составления;
2. наименование объекта проверки и кто проверял;
3. краткая характеристика объекта проверки;
4. лицо, ответственное за объект проверки;
5. описание ревизионных эпизодов – это факты недостач, растрат, порчи, хищений, перерасход товарно-материальных ценностей или переплата денежных средств;
6. результат проверки, подписи проверяющих и проверяемых лиц.
Ревизионный эпизод – в его описании необходимо раскрыть их характеристику:
- в чём заключается сущность нарушения или злоупотребления;
- кто допустил нарушение или злоупотребление;
- какие обстоятельства способствовали этому;
- меры, предпринимаемые для устранения недостатков и их предотвращения;
- сумма ущерба, кто и в каком размере его возместил, кто привлечён к ответственности.
Акт ревизии используется вместе с другими материалами в предварительном и судебном следствии, чтобы установить сумму ущерба, способы сокрытия недостач и хищений в документах и записях учёта, и установить круг лиц, участвующих в нарушениях.
Акт ревизии может быть использован для доказывания противоправных действий ревизора.
Ревизия кассы
Назначается ежемесячно (плановая) приказом руководителя. Комиссия – не менее трёх человек. Проводится в присутствии главного бухгалтера и кассира. Кассир несёт полную материальную ответственность за ценности, хранящиеся в кассе и правильность оформления документов.
Кассир должен составить отчёт о кассовых операциях и вывести остаток денежных средств на момент проверки. С него берётся расписка, что все приходные и расходные документы включены им в отчёт, неоприходованных и несписанных сумм в кассе нет. Кроме денежных средств в кассе могут храниться ценные бумаги, денежные документы и бланки документов строгой отчётности (которые имеют серийные номера).
Полученный остаток сверяется с остатком в отчёте кассира. Результаты проверки оформляются актом (промежуточным). Основное внимание – исследование кассовых документов.
Расписки в получении сумм, не оформленные расходными кассовыми документами (расходный кассовый ордер – типовая форма КО-2 или платёжная ведомость) к рассмотрению комиссией не принимаются. Суммы считаются недостачами, которые относятся на счёт кассира. Денежные средства, не принадлежащие организации, в кассе хранить запрещается, их наличие считается излишком, который приходуется на финансовый результат операции. акт подписывают все члены комиссии, главный бухгалтер и кассир.
Тема 6. Процесс и стадии проведения судебно-бухгалтерской экспертизы
Судебно-бухгалтерская экспертиза – это экономическое исследование конфликтных ситуаций в хозяйственной деятельности, которые стали объектами расследования правоохранительными органами, с целью их устранения.
Судебно-бухгалтерская экспертиза исследует производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий, которые допустили убытки, потери, хищения ценностей, отражённые в бухгалтерском учёте и отчётности.
Предмет судебно-бухгалтерской экспертизы – хозяйственные операции и достоверность их отражения в системе бухгалтерского учёта и отчётности.
Проводит экспертизу эксперт-бухгалтер, направление его деятельности – проверка качества проведённой документальной ревизии.
Объекты судебно-бухгалтерской экспертизы – предметы и орудия труда, сам труд, отражённые в системе учёта и отчётности, имеющие отношение к уголовным и гражданским делам.
Метод судебно-бухгалтерской экспертизы – это совокупность методических приёмов, которые применяются с помощью специальных процедур при экспертном исследовании хозяйственных операций, отражённых в бухгалтерском учёте.
В судебно-бухгалтерской экспертизе различают процессуально-правовое и экономическое содержание, т.е. ответственность за причинённые убытки устанавливается законодательством, а их размер в денежном выражении определяется судебно-бухгалтерской экспертизой, которая либо подтверждает либо опровергает факты, отражённые в акте документальной ревизии.
Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается в случаях:
- когда результаты проведённой ревизии противоречат материалам дела;
- при обоснованном ходатайстве обвиняемого;
- если ревизор не принял для отражения в учёте и снижения выявленной недостачи у материально-ответственных лиц документы;
- если необходимость вызвана выводами другого вида экспертиз.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10