Христос в Масульманстве

Далее мы рассмотрим ряд религиозных групп, которые  также оказали влияние на Мухаммада. Мы сравним отдельные суры с учением несториан,  монофизитов,  манихеев  и   Василида.

Наконец, мы рассмотрим  взгляды мутакаллимов (мусульманских богословов) и суфиев (исламских аскетов), возникших  после зарождения ислама и современных исламоведов на природу  Иисуса Христа и Его отображению в Коране.

В заключении мы сделаем вывод о том, как в учении ислама представлена личность Христа.


Ограничения.

Здесь мы не сможем сделать глубокого сравнительного анализа еретических взглядов  и сур из Корана, так как ограничены в знании арабского языка и доступностью источников. Данная работа направлена лишь на выявление основных моментов развития  мессианской идеи в исламе. Рассматривая влияние иудаизма, христианства и внутри исламских течений мы касаемся лишь тех из них, которые связаны с мессианским вопросом. Говоря об исламе мы подразумеваем только Ближневосточный регион первых веков становления исламской религии не включая обзор тех ответвлений, которые существуют ныне в исламском мире.

Религиозная обстановка в Аравии в доисламский период.

        

Предпосылки  возникновения  движения  ханифов.


Движение ханифов ( хунафа - мн.ч.,  арабизированое сирийское  “ханпа” -  язычник). “Это слово  было скорее всего  принесено в Хиджаз, центр Западной части Аравийского полуострова, сирийскими  проповедниками, так они называли  нехристиан”[6]. И появилось оно в Аравии  задолго  до  возникновения ислама. Это  люди,  провозглашавшие  единобожие Аллаха,  отвергали поклонение идолам, которые  находились  в  Каабе,  призывая  пойти по пути   Авраама (Ибрахима).  Древнейший  летописец  Ибн  Исхак описывает: “Сограждане  наши  находятся  в  заблуждении, они  извращают истинную веру Авраамову. Доколе будем мы,  как они,  вертеться  вокруг камня,  который не видит  и  не  слышит  и  не  может  сделать  нам ничего худого  или  доброго. Поищем  веры лучшей,  чем  эта” [7]. Ханифы, борцы  против  идолов  и  многобожия,  провозглашали единую  веру  в  Аллаха.  Эта  была  реакция  против господствовавшего в то время язычества и  различных  культов. Это время известно нам как джахилийа (араб. “неведение”). “Джахаль” - необузданный,  жестокий,  дикарь. Именно так можно охарактеризовать человека той эпохи. Иными словами, для этого периода характерно, что человек подчиняется своим  страстям  и  желаниям.  И  религиозное движение ханифов появилось  как  ответная  реакция  на  духовную обстановку    Аравии.

Центром  Западной   Аравии считался  город  Мекка,  куда  съезжались  арабы  для торговых сделок и   посещения     храма   Кааба,  названный  так  по  внешнему  виду,  напоминающий сооружение  кубической  формы  (араб. “Каъаба” - куб).  Мекка  издревле  была   известна тем, что со  всех  концов  аравийцы  оставляли  своих   идолов  в  храме, для поклонения им. Там  их  насчитывалось  около  триста  шестидесяти  богов и  богинь  влиятельных   племен  и   родов  с  южной,  северо-западной,  северо-восточной  и  центральной  Аравии.

Хубал - это  главное  божество, из тех которые  находились  в этом храме. Об  этом  идоле  нет  сведений  в  Коране, известно, что и раньше в Хиджазе поклонялись ему, после чего он стал  богом  войны  племен   курайшитов, хинана  и тихама. Сделан он был из красного камня (сердолика), а отбитая правая рука была заменена золотой. Перед Хубалом  приносились  жертвы из животных.

В Каабе находились идолы трех  влиятельных  дочерей  Аллаха, они почитались  по  всей  Аравии, и были  главными божествами арабов, их имена: Манат,   Аль-Лат  и  Аль-Узза.  Святилище для Манат было в  Кудайде,  при  дороге  из  Мекки  в Медину, там  её  почитали  знатные  племена  аус  и  хизрадж.  Богиня  судьбы  и  смерти [8].  Аль-Лат высоко  почиталась по всей древней Аравии. Но  особо популярна она была  в  Хиджазе,  где   около  Таифа в долине  Ваджж находилось  её святилище и символ - белый  камень [9].           Ал-Узза (араб.  “Могущественная” )  древнее  аравийское   женское  божество,  в  V-VI вв. до н. э.  почитавшееся  во  многих  местах  Аравии [10].

Все  эти  богини перенесены   в  Каабу  и  входили  в  состав  теофорных имён.  Ханифы, выступая против идолов, отвергали    эти  божества.  Каждый   клан  имел  своего  бога-идола, который был и отличительным  знаком  этого племени.  Колдовство в этих местах было неотъемлемой частью жизни  любого   аравитянина. “Колдовские  обычаи  были освящены  многовековой  местной  традицией  и  считались  неотъемлемым  атрибутом  повседневной  жизни”[11].

Потомки Иоктана  из Южной Аравии  жили  на  территории  современного Йемена, раньше там находилось Сабейское царство, до того как оно было разрушено, считалось самым развитым в те времена. Международная торговля приносила им немалый доход. После разрушения Марибской плотины во II в. н. э.  многие  племена  арабов-иоктанитов  двинулись  к  северу Аравии, они же принесли с собой идолов и богов в Каабу. Конечно, эти племена были приверженцами  политеизма, об этом нам говорят имена и эпитеты божеств. Особенно следует отметить главные астральные божества. Влиятельная триада состояла  из Солнца, Луны  и Утренней (Вечерней) звезды, как бы семейство Отца, Сына и Матери, аналогично Вавилонской Троице:  Шамаш (солнце), Син и Астарта.  В Вавилонии Шамаш женского рода, а в Южной Аравии оно считалось самым главным божеством и употребляется во множественном числе, что означало “божества”. В Минее Луна называлось Wadd,  в Катабане - Аmm, в Хадрамауте - Sin, в Сабее - Ilumguh. Астарта имела такие эпитеты, которые включали  в  себя специальную формулу обета: “Astar Shargan” (Астарта  востока), “Astar Sharig” (Астарта, восходящая с востока) и Athtar  Dhu  Qabdim  (Астарта  богиня Qald). Были в Аравии и менее значимые божества и  их считали членами  триады: Balw (смерть, неудача), Dhu Samawi (Господь Небес), Halfan (клятва), Halim  (мудрость), Nasr (орел), Rahman (Милостивый) и Sami  (Единственный, кто слышит).

У  северных  арабов  издревле  был  известен   рассказ  об  Ибрахиме (Аврааме) и  Исмаиле (Измаиле),  где  говорится,  что  он  был  первым   сыном Авраама от  служанки   Хаджар (Агарь). Авраам  сам  повел  Измаила в пустыню  Аравийскую  и  оставил  его там,  когда  Хаджар  и ее сын,  умирая, вопрошали   к   Аллаху, то  Он  смилостивился  и  дал  им  источник  Замзам. С  тех пор аравийцы  стали приходить  на поклонение  к  этому  источнику.

Замзам - один  из  нескольких  колодцев,  находящихся  в Мекке и вблизи от  города.  Соседство  Замзама  с  ал-Каабой  обусловило  особое   отношение  к  нему еще до ислама [12].  В  Мекку  на поклонение  в  храм   приходили   арабы, и этот ритуал носил   характер  воспоминания   об  отце  Ибрахиме,  Хаджар  и  его  сыне.  Это  паломничество  называлось  ал-Хаджж, оно совершалось в зимнее время  месяца  зу-л-хиджжа. Оно  считалось  священным  и  длилось  около  четырех  месяцев.

·     Совершая  ритуал,  все  пили воду   из  источника  Замзам, так как  ангел  Джибраил (Гавриил) дал  им (Хаджар и Исмаилу) эту воду, когда они  возжаждали.

После этого паломники пробегали  между  холмами   ас-Сафа  и  ал-Марва  в  память о  страданиях  Хаджар. “Ас-Сафа  и  Ал-Марва - из  примет  Аллаха; и кто паломничает к  дому или  совершает посещение, - нет  греха на нем, что  он  обойдет  кругом  обоих, и  кто  добровольно изберет благо... ведь Аллах благодарен, знающ!” (cура 2:153 ). Паломники могли совершить и малое  паломничество - Умра. “ ...И возвести  среди людей  о  хадже: они  придут  к  тебе пешком  и на  всяких  тощих,  путешествуя  по  всякой  трудной  и  дальней  дороге” (cура 22:28).

·     В  долине  Мина приносили  в  жертву животное, как  воспоминание  об  Ибрахиме  и  Исмаиле. “...То  тому,  кто  пользуется  посещением  для  хаджа,  тому - то из жертвенных  животных,  что  легко; а  кто  не  найдет, то - пост  три дня во  время  хаджа...” (cура 2:192 ).  Нужно  отметить,  что  наряду  с  этим  поклонением  многие  купцы,  торговцы почитали  идолов-богов (их  насчитывалось около  360),  которые  были  принесены  из  разных  мест   Аравии, а особенно  из южной  части  полуострова.

Таким  образом,  ханифы, провозглашая  истинную  веру  Авраамову,  призывали  к тому, чтобы  арабы  отвернулись  от  идолов. После  Мухаммад, скажет: “Очистите  Мой дом  для  совершающих  обход,  и  пребывающих, и преклоняющихся, и падающих ниц!” (cура 2:119).

Причиной возникновения течения было :

“Племя  Бену-Хозаа (пришедшие  с  Южной  Аравии, были  потомками  иоктанитов),  овладевши  окрестностями  Мекки, а затем и самой Меккой,  отняв  у  корейшитов[13] заведование   храмом,  было  более склонно  к  фетишизму  и  натуралистическому  многобожию,  нежели  северяне-измаилиты, и  водворение  хозаитов в  Мекке, без сомнения,  усилило  здесь  идолопоклонство и способствовало  косвенным  образом  той  монотеистической  реакции, которой победоносным представителем впоследствии сделался Мухаммад” [14].

 

Ханифы  и  их ожидания.


“Религиозное  миросозерцание   семитов,  кроме  монотеистической  идеи, издревле  характеризовалось  идеей  пророка  или  посланника  Божия, то есть  человека,  находящегося   в   особом  личном  отношении  к  Богу,  получающего  откровение  свыше  и  становящегося   посредником  между  Богом  и  людьми...” [15]

Знания о Боге  они  могли  черпать  только из какого-либо источника. Нам известно,  что многие ханифы в качестве своего учения использовали переводы на арабский сирийские апокрифические Авраамовы свитки (сохоф), относящихся к  литературе сабиев. Далее  В. С. Соловьев  отмечает,  что  все  эти   апокрифы  не  могли вполне удовлетворить  религиозную  потребность   ханифов,  поэтому  им  оставалось только   ожидать  нового  откровения.

Известные  нам  ханифы:

·     Варака-бен-Науфал,  сын  Асадов.  Он  был  духовным  советником  Мухаммада,  впоследствии  принял  христианство.

·     Усман-бен-ал-Хувауриф  был его родственником, также  принял  христианство.

·     Зеид-бен-Амра остался  ханифом,  не  принял  ни  мусульманства, ни христианства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать