Христос в Масульманстве

Манихейство еще долго существовало на востоке до Х или  IХ веков. Жестокие гонения, которым они подверглись, совершенно не помешало  дальнейшему  развитию. Оно повлекло за собой такие течения,  как павликианство, богомильство и другие ответвления. И распространилось  на Западе, об этом свидетельствует сам Диоклетиан. Но два столетия спустя, по свидетельству Августина, секта распространилась и в Италии и в Африке, где, как нам   известно,  приверженцами    этой   ереси были люди из  духовенства    церкви (Aug. Ер.236). Влияние манихейцев было и в Аравии.

Таким образом, сравнивая еретические взгляды о призрачности Христа во время распятия, как и у Мани,  так и у Василида, мы пришли к выводу, что это положение, вероятно, было заимствовано от этих течений.


Почитание Девы Марии, икон,  святых  и  их  влияние.

 

Представление  Корана  о  Троице.

Далее мы отметим, что написано в Коране: “О, обладатели[75]  Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины...” Другой перевод [76] с арабского текста нам говорит: “... не преступайте границ  в  вере вашей, и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины”. И.Ю. Крачковский переводит далее эту же суру: “Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте  же в Аллаха и Его посланников и не говорите - три!”  (сура 4:169). Сура 5:77,116  свидетельствует нам: “Не  веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах - третий из трех”, - тогда как нет никакого божества, кроме единого Бога. “О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать в боги наряду  с Аллахом?”,  он ответит: “Свят ты!  Никогда не мог я сказать того, на что не было у меня права”. И. Ю. Крачковский отмечает в своем комментарии, что Мухаммад  под  Троицей понимал Бога, Иисуса  и  Марию. Но  А. В. Журавский  в своей  статье  “Иисус  в  Коране“ цитирует так:  “В то  же  время  нет  достаточных  оснований  утверждать,  что  Мухаммад так  понимал  христианскую  Троицу.  Он  скорее,  просто  возражает  против  обожествления  Иисуса  и  Марии”[77]. В Каабе, по  мнению  Ибн  Исхака[78], находилась картина Марии и ее Сына. Он также  отмечает, что когда пророк ислама объявил об уничтожении идолов, то эта картина была унесена из храма Каабы.

Нам  известно, что к  периоду  возникновения  ислама христианская  церковь отступила от истинной  веры, поклоняясь  культу  умерших  святым, почитая  иконы и соединилась с государственной  властью. Прот. А. Шмеман отмечает, что в течение кратчайшего времени  церковь из преследуемой  стала преследовательницей. “Большое  значение придавалось  мистике, самозапечатлению в душе догмата веры. Но в этом таилась опасность, что служение с участием образов превратится в суеверное почитание образа и преклонения перед ним.  Служение  образам и реликвиям достигло такого  размаха, что принимало  нехристианские  формы, потому что в образе видели Христа и Марию воочию.   Иные даже соскабливали краску с образа, чтобы ее примешивать к вину. Другие полагали освященный хлеб на образ Христа, чтобы, из его рук  принять причастие”[79].


Поклонение  Деве  Марии  оставило  след  в  зарождающемся  исламе.


Культ Девы Марии почитали неофициально в самой церкви. Святая Мария заняла главное место в поклонении.  Амвросий был борцом за почитание Марии. Он считал, что она принимала активное участие   в спасении и  аргументировал  Быт. 3:15.  “Она (Мария)  была взята, как невеста Духа Святого”[80]. Конечно же, эта  идея, в принципе неверная, могла быть неправильно понята  Мухаммадом.  В проповедях Амвросия, Иоанна Златоуста, Августина она показана как идеал женской чистоты и почти безгрешной.  Но были и инакомыслящие - это ариане, как  Евдоксий и Евномий (Филостр. VI,21). Епифаний называет их “антидико-марианитами” и говорит о том, что они находились в Аравии, как самые злейшие еретики.   Празднования в честь  Марии  были установлены,  как  отмечают,   не  позднее  VI века. У несториан был праздник  в честь Богородицы в пятницу после Богоявления. Далее, мы отметим, что в яковитском календаре от  675 г.,  это событие относили к 26  декабря. Но имеется более поздняя дата почитания  Марии у яковитов, которая совпадает с несторианским  постановлением времени почитания - это 15 января, а копты чествовали 16 января. После 460 г. днем смерти Марии было установлено 15 августа и эта дата почиталась особо. Впервые этот праздник проник в Константинополь в конце VI века. Особенно усилилось почитание ее в Ефесе и Александрии. Споры между несторианами и монофизитами оставили свой след и содействовали усилению благоговения перед Девой Марией. Когда несториане отвергли титул Богородицы, то обратной, естественной реакцией была защита и превознесение в пользу почитания культа. Например, некий  Петр Антиохийский включал имя Богородицы во все  молитвы своей церкви.  Юстиниан призывал мощь Марии при всех своих делах.  Нарсес никогда не вступал на какое-либо сражение без ее одобрения.

Таким образом, мы можем отметить, что поклонение Деве Марии оставило отрицательный  след в зарождающемся исламе.  Блаженный Августин говорил: “Обряды увеличились до такой степени, что состояние христианского народа  в этом отношении было хуже, чем состояние иудеев” [81].

Влияние иконопочитания на ислам.


Почитание икон стало также практиковаться в церкви, начиная от Девы Марии с младенцем на руках и кончая культом святых мучеников. Они   играли роль посредников между Богом и человеком. Григорий Великий говорит так: “Ибо то, что Писание несет умеющим читать, изображение дает  тем, кто этого не умеет, но взирает; ибо  посредством него даже невежды научаются тому, чему должно следовать, - посредством него неграмотные читают. А посему - и главным образом - для  язычников изображения суть заменитель чтения”[82]. Евсевий Кесарийский говорил о том, что слава Спасителя не может быть изображена на холсте, потому что настоящий образ всех святых есть их образ жизни. Но история нам свидетельствует, что изображения находились уже в употребление  во всех храмах Востока. Нам известен такой случай, когда  Епифаний, епископ Констанции неодобрительно отнесся к изображению Спасителя  в церкви  в святой  Земле. Также отмечает Августин, что уже в его время было много “почитателей изображений”[83].  Юлиан обвинял христиан в поклонении крестам. “Свою выгоду отыскали здесь и все еще сохранившиеся среди подданных империи  язычники, которые смогли тайно поклоняться  тому же Зевсу  под обликом Христа. Это могло быть  результатом официального подавления языческих и восточных культов”[84].

Все нарастающий интерес к материальному миру привел к поклонению и почитанию святых мест, реликвий, предметов - эта практика существовала еще в языческом поклонении богам. “Ритуальное поклонение иконам было известно в Византии с раннего периода, о чем говорит, например, текст Софония Иерусалимского VI-VII вв. Святого Кира и Иоанна, которых  некий Феодор видел во сне коленопреклоненным  и перед образом  Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи” [85]. В Катехизисе V в. Кирилл цитировал,  что через молитву и посредничество святых,  мучеников  и  пророков принимаются молитвы. Также в этом веке мы находим ряд новых святых на Востоке из яковитов, коптов и эфиопов.

Мухаммад  боролся против идолопоклонства, и он провозглашает так: “Вместо Аллаха  он призывает то, что ему не приносит ни вреда, ни пользы, это - далекое заблуждение! А те которые взяли помощников, кроме Него: “Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к  Аллаху близостью”. Аллах  рассудит   между  ними  в   том,  в  чем   они   расходятся!” (суры 22:12; 39:4). Таким образом, поклонение Деве Марии и иконам могло быть воспринято Мухаммадом как идолопоклонство.  “По ходу времени новые посредники (в христианском мире)  между человеком и Богом стали похожи на идолов (божков), очень похожих на те, которые пророк Ислама отвергал в языческой Аравии”[86].


Вывод:


Мы  отметим, что неверное понимание о природе Иисуса Христа, как о Божественной Личности предшествовали следующие причины:

1.  Влияние многих еретических учений, с которыми действительно сталкивался Мухаммад (мы в Коране часто находим выражение “люди Писания”)  сыграло большую роль в сознании как и самого  лидера  ислама, так  и  его   последователей   в отношении вопроса о  миссии  Христа  на  этой   земле.

2.  Другая причина заключается в том, что само Писание на арабском появилось только лишь в начале VII столетия, очевидно перевод был с латыни, выполненный в Испании Иоанном Севильским, спустя  целое столетие  после зарождения ислама. “Истина требовала, чтобы в эту эпоху, когда дух Мухаммада сливался с нуждами людей, когда он ощупью шел к Тому, Кто мог дать спасение и объединить, он должен был иметь в руках истинные иудейские и христианские Писания. Вместо этого ему не оставалось ничего, кроме как узнавать понаслышке от неосведомленных или мало сведущих христиан то, о чем говорят Писания”[87].

3.  Поклонение изображениям, в частности Деве Марии, культу святым, все это скомпроментировало Мухаммада на неверное понимание о роли Иисуса Христа, как о Спасителе и Его Божественной Личности.

 Иисус   в    Коране.

                           

Значение слова Иса-ал-Масих.


Слово “Иса-ал-Масих” в переводе означает Иисус  Помазанный, по словам А.А. Abdul-Hagg,  оно было известно уже давно до зарождения ислама. В Коране употребляется в сурах 4:172, 9:30. Значение  “Сын Марии” используется  в сурах 5:17,72,75; 9:31. А так же “Иисус Сын Марии” в сурах 3:45, 4:157. Артикль  “Ал” (“Аль”) это не арабское слово, но мы отметим, что оно было арабизировано  еще до появления и составления Корана. В арабском языке  употреблялось такое слово, как “Саха” (“Saha”), то есть  путешественник. Мы  знаем Иисуса как путешественника. Это слово считается арабским, пришедшего из той же наследственности, но было  забыто. А слово “Иса-ал-Масих”, по словам Хоровитца (Horovitz)[88] было воспринято из эфиопского или из сирийского языков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать