· Убейдуллах - двоюродный брат Мухаммада, был тесно связан с основателем ислама. Принял христианство.
Мухаммад - последователь монотеизма.
Мы видим, что возникновению ислама предшествовало религиозное пробуждение в арабском народе, ярким примером тому было движение ханифов. Это течение оказало влияние и на Мухаммада, поэтому он провозглашает: “Они говорят: “Будьте иудеями или христианами - найдете прямой путь”. Скажи: “Нет, - общиной Ибрахима (Авраама), ханифа, ведь он не был из многобожников”. “Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников”. “Потом внушили Мы тебе [Мухаммаду]: “Следуй за общиной Ибрахима, ханифа, и не был он из числа многобожников” (cуры 2:129; 3:60; 16:124). Мусульманский комментатор Убайи бен Ка’ба, комментируя суру 98, показывает отношение Мухаммада к христианству и иудаизму, также провозглашая суть ханифства: “Посланник Аллаха к ним, читающий свитки пречистые, в которых писания истинные. Видел я иудаизм и христианство, поистине, самая правильная религия - ханифство - покорность Аллаху, а не многобожие, и кто бы не совершил дело благое, никогда этого не будут отрицать. Были люди одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещевателями, которые повелевали совершать одобряемое и исполнять молитву”[16].
Таким образом, Мухаммад, провозглашая ханифство, как покорность Аллаху, также следует их доктрине о Едином Всемогущем Боге. Мухаммад считал себя последователем Ибрахима, который “... не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом” (cура 3:60). К ханифам он причисляет и других пророков: кроме Ибрахима (Авраама) и Мусу (Моисея), и Исма’ила (Измаила), и Исхака (Исаака) и его детей (2:130). Они провозглашали монотеизм, так Мухаммад говорит об этом. Из этого следует, что Мессия Иса-ал-Масих (Иисус Христос) не может быть Богом. “Не веруют те, которые говорят, что Аллах - это Мессия, сын Марйам” (cура 5:19). Сура 112, ал-Ихлас, считается символом веры и особо почитается: “Он - Аллах, - един, Аллах, вечный”. И. Ю. Крачковский комментирует эту суру: “который не ест и не пьет; не рожденный и не рождавший; у которого ищут помощь; повелитель, царь; мудрец, которого не смущает неповиновение других; стоящий на высшей ступени; к которому взывают, который не имеет внутренних частей, компактный”[17]. Мы здесь прослеживаем явное влияние ханифов, которые провозглашали монотеизм, то есть ат-Таухид (ат-Тавхид; от глагола “ваххада” - “делать, считать что-либо единым, единственным”). В исламе ат-Таухид означало отрицание политеизма (ширк), выражающееся в формуле “нет никакого божества (идола), кроме Аллаха”. Ибн Таймийа включал в понятие ат-Таухида:
1. признание божественной природы только за Аллахом;
2. признание Его единственным Творцом;
3. полная самоотдача человека Аллаху.
Также ат-Таухид означает “предельное единство сущего, трансцендентное миру, рассматриваемому как эмпирическая реальность с пространственно-временными характеристиками, и тождественное ему, взятому в качестве вневременной и внепространственной целокупности”[18].
Еврейские поселения и их мессианские надежды.
Еврейские поселения в Аравии существовали примерно с 70 г. н. э., то есть со времени Второго разрушения Храма. Многие евреи поселились в северо-западной части Аравии. Эти иудейские поселения участвовали в строительстве городов, также они занимались караванной торговлей. Еврейские купцы и ремесленники сбывали свой товар в городах Ясриб (Медина) и Мекка. Многие, подобно бедуинам, кочевали от колодца к колодцу со стадами. В начале VI в. в Южной Аравии, в Йемене, образовалось небольшое еврейское государство и их религия была доминирующей в этих областях. Нам известно, что йеменский царь Абу-Кариб обратился в иудейство сам и обратил многих арабов. В 530 (525) г. преемник Абу-Кариба, Юсуф Зу-Новас принял еврейское имя Иосиф (это был последний химьяритский царь, правивший в 517-530 гг.), приверженец иудейской веры. Он погиб в битве с эфиопским царем Элесбаа. Император Ираклий усугубил положение изданием указа о насильственном крещении живших на территории империи иудеев. Часть из них, отказавшись принять крещение, бежали. Как отмечал после в VIII в. армянский писатель Гевонд, евреи подстрекали арабов к действиям против Византии: “Восстаньте с нами, - и избавьте нас от подданства царю греческому, и будем царствовать вместе”[19].
В Медине и Мекке были известные еврейские поселения Бану-Надир, Бану-Кейнока, а также Бану-Курайза - жители оазиса Йасриб (Медина). “Племя Курайза оказалось враждебным исламу, было частично перебито и изгнано из города”[20]. Об этом говорится в сурах 8:56, 33:26-27. Рядом с Мединой находилась чисто иудейская колония Хейбар, а несколько севернее - Тейма. Еврейские общины оказали большое влияние на коренных жителей Аравии, многие арабы слышали об иудейской религии. По свидетельству мусульманского историка Ягуби (Yagubi), иудеи были прозелитского направления, игнорировавшие Писание. К ним, в частности, относились племена Курайза и Надир из города Медина. “Они не были чистые иудеи, но иудаизированные арабские племена (кланы), которые назывались Djudham”[21]. Нам известно, что многие аравийские евреи имели Библию Акилы. Арамейский перевод назывался “Methurgemanium“. “Эти переводы пришли из Таргумов или арамейских парафразов”[22]. Многие библейские слова, из тех что мы находим в Коране, очевидно были из Арамейского источника. Вельгаузен пишет: “Арабские евреи вместе с их языком, с их знаниями Писания, их образом жизни, с их склонностью к злу, темными делами, магией и проклятием, а также с их боязнью смерти оставили необычное впечатление...”[23]
Сам Мухаммад в Коране говорит о евреях, ссылаясь на то, что они отступили от истинной веры: “И если бы они соблюдали Тору и Евангелие и то, что ныне ниспослано им от Владыки их, истинно, вкусили бы от добрых вещей, и от тех, которое под ногами их. Есть среди них люди умеренные; но многие из них, воистину, творят зло” (cура 5:70).
Таким образом, евреи в Аравии были отделены от своего Писания и основывалось на информации не канонической, но апокрифической и чаще всего магической. Их религия считалась неортодоксальной. А.А. Хагг (А.А. Hagg) говорит о духовном состоянии иудеев этой местности, что они поддались вырождению своей веры и религии[24].
Их образ жизни и вера оказали влияние на Мухаммада: “О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии без истины и не следуйте за страстями людей, которые заблудились раньше, и сбили многих, и сбились с ровной дороги... Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа” (cура 5:81,72). Также Мухаммад упрекает их в том, что они не уверовали предостережениям Дауда (Давида) и Исы (Иисуса), это записано в суре 5:82.
Мессия - учитель Торы.
Мессианские надежды евреев в Аравии возрождались в результате обострения экономических и политических условий. Мы упоминали о том, что они были притесняемы и гонимы императорами. И в результате этих трудностей возникали надежды с ярко выраженными эсхатологическими чертами. Сами евреи из Медины устрашали арабов, говоря, что придет Мессия и разрушит их язычество [25]. Они верили в то, что в момент Пришествия земля станет производить ежедневно новые плоды, женщины станут ежедневно рождать, а земля - приносить хлебы и шелковые одеяния (Шаббат 30 б), люди достигнут тысячу лет от роду, прекратятся болезни, распри, войны” [26].
Приход Мессии ассоциировался с тем, что Он победит всех язычников и будет их правителем. “Иудеи повсюду, в частности в Аравии, ждали появления Мессии. Были у них популярными идеи, что такой Мессия появится из среды не иудеев. Исследователи считают, что эти идеи повлияли на Мухаммада, помогли поверить в истинность собственного призвания”[27]. Узнав о Мухаммаде, они не признали его ни пророком, ни Мессией. Л.И. Климович отмечает о том, как некоторые евреи старались побольше разузнать “о пророке, который появился среди сарацин”, – то есть арабов, о том, как их разочаровали ответы спрошенных: “Это - обманщик, потому что пророки не приходят с мечом и в колеснице”, или говорили: “Ничего правдивого не найти в этом пророке, а если только пролитие крови человеческой”[28]. Когда евреи обратили внимание на миссию Мухаммада и они не приняли его за своего пророка и Мессию, потому что он плохо знал ат-Тауру. Ведь они свято верили в то, что будущий Мессия будет учителем Торы. Эта ссылка из Корана свидетельствует нам об отношении иудеев к Мухаммаду: “Но как поставят они тебя их судьей, когда есть у них Тора, заключающая правосудие Аллаха” (cура 5:44).
Еврейский мессия - Узайр.
В Коране говорится: “И сказали иудеи: “Узайр - сын Аллаха...” Вот что говорят они устами своими. Они подражают тому, что неверные говорили прежде них. Проклятие Аллаха да будет на них! Как тяжко заблуждаются они” (cура 9:30). И.Ю. Крачковский отмечает, что Эзра и Узайр - это одно и то же лицо[29]. “Обычно Узайр считается идентичным библейскому пророку Эзре, хотя известные материалы об иудаизме V-VII вв. позволяют говорить лишь об относительно незначительном по степени выделении Эзры из ряда почитаемых фигур иудейской священной истории”[30]. Возможно в Аравии существовала секта, которая почитала Эзру, то есть Узайра, как Мессию Бога, точных данных невозможно найти, так как в Коране он упоминается лишь один раз. Мы можем ссылаться только на послекораническое предание, которое свидетельствует о том, что Узайру после времени исчезновения Ковчега и текстов ат-Тауры (Торы) была послана мудрость от Аллаха и он учил еврейский народ их Закону, когда же свитки Торы были найдены, то оказалось, что все, чему он их учил, соответствовало Писанию. Евреи, жившие в Аравии, считали его своим Мессией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13