Христос в Масульманстве

1.  “...Мы даровали  Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым” (сура 2:81).

2.  “...Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым” (сура 2:254).

3.  “...Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его”  (сура 4:169).

4.  “...О Иса, сын Марйам! Вспомни милость Мою тебе и твоей родительнице, как Я подкрепил тебя духом святым” (сура 5:109).

5.  “...И ту, что сохранила свою скромность... И Мы вдунули в нее от Нашего Духа и сделали ее и ее сына знамением для миров!” (Сура 21:91).

6.  “...И, Марйам, дочь Имрана, которая сохранила целомудрие  свое, и Мы вдохнули в нее дух Наш. И она сочла истиной  слова ее  Господа и Его писания и была из числа благочестивых”  (сура 67:12).

7.  “Возвышен ступенями, обладатель трона; низводит Он дух от Своего повеления тому, кому пожелает из рабов, чтобы тот увещевал  о дне  встречи” (сура 40:15).

 В Коране  Дух Аллаха переводится, как “Рух”. Синонимом его часто выступает термин  “нафс” (“душа”). “Значения каждого из этих терминов, равно как и соотношения между ними, изменяются в зависимости как от толкования их теми или иными мыслителями”[104]. Иисус в Коране не просто пророк, но Ему было послано от Бога знание Торы и Евангелия  (5:50), в отличии от других упоминаемых пророках в Коране. У Него была особая миссия, по словам Мухаммада, отличающая Его от всех других, потому что Иисусу был послан Дух Аллаха и Он имел особое руководство от Него, так Коран излагает нам об Исе-ал-Масихе. “Он помазан на особую миссию и был послан”[105]. Иисус в Коране не похож на других пророков, потому что они все были призваны, а Он был с детства предопределен на особую мессианскую деятельность, которая соединяла также и пророчество. Коран называет Его и пророком и Мессией, не отделяя эти роли, Мухаммад рассматривает их воедино. Мусульманские богословы имеют разногласия в объяснении сущности Святого Духа. Приведем некоторые высказывания  по этому вопросу, например, Аль-Садди и Кааб сказали: “Святой дух - это Гавриил, и его поддержка Иисуса заключалась в том, что он был сотрудником Иисуса и другом его, помогая  Ему и сопровождая Его, куда бы Он ни пошел - до того момента, когда  Иисус был взят на небо”[106]. Ибн Джубаир сказал: “Дух Святого (Бога) есть верховное имя Аллаха, и им Иисус воскрешал мертвых”[107]. Аль-Квашани  так же говорит: “Аллах специально очистил тело Иисуса от наследственной нечистоты, и Он был духом, воплощенным в идеальное и духовное тело. Аллах очистил Его дух и освободил Его от влияния природных инстинктов и окружающих влияний так, что Он мог быть поддерживаем святым духом, формой которого Он был”[108]. Так же еще один мусульманский комментатор Ибн Аббас отмечает: “Что касается духа, который был вдунут в Него (Иисуса) Аллахом, то поэтому Он и есть дух Аллаха”. Рассматривая эти высказывания о влиянии Духа Святого на Иисуса, мусульманских богословов, мы пришли к тому что: 

1.   Сам Мухаммад в Коране не разъясняет суры о Духе Святом. Он просто констатирует факты,  которые  слышал   от    существовавших там   христиан.

2.   Мухаммад использует выражения: “Мы подкрепили Духом Святым” - три раза, “бросил Марйам Духа Святого”- один раз, “бросили Марйам Духа Святого” - один раз, “Мы вдохнули” - один раз, “Мы вдунули” - один раз. Как мы заметили, что эти суры   затрагивают   только  время   рождения   Иисуса.

3.   В Коране имеются ряд сур, которые неясно говорят о Божественной природе Иисуса, но мусульманские богословы, беря это за факт, утверждают, что Иисус не Бог, а говорит лишь о том, что Он был очищен и руководим  Духом Святым.

Иса подобен Адаму.


Написано в Коране: “Поистине, Иса перед Аллахом подобен  Адаму:  Он создал его [Адама]  из праха, потом  сказал ему : “Будь!” - и он стал” (сура 3:59). В книге Аби Джафар аль-Табари  под названием “Джамия аль-Баян”  написано так: “Скажи христианам  из Найрана, что Мое сотворение Иисуса без мужчины-прародителя  было подобным сотворению Адама, которому Я сказал: “Будь!” - и он стал душою живою, без прародителей: мужчины и женщины. Мое сотворение Иисуса от Его матери  является чудом не большим, чем мое сотворение Адама”[109]. А.А. Абдул-Хагг (А.А. Аbdul-Hagg),  говоря об этой суре, выделяет слово “Будь”, как бы говоря, что Иисус подобен Адаму в том, что у них одно начало. Далее мы посмотрим другие суры из Корана, которые говорят о сотворении Адама: “И вот сказал Господь твой  ангелам: “Я сотворю человека из сухой звонкой глины, из черной грязи, придав образ ей.  Итак, когда  Я  сотворю его в совершенстве и вдохну в него дух Мой, падите ниц в покорности ему” (сура 15:29). В этой суре, когда говорится о  значении “дух  Мой”, то подразумевается слово, которое переводится как “нафс” , то есть просто душа.

Таким образом, в Коране отмечается о том, что Адам создан из праха, из глины  и в него Аллах вдунул душу. Суры, которые мы рассмотрели раньше, говорят, что Иисуса вдохнули, вдунули от Духа Святого (67:12;  21:91). Или в Него был брошен, или подкрепляем от Духа Святого (4:169; 2:81,254), например, сура 2:81 говорит так: “Мы даровали  Исе, сыну Марйам, ясные знамения  и  подкрепили его духом святым”. И самый главный акцент Мухаммад в суре 3:59 делает на слове “будь”, как бы показывая чудесное рождение или происхождение Иисуса, так же как и Адама. Вопрос, который часто мусульманские богословы приводят в пример того, что Иисус сотворен подобно Адаму, для нас остается открытым. Но другие ссылки говорят о том, что Иисус не сотворен, а был  подкреплен Духом Святым.

        

Иса - “Слово от Бога”.

Сура из Корана говорит: “О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных” (сура 3:40). Мусульманский комментатор Факхар ал-Дин Рази (Fakhar al-Din Razi) отмечает так: “Сущность значения “Слово от Него” заключается в том, как если бы кто-то говорил о мужественном человеке”, - так сам комментатор говорит об Иисусе. “Следуя традиции, Он был помазан при Его рождении, как и другие пророки или Его коснулся  Гавриил, чтобы избежать  нападок сатаны. Также Он является “Превознесенным в мире” благодаря чудесам и  доказательствам. Иисус - это Тот, Который “должен прийти вновь на землю”. Если рассмотреть “Слово от Него”, то местоимение “Него” относится к “Слову”, точно так же как местоимение “во имя Его”  относится к Мессии. Так  почему  местоимение не находится в том же роде как “Слово”?  И комментатор отвечает: “Потому что сама  личность  относилась к мужскому роду”[110]. Ф. ал-Дин Рази (F. al-Din Razi)  таким образом отмечает, что местоимение “Него” он относит к мужскому роду, а “Слово” (Kalima) к женскому роду. Суммируя все это сказанное, можно выразить так: “Слово было от Слова”[111]. В противовес Ф. ал-Дин Рази говорит другой мусульманский комментатор Ибн Хазам (Ibn Hazam), что Иисус Христос является “Словом от Бога”. “Но это “Слово” сотворенное существо-позиция, схожая с арианством”[112]. Мы видим различия или противоречия у мусульманских комментаторов в разрешении христологических отрывков Корана. А.А. Абдул-Хагг (A.Akbar Abdul-Hagg) говорит о том, чтобы разобраться в этой путанице о значении “Слово от Него”, которое относится именно ко Христу, нужно непосредственно обратиться к самому Корану. В начале мы рассмотрим в каких местах Корана употребляется это значение.

·     Иоанн Креститель провозглашает  Ису-ал-Масих “Словом от Аллаха”: “Там воззвал Закарийа к своему Господу и сказал: “Господи! Дай мне потомство благое. Ведь Ты - слышащий воззвание”. И возгласили ему ангелы, когда он стоя молился в михрабе: “Аллах радует тебя вестью о Йахйе [Иоанне Крестителе], подтверждающем истинность слова от Аллаха, господине, воздержанном и пророке из праведников!” (Сура 3:33-34). Другой перевод этого же те текста говорит: “...Йахья [Иоанн Кр.], который засвидетельствует истину слова от Аллаха, - о благородном, целомудренном, и пророке одном, из среды праведников”[113]. Как отмечает в комментарии  И.Ю. Крачковский о том, что  значение “Слово от Аллаха” относится точно к Иисусу Христу [114]. “В выражении  “Слово от Него”, предлог “от” (“min”) означает определенное отношение  существительного и местоимения между собой. Поэтому можно сказать, что “Слово” является той же Божественной сущностью, как и местоимение “Него” (“Hu”), то есть Бог” [115].

·     Далее мы рассмотрим следующую суру из Корана: “...Ведь  Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его...” (Сура 4:169). Об этом стихе А.А. Абдул-Хагг (А.А.Аbdul-Hagg) отмечает следующее: “Во свете этого стиха, рассматривая  значение “Его Слово”, должно быть ясно для любого разумного человека и понятно, что “Слово Бога” должно быть той же природы как и Бог. Но мусульманские комментаторы стараются избежать этого значения”[116].

Сами мусульмане имеют два взгляда на происхождение Корана:

1.   Коран - это Книга источника Первоначала, своего рода “Мать” всех книг. Если мусульманские богословы придерживаются этой точки зрения, то их мнение о природе Иисуса Христа очень схожа с монофизитской теорией.

2.   Коран - это материальная (сотворенная) книга, тогда взгляд на природу Иисуса сходится с другой крайностью христианского течения - несторианство. Отец  Jahm, приверженец рационалистического движения,  использовал эти стихи из суры 4:171 для того,  чтобы   доказать о том, что Коран  был  сотворен: “Я нашел стих в Божьей книге о том, что Коран был сотворен. Это из Слова Божьего (Корана): “Мессия, Иисус, Сын Марии, является только апостолом и Его Словом”[117].  На этот резкий аргумент отвечает Имам Ибн Ханбал (Imam Ibn Hanbal) в своем трактате Al-Radd: “...Все, что сказано об Иисусе в Коране, не может быть сказано то же самое и о самом Коране. Иисус назван  семенем, младенцем, ребенком и молодым юношей; он так же, как и все, ел, пил, он подвергался командам. И он был послан от Ноя и Авраама. И мы не можем сказать то же самое о Коране, что и об Иисусе Христе. Но что сам Бог хотел сказать, когда говорил: “Мессия, Иисус, Сын Марии, есть один из апостолов Бога и Его Словом, которое Он вдохнул в Марию”, “Слово” которое Он послал Марии через Свое слово “Будь”. Поэтому Иисус был приведен к существованию словом  “будь”. Но нужно отметить, что не является этим “будь”. “Будь” есть Слово Бога и оно не сотворено”[118]. Ибн Ханбал (Ibn Hanbal) говорит так, что Иисуса Христа можно понять как Божественное установление, сотворенное Им. Другими словами, он говорит, что есть неизменное Слово от Бога и оно само по себе Божественно, но Иисус Христос не был Словом Бога. Эту позицию он поддерживает, потому что хочет доказать вечность Слова Бога, то есть Корана и о том, что оно не было сотворено. И использует стихи об Иисусе Христе как о Слове Бога. Нужно отметить, что сам Коран не говорит об этих стихах подобным  образом,  так отмечает А.А. Абдул-Хагг. По Корану, Иисус Христос является словом Бога,  относящееся к сущности Божьей, - “Его Слово”. “И Иисус Христос, как Слово Бога есть персональное  откровение Бога во плоти”[119].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать