Изучение личности обвиняемого

Обвиняемый, преданный суду, именуется подсуди­мым, а подсудимый, в отношении которого вынесен об­винительный приговор, — осужденным. В этом отноше­нии данный термин и будет упоминаться в нашей рабо­те. Но раскрытие темы было бы неполным, если бы здесь не рассматривались вопросы изучения следовате­лем личности подозреваемого.

Если процессуальными терминами «обвиняемый» и «подозреваемый» обозначаются конкретные участники уголовно-процессуальной деятельности, то термин «заподозренный» не имеет процессуального содержания. Он выработан практикой и получил широкое распрост­ранение. Обычно заподозренным следователь считает человека, в отношении которого у него есть определен­ные данные, дающие основания подозревать его в со­вершении какого-либо преступления. Естественно, такие лица могут быть объектом расследования, особенно в его начале, когда преступление еще не раскрыто.

Здесь уместно привести высказывание А. М. Ларина, который пишет: «Не следует смешивать подозреваемого  заподозренным, т. е. с лицом, которого в чем-то запо­дозрил потерпевший или следователь. Подозревать в со­вершении определенного преступления следователь мо­жет иногда и широкий круг лиц. Но подозреваемым в процессуальном смысле становится лишь тот, кто за­держан или подвергнут одной из мер пресечения до предъявления обвинения.

По делу о разбойном нападении, совершенном в рай­онном центре, вначале были получены данные, что в, преступлении участвовал неизвестный шофер такси. В городе в то время находились вне гаража девять так­си. Оказались необходимыми допросы всех девяти шо­феров, причем каждый из них допрашивался и о работе других шоферов, и о своей работе в эту смену. До до­просов следователь мог считать вероятным участником преступления каждого из девяти. Однако ставить всех их в процессуальное положение подозреваемых основа­ний не было. Все они были допрошены в качестве сви­детелей. В дальнейшем же на основании проверки по­казаний этих свидетелей один из них был изобличен и привлечен к ответственности в качестве обвиняемого. Материалы же допросов остальных восьми шоферов со­хранили значение свидетельских показаний». Практи­ка показывает, что следователю часто приходится изу­чать как личность обвиняемого и подозреваемого, так и заподозренного и, несмотря на существенные процес­суальные различия между ними, в методике изучения личности этих фигур имеется много общего.

Бесспорно, следователя должны интересовать такие свойства и качества личности обвиняемого, которые ли­бо находятся в соответствии с характером расследуемо­го преступного деяния, либо противоречат ему. В первом случае получение таких данных о личности обвиняемого подтверждает правильность принятого следовате­лем решения о предъявлении данному лицу обвинения, во втором случае — обвинение ставится под сомнение, что, естественно, требует от следователя поиска новых доказательств для того, чтобы убедиться в правильности обвинения либо (и такое бывает на практике) ошибоч­ности предъявленного обвинения.

Определение критерия относимости данных, характе­ризующих личность обвиняемого, еще не полностью раз­решает проблему, стоящую здесь перед следователем. Ему нужно еще знать, какие конкретные цели разреша­ются посредством собирания данных о личности обвиня­емого и в каком объеме эти сведения должны быть в законченном следственном производстве.

Без четкого определения направления изучения Лич­ности обвиняемого даже самое добросовестное отноше­ние к этой работе превращается в собирание отдельных малосвязанных между собой сведений, равно как и указания на направления без объяснения того, какие сведения составляют предмет изучения, слишком мало представляют ценного для практики. Лишь в сочетании одного с другим можно конкретизировать рекомендации по собиранию сведений об обвиняемом, что гарантирует доброкачественное проведение предварительного следст­вия.

Так, возраст обвиняемого важен для уголовно-право­вого направления исследования, поскольку лишь по до­стижении определенного возраста может наступить уго­ловная ответственность гражданина. Возраст имеет зна­чение и для уголовно-процессуального направления, ибо при решении такого, например, вопроса, как избрание меры пресечения, возраст обвиняемого может играть определенное значение. Существен возраст обвиняемого и для криминалистического направления, так как так­тика производства отдельных следственных действий меняется в зависимости от того, в каком возрасте обви­няемый. Определение направлений изучения личности обвиня­емого на предварительном следствии имеет, главным образом, методический смысл. Направления ориентируют следователя в его сложной работе по сбору сведений о личности обвиняемого. Направления в изучении лич­ности помогают анализировать полученные сведения и определять их полноту.

Поэтому кратко охарактеризуем каждое направление (подробно об этом будет сказано в последующих раз­делах настоящей работы). Уголовно-правовое направле­ние изучения данных, характеризующих личность обви­няемого, проводится для решения вопроса о возможно­сти привлечения лица к уголовной ответственности; для правильной квалификации действий виновного; для пра­вильного применения мер уголовного наказания — 'инди­видуализации.

Уголовно-процессуальное направление изучения дан­ных, характеризующих личность обвиняемого, необходи­мо для осуществления обоснованного процессуального режима (проведение следственных действий, избрание меры пресечения, допуск защитника к участию в деле и т. п.).

Криминалистическое направление изучения данных, характеризующих личность обвиняемого, организуется с целью правильного выдвижения следственных версий, установления всех эпизодов по делу и всех соучастников обвиняемого, а также для обоснованного выбора тактиче­ских приемов при производстве отдельных следственных действий.

Таким образом, личность обвиняемого представляет собой необходимый и сложный объект изучения на пред­варительном следствии. Полные сведения о личности обвиняемого вооружают следователя знанием, гаранти­рующим целесообразное и эффективное расследование уголовного дела, что обеспечивает выполнение задач, возложенных законом на стадию предварительного рас­следования преступлений.


2. Анализ практики изучения личности обвиняемого на предварительном следствии. Рекомендации следова­телю по изучению им личности обвиняемого окажутся обоснованными лишь в том случае, если будет изучена следственная практика, установлены наиболее характер­ные ошибки (существенные для правильного разрешения дела и часто повторяющиеся), а также выявлен передо­вой опыт лучших следователей.

Типичные недостатки в изучении личности обвиня­емого на предварительном следствии можно подраз­делить на четыре основные группы.

Первая группа. Отсутствие в деле полных и нужных сведений, характеризующих обвиняемого. Задача следствия в этой части выполнена формально. Следователи ограничивались запросами характеристик с места жительства или места работы обвиняемого.

 Вторая группа. В материалах дела имеются сведения, характеризующие личность обвиняемого, однако они собраны по случайному признаку и представляют собой набор различных малосвязанных друг с другом фактов и оценок, которые нередко носят противоречивый характер.

Нередко те или иные сведения, характеризующие личность обвиняемого, хотя и фигурируют в материа­лах законченного следственного производства, однако по существу не проверяются. Иначе говоря, следователи используют при собирании данных о личности обвиняе­мого весьма ограниченное число источников.

По результатам нашего исследования отдельные качества или свойства обвиняемого устанавливаются, как правило, только одним доказательством и лишь в редких случаях — двумя, тремя. При этом не всегда устраняются противоречия в отдельных сведениях и оценках человека.

 Третья группа. Недостатки этой группы заключа­ются в предвзятости собираемых данных, характери­зующих обвиняемого. При этом нарушается требова­ние закона о том, что следователь обязан принять все меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выяснить как уличающие, так и, оправдывающие, как отягчающие, так и смягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства.

Четвертая группа. По многим делам следователи со­бирают достаточно  сведений  о личности  обвиняемого. Эти .сведения, полученные из самых различных источни­ков, проверяются и перепроверяются, а поэтому в их истинности сомнений не возникает. Однако следователь не находит этим сведениям  правильного  применения.  По­нятно, что в завершающих следствие документах — об­винительном заключении и постановлении о прекраще­нии уголовного дела — необходим анализ личности об­виняемого   в   тесной   связи с остальными важнейшими обстоятельствами дела. Читающему уголовное дело дол­жно  быть  ясно,  насколько  возможно  совершение того или  иного  преступления  именно этим  лицом,  облада­ющим такими качествами и свойствами личности. Коне­чно, даже самая хорошая репутация не исключает воз­можности   совершения   тяжкого   преступления.   Однако она является важным обстоятельством по делу и наряду с   другими   обстоятельствами   должна быть принята во внимание следователем при разрешении уголовного де­ла. К сожалению, такие соображения учитываются сле­дователями не всегда.

Анализ наиболее часто встречающихся ошибок в следственной работе по собиранию и использованию дан­ных, характеризующих личность обвиняемого, позволяет прийти к более общему выводу о том, что некоторые следователи еще не в полной мере уяснили, какие имен­но сведения им необходимо выяснять о личности обвиняе­мого и как полученные сведения должны быть реализо­ваны в материалах законченного следственного произ­водства.

II. Уголовно-правовое направление изучения следователем личности обвиняемого

1. Задачи уголовно-правового направления изучения личности обвиняемого. Уголовно-правовое направление изучения личности обвиняемого призвано обеспечить пра­вильную квалификацию деяния обвиняемого и создать необходимые предпосылки для индивидуализации уго­ловной ответственности. «Должны быть установлены и, следовательно, подлежат доказыванию обстоятельства, пишет М. С. Строгович, —характеризующие личность обвиняемого, поскольку это имеет значение для правиль­ного разрешения дела, для того, чтобы суду было ясно, что представляет собой обвиняемый (его поведение на работе и в быту, отношение к своим обязанностям, нали­чие или отсутствие прежней судимости и т. д.')».

Цели уголовно-правового направления изучения лич­ности обвиняемого состоят в том, чтобы следователь собрал сведения о личности обвиняемого, которые поз­волят судить о возможности и целесообразности привле­чения лица к уголовной ответственности и предания су­ду, а также освобождения от уголовной ответственности с передачей дела в товарищеский суд или с передачей виновного на поруки; о квалификации действий винов­ного (повторность, отнесение к числу особо опасных ре­цидивистов и т. д.); о наличии обстоятельств, смягчаю­щих и отягчающих ответственность; о виде и размере наказания, которое наиболее целесообразно назначить обвиняемому для его исправления и перевоспитания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать