При этом необходимо отметить ряд трудностей, которые иногда встречаются при сборе данных с места работы.
Первая трудность состоит в том, что не всегда допрашиваемые лица, которые свидетельствуют в пользу или против обвиняемого, охотно идут на сообщение о нем интересующих следствие сведений.
Вторая трудность заключается в определении тех лиц, которые могут дать наиболее объективную характеристику обвиняемому. Далеко не всегда наиболее объективная характеристика—это та, которую дает администрация и официальные лица общественных организаций. Не исключено, что администрация может иметь в отношении человека мнение, которое не разделяется другими членами трудового коллектива. Поэтому следователю важно получать данные, характеризующие обвиняемого, по возможности из большего числа достоверных источников. Сравнение таких данных между собой позволит избежать предвзятости в оценке личности обвиняемого и оставит в ней самое главное, достоверное.
Не менее важно в рассматриваемом аспекте собрать и данные об общественной деятельности обвиняемого. Миллионы людей состоят и работают в самых различных общественных организациях. Это обстоятельство делает возможным с пользой для дела получить большой объем сведений об обвиняемом от тех организаций, членом которых он состоит. К сожалению, еще часто следователи не уделяют должного внимания выяснению общественной активности обвиняемого.
Круг вопросов по характеристике обвиняемого, который удается разрешить следователю с помощью сведений, исходящих из той или иной общественной организации, зависит и от характера этой организации, и от степени участия в ней данного человека. Надо заметить, что в уголовно-правовой оценке личности обвиняемого общественная деятельность занимает достаточно существенное место. Не случайно в положительных характеристиках нередки выражения, что тот или иной человек «ведет большую общественную работу и пользуется уважением и авторитетом в коллективе». Наоборот, в качестве отрицательной черты часто упоминается, что человек «оторван от коллектива, не участвует в его общественной жизни».
В результате проведенного нами изучения уголовных дел удалось выявить типичный недостаток в сборе сведений об общественной деятельности обвиняемых. Этот недостаток заключается в дублировании сведений, которые следователи получают обычно и от администрации предприятия или учреждения, и от общественных организаций. Обычно в характеристиках приводятся стереотипные фразы о том, что данный человек активно занимается общественной работой или наоборот. Характер же самой общественной работы, ее содержание не раскрываются. Конечно, от администрации предприятия или учреждения таких сведений следователь не должен требовать, но руководители общественных организаций обязаны привести их в своих характеристика. Эти документы должны содержать сведения о моральных качествах характеризуемого человека, его целенаправленности и увлечениях, политической зрелости.
Характеристика обвиняемого окажется неполной, если в материалах дела будут отсутствовать сведения об образовании. По некоторым составам .преступлений образование — определяющий фактор специального субъекта: например, незаконное производство аборта «лицом, не имеющим высшего медицинского образования». В других же случаях уровень образования в определенной мере может объяснить возможность заблуждений обвиняемого, ошибки, которые он мог допустить из-за недостатка знаний.
Конечно, следователю далеко не всегда необходимо проверять документы, подтверждающие наличие образования у обвиняемого. Однако при расследовании некоторых видов преступлений такая потребность возникает. Нередко, особенно по делам о мошенничестве, приходится встречаться с копиями дипломов аттестатов зрелости и других документов, свидетельствующих о законченном высшем образовании. Следователю при малейшем сомнении необходимо затребовать подлинные документы, в некоторых случаях провести криминалистическую экспертизу с целью определения их достоверности, проверить, выдавались ли дипломы соответствующими учебными заведениями.
Следственная практика подтверждает, что многие серьезные преступления были успешно раскрыты посредством обнаружения в самом начале расследования фальсификации документов об образовании.
Как и в отношении других обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, а может быть, даже в несколько большей степени рекомендуется следователю сопоставлять событие преступления и образование обвиняемого. Проявление некомпетентности в вопросах, которые должны быть известны обвиняемому, если он действительно имеет указанное им образование, может навести следователя на заслуживающие внимание факты.
Суд при определении наказания, как правило, учитывает семейное положение обвиняемого. Вместе с тем следователи по многим делам ограничиваются записью в протоколе допроса лишь сведений о том, холост или женат обвиняемый. Представляется, что. по некоторым делам нужно не только отразить в протоколе состав семьи, но и выяснить, есть ли нетрудоспособные, каков бюджет семьи. Эти сведения нужно не только узнать у самого обвиняемого, но и проверить посредством допросов родственников и других осведомленных лиц. Такая потребность возникает часто в связи с тем, что обвиняемый, рассчитывая на смягчение своей участи, ложно заверяет следователя, будто он — единственный кормилец семьи.
Кроме того, семейное положение может представлять интерес и в плане выяснения характера взаимоотношений внутри семьи. Иначе говоря, иногда требуется выяснить особенности той микросреды, в которой живет обвиняемый.
В ряде случаев следователя может заинтересовать, каково физическое развитие обвиняемого, т. е., мог ли обвиняемый при его телосложении, росте, физической силе совершить инкриминируемое преступление. Очевидно, что эти вопросы достаточно существенны для дела. Немало случаев, когда преступники, стремясь выгородить своих соучастников, берут полностью вину на себя. Тщательная проверка их показаний, в том числе путем проведения следственного эксперимента, может помочь следователю в установлении истины.
По некоторым уголовным делам особенно важно выявить условия воспитания молодых правонарушителей. Нередко от неблагополучных условий воспитания зависят причины аморального поведения лица, привлеченного к уголовной ответственности.
В зависимости от характера дела следствие будут интересовать различные сведения об образе жизни обвиняемого.
Если расследуется дело о половых преступлениях, то акцент должен, быть сделан на обнаружение фактов аморального поведения обвиняемого, на характер его отношений с женщинами и т. д. Когда идет речь о бытовых преступлениях, прежде всего необходимо выяснить поведение обвиняемого в быту, т. е. характер отношений к родным и близким, соседям; использование свободного времени (здесь может вестись речь и об общественной деятельности).
Для создания полного впечатления о личности обвиняемого весьма важно выяснить и все качества, относящиеся к социально-психологической его характеристике. В литературе неоднократно подчеркивалось, что социально-психологическая характеристика дает возможность установить, является ли «совершенное преступление следствием всего поведения лица, всего его отношения к требованиям социалистического общества или же это единственный проступок, противоречащий предыдущему поведению обвиняемого».
В силу того, что еще не выработана четкая структура социальных и психологических свойств личности обвиняемого, в следственные производства включаются различные качества и свойства, в совокупность которых зачастую не попадают наиболее существенные.
Можно полагать, что в психологическую характеристику обвиняемого должны быть включены следующие свойства: направленность личности, моральные качества, знания, навыки, привычки, уровень личной культуры, притязаний и интересов. В социальную .характеристику следует отнести: отношение лица к различным социальным ценностям, общественное сознание (одним из проявлений которого является общественная деятельность), корпоративное (групповое) сознание (отношение к семье и т. д.), отношение к государству (чувство гражданственности и патриотизма), к труду (трудолюбив ли, интересуется ли своей работой, повышает ли профессиональный уровень и т. п.).
Необходимо подчеркнуть, что между психологической и социальной характеристиками личности не существует непроходимой границы. Психологическая структура личности, как известно, формируется и обусловливается в значительной мере социальными причинами. Кроме того, эти черты и свойства находятся в тесном единении между собой. Например, такие «психологические» черты, как уровень притязаний и интересов, непосредственно связаны с отношением обвиняемого к труду. Вместе с тем отношение к труду — социально значимая черта личности.
4. Особенности доказывания данных о личности обвиняемого. Событие преступления (время, место и другие обстоятельства) всегда представляет собой" по отношению к предварительному расследованию событие прошлого. Следователь доказывает событие преступления путем допросов лиц, которым что-либо известно о событии, осмотров места происшествия, в ходе которых обнаруживаются материальные следы преступления, и производства иных следственных действий. Теми же средствами выявляются .и проверяются все имеющие значение для дела обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. Однако следователь не только собирает и анализирует сведения об обвиняемом, о которых ему сообщают допрошенные лица или которые он получает посредством ознакомления с документами, но и сам непосредственно наблюдает обвиняемого. Более того, следователь обязан исследовать все имеющие значение по делу данные, характеризующие личность обвиняемого, выслушать мнение обвиняемого по каждому собранному доказательству, в том числе и относящееся к его личности.
Доказывание обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, может быть облегчено тем, что любой факт можно проверить, выяснив мнение о нем самого обвиняемого. При доказывании тех или иных обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, есть опасность впасть в ошибку, поскольку, общаясь с обвиняемым на допросах и при проведении других следственных действий, следователь формулирует в своем сознании определенный вывод о свойствах его личности, абстрагироваться от которого нелегко. Между тем, как известно, следователю необходимо, чтобы в деле получили отражение объективные данные в отношении всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания, в том числе и тех обстоятельств, которые характеризуют личность обвиняемого.
Особенность доказывания состоит в сложности обеспечения всестороннего подхода к сбору данных, характеризующих личность обвиняемого. В. И. Ленин указывал, что для получения истинных значений «необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения», «требование всесторонности предостережет нас от ошибок». Это означает, что подлежащие доказыванию обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, должны быть собраны и проанализированы следователем во всей своей совокупности, а зачастую и противоречивости. Кроме того, эти обстоятельства должны рассматриваться в самой тесной связи с характером расследуемого преступного деяния и со всеми иными обстоятельствами, установленными по делу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9