Изучение личности обвиняемого

При этом необходимо отметить ряд трудностей, ко­торые иногда встречаются при сборе данных с места работы.

Первая трудность состоит в том, что не всегда до­прашиваемые лица, которые свидетельствуют в пользу или против обвиняемого, охотно идут на сообщение о нем интересующих следствие сведений.

Вторая трудность заключается в определении тех лиц, которые могут дать наиболее объективную харак­теристику обвиняемому. Далеко не всегда наиболее объективная характеристика—это та, которую дает администрация и официальные лица общественных ор­ганизаций. Не исключено, что администрация может иметь в отношении человека мнение, которое не разде­ляется другими членами трудового коллектива. Поэтому следователю важно получать данные, характери­зующие обвиняемого, по возможности из большего числа достоверных источников. Сравнение таких данных меж­ду собой позволит избежать предвзятости в оценке лич­ности обвиняемого и оставит в ней самое главное, дос­товерное.

Не менее важно в рассматриваемом аспекте соб­рать и данные об общественной деятельности обвиняе­мого. Миллионы людей состоят и работают в самых различных общественных организациях. Это обстоя­тельство делает возможным с пользой для дела полу­чить большой объем сведений об обвиняемом от тех организаций, членом которых он состоит. К сожалению, еще часто следователи не уделяют должного внимания выяснению общественной активности обвиняемого.

Круг вопросов по характеристике обвиняемого, ко­торый удается разрешить следователю с помощью све­дений, исходящих из той или иной общественной орга­низации, зависит и от характера этой организации, и от степени участия в ней данного человека. Надо за­метить, что в уголовно-правовой оценке личности об­виняемого общественная деятельность занимает доста­точно существенное место. Не случайно в положитель­ных характеристиках нередки выражения, что тот или иной человек «ведет большую общественную работу и пользуется уважением и авторитетом в коллективе». Наоборот, в качестве отрицательной черты часто упо­минается, что человек «оторван от коллектива, не участ­вует в его общественной жизни».

В результате проведенного нами изучения уголовных дел удалось выявить типичный недостаток в сборе све­дений об общественной деятельности обвиняемых. Этот недостаток заключается в дублировании сведений, которые следователи получают обычно и от админист­рации предприятия или учреждения, и от обществен­ных организаций. Обычно в характеристиках приводят­ся стереотипные фразы о том, что данный человек ак­тивно занимается общественной работой или наоборот. Характер же самой общественной работы, ее содержа­ние не раскрываются. Конечно, от администрации пред­приятия или учреждения таких сведений следователь не должен требовать, но руководители общественных ор­ганизаций обязаны привести их в своих характеристи­ка. Эти документы должны содержать сведения о моральных качествах характеризуемого человека, его це­ленаправленности и увлечениях, политической зре­лости.

Характеристика обвиняемого окажется неполной, если в материалах дела будут отсутствовать сведения об образовании. По некоторым составам .преступлений образование — определяющий фактор специального субъекта: например, незаконное производство аборта «лицом, не имеющим высшего медицинского образова­ния». В других же случаях уровень образования в определенной мере может объяснить воз­можность заблуждений обвиняемого, ошибки, которые он мог допустить из-за недостатка знаний.

Конечно, следователю далеко не всегда необходимо проверять документы, подтверждающие наличие обра­зования у обвиняемого. Однако при расследовании не­которых видов преступлений такая потребность возни­кает. Нередко, особенно по делам о мошенничестве, приходится встречаться с копиями дипломов аттестатов зрелости и других документов, свидетельствующих о законченном высшем образовании. Следователю при малейшем сомнении необходимо затребовать подлинные документы, в некоторых случаях провести криминалис­тическую экспертизу с целью определения их достовер­ности, проверить, выдавались ли дипломы соответствую­щими учебными заведениями.

Следственная практика подтверждает, что многие серьезные преступления были успешно раскрыты пос­редством обнаружения в самом начале расследования фальсификации документов об образовании.

Как и в отношении других обстоятельств, характе­ризующих личность обвиняемого, а может быть, даже в несколько большей степени рекомендуется следова­телю сопоставлять событие преступления и образова­ние обвиняемого. Проявление некомпетентности в воп­росах, которые должны быть известны обвиняемому, если он действительно имеет указанное им образование, может навести следователя на заслуживающие внима­ние факты.

Суд при определении наказания, как правило, учиты­вает  семейное  положение  обвиняемого.   Вместе  с   тем следователи по многим делам ограничиваются записью в протоколе допроса лишь сведений о том, холост или женат обвиняемый.  Представляется,  что. по некоторым делам   нужно  не  только  отразить  в  протоколе  состав семьи, но и выяснить, есть ли нетрудоспособные, каков бюджет  семьи.  Эти сведения  нужно  не только  узнать у самого обвиняемого, но и проверить посредством доп­росов родственников и других осведомленных лиц. Та­кая потребность возникает часто в связи с тем, что об­виняемый, рассчитывая на смягчение своей участи, лож­но заверяет следователя, будто он — единственный кор­милец семьи.

Кроме того, семейное положение может представ­лять интерес и в плане выяснения характера взаимо­отношений внутри семьи. Иначе говоря, иногда требует­ся выяснить особенности той микросреды, в которой живет обвиняемый.

В ряде случаев следователя может заинтересовать, каково физическое развитие обвиняемого, т. е., мог ли обвиняемый при его телосложении, росте, физической силе совершить инкриминируемое преступление. Оче­видно, что эти вопросы достаточно существенны для дела. Немало случаев, когда преступники, стремясь вы­городить своих соучастников, берут полностью вину на себя. Тщательная проверка их показаний, в том числе путем проведения следственного эксперимента, может помочь следователю в установлении истины.

По некоторым уголовным делам особенно важно выявить условия воспитания молодых правонарушите­лей. Нередко от неблагополучных условий воспитания зависят причины аморального поведения лица, привле­ченного к уголовной ответственности.

В зависимости от характера дела следствие будут интересовать различные сведения об образе жизни об­виняемого.

Если расследуется дело о половых преступлениях, то акцент должен, быть сделан на обнаружение фактов аморального поведения обвиняемого, на характер его отношений с женщинами и т. д. Когда идет речь о бы­товых преступлениях, прежде всего необходимо выяс­нить поведение обвиняемого в быту, т. е. характер от­ношений к родным и близким, соседям; использование свободного времени  (здесь может вестись речь и об общественной деятельности).

Для создания полного впечатления о личности об­виняемого весьма важно выяснить и все качества, отно­сящиеся к социально-психологической его характерис­тике. В литературе неоднократно подчеркивалось, что социально-психологическая характеристика дает возмож­ность установить, является ли «совершенное преступле­ние следствием всего поведения лица, всего его отно­шения к требованиям социалистического общества или же это единственный проступок, противоречащий пре­дыдущему поведению обвиняемого».

В силу того, что еще не выработана четкая струк­тура социальных и психологических свойств личности обвиняемого, в следственные производства включаются различные качества и свойства, в совокупность которых зачастую не попадают наиболее существенные.

Можно полагать, что в психологическую характерис­тику обвиняемого должны быть включены следующие свойства: направленность личности, моральные качест­ва, знания, навыки, привычки, уровень личной культу­ры, притязаний и интересов. В социальную .характерис­тику следует отнести: отношение лица к различным социальным ценностям, общественное сознание (одним из проявлений которого является общественная дея­тельность), корпоративное (групповое) сознание (отно­шение к семье и т. д.), отношение к государству (чув­ство гражданственности и патриотизма), к труду (тру­долюбив ли, интересуется ли своей работой, повышает ли профессиональный уровень и т. п.).

Необходимо  подчеркнуть,  что  между  психологической и социальной характеристиками личности не су­ществует непроходимой границы. Психологическая структура личности, как известно, формируется и обус­ловливается в значительной мере социальными причи­нами. Кроме того, эти черты и свойства находятся в тесном единении между собой. Например, такие «пси­хологические» черты, как уровень притязаний и инте­ресов, непосредственно связаны с отношением обвиняе­мого к труду. Вместе с тем отношение к труду — со­циально значимая черта личности.

4. Особенности доказывания данных о личности обвиняемого. Событие преступления (время, место и другие обстоятельства) всегда представляет собой" по отношению к предварительному расследованию со­бытие прошлого. Следователь доказывает событие пре­ступления путем допросов лиц, которым что-либо из­вестно о событии, осмотров места происшествия, в ходе которых обнаруживаются материальные следы преступления, и производства иных следственных действий. Теми же средствами выявляются .и проверяются все имеющие значение для дела обстоятельства, характери­зующие личность обвиняемого. Однако следователь не только собирает и анализирует сведения об обвиняемом, о которых ему сообщают допрошенные лица или которые он получает посредством ознакомления с документами, но и сам непосредственно наблюдает обвиняемого. Бо­лее того, следователь обязан исследовать все имеющие значение по делу данные, характеризующие личность обвиняемого, выслушать мнение обвиняемого по каж­дому собранному доказательству, в том числе и отно­сящееся к его личности.

Доказывание обстоятельств, характеризующих лич­ность обвиняемого, может быть облегчено тем, что лю­бой факт можно проверить, выяснив мнение о нем самого обвиняемого. При доказывании тех или иных обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, есть опасность впасть в ошибку, поскольку, общаясь с обвиняемым на допросах и при проведении других след­ственных действий, следователь формулирует в своем сознании определенный вывод о свойствах его лич­ности, абстрагироваться от которого нелегко. Между тем, как известно, следователю необходимо, чтобы в деле получили отражение объективные данные в отно­шении всех обстоятельств, входящих в предмет дока­зывания, в том числе и тех обстоятельств, которые ха­рактеризуют личность обвиняемого.

Особенность доказывания состоит в сложности обес­печения всестороннего подхода к сбору данных, харак­теризующих личность обвиняемого. В. И. Ленин указы­вал, что для получения истинных значений «необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность отно­сящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без еди­ного исключения», «требование всесторонности предос­тережет нас от ошибок». Это означает, что подлежа­щие доказыванию обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, должны быть собраны и проана­лизированы следователем во всей своей совокупности, а зачастую и противоречивости. Кроме того, эти обстоя­тельства должны рассматриваться в самой тесной свя­зи с характером расследуемого преступного деяния и со всеми иными обстоятельствами, установленными по делу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать