Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Тактические особенности доказывания групповых преступных действий антиобщественных формирований несовершеннолетних и молодежи определяются: а) характером совершенного преступ­ления; б) спецификой его субъектов; в) конкретной доказательственной ситуацией. Характер преступного посягательства опре­деляет целевой аспект доказывания, то есть его направленность на установление конкретных обстоятельств, характеризующих данный состав преступления. Так, при расследовании массовых драк двух группировок подростков обязательному выяснению подлежат следующие вопросы:

-         как произошло столкновение между ними (стихийно или было предусмотрено заранее);

-         что явилось причиной конфликта (мгновенная обида, по­стоянная борьба за приоритет над территорией микрорайона, старые счеты» и т. п.);

-         находились ли участники драки в состоянии алкогольного опьянения (если да, то выяснение источников приобретения спирт­ного, места распития, наличия взрослых собутыльников);

-         кто первый спровоцировал драку и нанес удары;

-         количественный состав участников массовой драки с каж­дой стороны;

-         использовались ли в драке специально заготовленные или подручные орудия и средства, какие конкретно и кем именно (но­жи, кастеты, цепи, ремни, дубинки, обрезки труб, шлангов и т. п.);

-         степень тяжести телесных повреждений, полученных в дра­ке, и кем они нанесены.

Кроме того, обязательно устанавливается, когда, на каких началах, по чьей инициативе сформировалась данная антиобще­ственная молодежная группировка, кто является ее лидером, име­ются ли взрослые организаторы или подстрекатели, не соверша­лись ли ее членами ранее какие-либо противоправные действия.

Если расследуется групповое избиение 1-2 потерпевших, то наиболее важными являются вопросы конкретизации действий каждого участника избиения (как непосредственных исполните­лей, так и лиц, оказывающих им физическую и психологическую поддержку, в частности, тех, которые держат избиваемого, дают советы, как и куда бить, угрожают сами включиться в расправу над потерпевшим и т.п.). Искусственное вычленение из группы, объединенной единым умыслом и антиобщественной установкой одного-двух лиц, причинивших потерпевшему наиболее серьезные повреждения, производимое следователями в целях расширения свидетельской базы (превращение соучастников в свидетелей) не может быть оправдано и, как правило, влечет возврат дел на дополнительное расследование.

В ходе расследования групповых хулиганских действий, не сопровождающихся драками и нанесением телесных поврежде­ний, наиболее важно установить в чем конкретно выразились гру­бые нарушения общественного порядка группой подростков (не­цензурные выражения, приставания и оскорбления прохожих и т. д.), был ли в их действиях особый цинизм и в чем он проявил­ся, находились ли они в состоянии алкогольного или наркотиче­ского опьянения, кто из них конкретно совершил хулиганские действия и какие именно, какова связь между их действиями и наступившими последствиями.

Соответственно и при расследовании групповых грабежей, изнасилований, умышленных уничтожении государственного, об­щественного и личного имущества целевой аспект доказывания определяется признаками конкретного состава преступления, сфор­мулированными в уголовном законе и необходимостью конкрети­зации действий каждого из соучастников преступления.

Для подростков, оказавшихся в агрессивной антиобщественной среде, и впервые совершивших преступление, как правило, харак­терны искажения в восприятии действительных ценностей, сло­жившиеся под влиянием их окружения. Отсюда, в зависимости от индивидуальных черт характера, им присущи: недостаточное по­нимание тяжести содеянного, увлеченность уголовной «романти­кой», круговая порука (принимаемая за дружбу, товарищество), страх перед соучастниками и подражательство им, и вместе с тем неуверенность, отсутствие продуманной линии поведения на след­ствии, повышенная возбудимость и эмоциональность, подвержен­ность постороннему воздействию (внушаемость).

В этой связи следователь обязан разъяснить подростку всю тяжесть содеянного им, использовать его положительные качест­ва для формирования психологического контакта и затем нейтра­лизовать негативные установки, убедить, что только искреннее раскаяние и правдивые показания являются для него самым че­стным и правильным образом действия. Безусловно, что отмечен­ные действия следователя должны быть строго дифференцированы применительно к сложившейся доказательственной ситуации. Склонность подростков к самооговору обязывает следователя вы­бирать и дозировать определенные тактические приемы исходя не только из личности подростка, но и из собственной уверенно­сти в его виновности, основанной на достаточной совокупности доказательств. Поэтому вообще при работе с подозреваемым не­совершеннолетним и в особенности берущим всю вину на себя (что характерно по групповым делам) необходимо:

а) предоста­вить ему возможность свободно рассказать о совершенном пре­ступлении и своей роли в нем, не прерывая и не перебивая его;

б) предельно детализировать полученные показания;

в) сопоста­вить полученную информацию с иными материалами дела (дан­ными осмотра места происшествия, результатами допроса свиде­телей, соучастников и т.д.), которые могут помочь выяснить дей­ствительную роль несовершеннолетнего в совершенном преступ­лении, количество и состав соучастников, их действия;

г) прове­сти проверку и уточнение показаний несовершеннолетнего на ме­сте преступления.

Как правило, этих действий оказывается достаточно для того, чтобы выявить все противоречия, показать несовершеннолетнему несостоятельность его лжи и получить правдивые показания. Ес­ли же этого не произошло, и подросток колеблется, то целесооб­разно проведение очной ставки с соучастником твердо вставшим на путь раскаяния.

Неоправданной и противоречащей требованиям закона явля­ется практика допроса несовершеннолетних, задержанных по по­дозрению в совершении преступления, или подвергнутых мере пресечения до предъявления обвинения, в качестве свидетелей. Такие действия следователя ограничивают права несовершенно­летнего и гарантии их реализации.

Представляется, что допрос подозреваемого несовершеннолет­него во всех случаях (за исключением случаев эмоционального шока от преступления) нужно производить немедленно и по груп­повым делам в особенности. Откладывание допроса дает возмож­ность сговора с соучастниками, обучения подростка линии пове­дения на следствии лицами, имеющими криминальный опыт.

Выбор конкретных тактических приемов, применяемых при рас­следовании, определяется доказательственной базой и убежден­ностью следователя в виновности подростка. Поэтому при нали­чии достаточных доказательств следователь может быть более решителен, создавая у несовершеннолетнего преувеличенное пред­ставление о своей осведомленности об обстоятельствах преступ­ления, используя внезапное предъявление отдельных доказа­тельств, а также противоречия в показаниях соучастников и иные тактические приемы. В пограничной ситуации, а равно при недо­статочности доказательств требуется особая осторожность и тща­тельность в выборе тактических приемов, учитывая внушаемость подростков и склонность к самооговору.

Своевременное и полное расследование групповых хулиган­ских проявлений молодежи достигается путем использования ин­формационного потенциала различных служб органов внутренних дел. Получение информации зависит, в первую очередь, от чет­кости взаимодействия следственных аппаратов с работниками уго­ловного розыска. Такое взаимодействие должно начинаться сразу после получения информации о преступлении. Наиболее опти­мальная форма взаимодействия - создание следственно-опера­тивных групп. Выборочное исследование показало, что при рас­следовании уголовных дел по фактам группового хулиганства следственно-оперативные группы практически не создаются, а если создаются, то работники уголовного розыска принимают в них участие крайне редко (17,6%), что серьезно сказывается на качестве расследования. В то же время опыт работы следствен­но оперативных групп из числа дополнительных сил МВД СССР и Прокуратуры РСФСР в г. Казани в 1989 г. показал, что име­ются возможности улучшать показатели раскрытия и расследо­вания групповых преступлений со стороны антиобщественных формирований подростков и молодежи. Скоординированные дей­ствия позволили за короткий срок выявить и привлечь к уголов­ной ответственности более 140 главарей и лидеров антиобщест­венных группировок молодежи, оздоровить в целом оперативную обстановку в городе.

Как правило, при расследовании хулиганских проявлений и иных преступлений со стороны антиобщественных формирований подростков и молодежи первоначальных следственных действий оказывается недостаточно для выдвижения версий и выбора оп­тимального направления расследования. Поэтому на первона­чальном этапе следователь должен использовать и оперативно-розыскную информацию.

Основная форма организационного взаимодействия следовате­ля с аппаратами уголовного розыска на этом этапе расследова­ния — дача отдельных поручений. Нередко следователи не пла­нируют свои действия, не согласуют их с действиями оператив­ных работников. Отдельные поручения в большинстве случаев носят формальный характер. Между тем, анализ положительно­го опыта взаимодействия показывает, что успех в расследовании дел указанной категории достигается тогда, когда следователи поручают оперативным работникам уголовного розыска собрать с помощью оперативно-розыскных средств и методов информацию по следующему кругу вопросов:

-         о принадлежности подростков и молодых людей к той или .иной группе;

-         о численности и составе данной группы, наличии «формен­ной» одежды и атрибутов;

-         о наличии лидеров, наиболее активных участников, прежде всего, взрослых лиц, ранее судимых;

-         о местах концентрации членов данных групп, системе их оповещения и сборе;

-         о фактах совершения членами группы преступлений, иных правонарушений, употреблении алкоголя, наркотических и токси­ческих веществ;

-         о фактах проявлений аморализма в их среде;

-         о наличии стихийных рынков («толчков») по обмену, продаже дисков, магнитофонных и видеокассет, импортных вещей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать