Выяснение условий жизни и воспитания включает сбор данных относительно:
а) родителей (заменяющих их лиц): об образовании, профессии, месте работы; моральных качествах; отношении к детям; методах воспитания; отношении детей к родителям;
б) материально-бытовых условий семьи, наличии у несовершеннолетнего имущества, самостоятельного заработка и в каком размере. Эти обстоятельства имеют существенное значение при разрешении гражданского иска[14].
в) условий учебы (работы) подростка: учится или работает, где именно и в качестве кого; успеваемость или производственные показатели; отношение к работе или учебе[15], поведение, отношение к старшим, к товарищам, участие в жизни коллектива; уделяли ли администрация и общественные организации внимание воспитанию данного подростка, его досугу, поддержанию связи с его семьей и т.д.;
г) ближайшего бытового окружения, связей, времяпрепровождения и круга интересов подростка; его участия в различных формах организованного досуга.
Выясняется, не имели ли место до совершения преступления иные правонарушения несовершеннолетнего. Если да, то был ли он поставлен на учет в ПППН, какие меры воздействия и устранения отрицательных влияний применялись и почему они не дали результатов[16], какие упущения в воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями, требующие реагирования, имели место[17].
Если подросток, совершивший преступление, к этому моменту не учился и не работал, выясняется, когда и по каким причинам оставил учебу или работу, было ли известно об этом семье, ПППН и КДН.
Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления, включает также сбор данных относительно:
а) источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (плохой пример, неправильное воспитание в семье, влияние антиобщественных элементов и т. д.);
б) обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление (например, подстрекательство);
в) обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (непринятие мер по трудоустройству, недостатки воспитательной работы в учебном или трудовом коллективе, отсутствие надзора со стороны родителей, отсутствие внимания к организации досуга, недостатки работы органов милиции, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.
Установив недостатки воспитания, необходимо выяснить, кто конкретно за них ответственен и в силу каких причин эти недостатки имели место (злостное нарушение родительских обязанностей или затруднительность их осуществления в силу, например, распада семьи и занятости матери на работе). Если преступление обусловлено воспитанием в неблагополучной семье или устойчивым отрицательным влияние в окружении подростка, выясняется, почему и по чьей вине не были приняты мер к оздоровлению условий его жизни.
Устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, приобретения или изготовления оружия и орудий взлома.
Выясняются мотивы преступления, в том числе не было ли специфически «детских» мотивов. Следует иметь в виду, что некоторые действия подростка, внешне сходные с кражей или грабежом, по своей субъективной стороне (детское озорство) не содержат состава преступления[18].
В случае повторного совершения подростком преступления должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву, в частности, недостатки в деятельности административных органов по его исправлению и перевоспитанию[19]. Так, если подросток, совершивший повторное преступление, вернулся на место жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, были ли приняты меры по его трудоустройству и контролю за его поведением и почему они не дали результатов; если он был осужден условно или с отсрочкой исполнения приговора и т.п. - был ли установлен своевременный контроль за его поведением органами внутренних дел и комиссией по делам несовершеннолетних, принимались ли другие меры исправления и перевоспитания, причины ненадлежащего осуществления контроля[20].
Решая вопрос о предании несовершеннолетнего суду и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, необходимо проверять:
а) выполнено ли следователем требование ст.392 об установлении причин и условий, способствовавших совершению им преступлений;
б) что сделано адресатами представлений следователя для устранения этих причин и условий.
Выясняется, нет ли других подростков, попавших под вредное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же причин и условий, которые способствовали совершению преступления обвиняемым; об этом должно быть сообщено ПППН или КДН для принятия необходимых мер.
Проверка версии о подстрекательстве или соучастии со стороны взрослого обязательна в силу п.4 ст.392 по каждому делу несовершеннолетнего.
Лица, непосредственно виновные в создании своим поведением или отношением к подростку условий, способствовавших возникновению у последнего антиобщественных привычек или совершению им преступления, в том числе должностные лица, не выполнившие своих обязанностей по профилактике или созданию надлежащих условий для воспитания, должны привлекаться к ответственности (дисциплинарной, административной, и т.д.).
Установив, что родители уклонялись от выполнения своих обязанностей, злоупотребляли родительскими правами, оказывали на детей вредное влияние аморальным, антиобщественным поведением, необходимо (при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела) доводить об этом до сведения трудовых коллективов, органов опеки и попечительства либо прокурора для принятия соответствующих мер. Суд, прокурор обязаны реагировать на каждый случай непривлечения к ответственности взрослых лиц, виновных в вовлечении подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность[21].
При проверке версии о подстрекательстве или соучастии со стороны взрослых необходимо выяснять роль последних, имели ли место с их стороны любые виды физического или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении преступления или нескольких преступлений[22]. Если такие обстоятельства не установлены, речь может идти лишь о совместном совершении преступления (соучастии), но не о вовлечении, подстрекательстве[23].
Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с душевным заболеванием, - это значительное отставание от нормального уровня развития данного возраста (развитие мыслительной, познавательной деятельности, запас знаний и представлений, развитие эмоционально-волевой сферы и т. д.). В случаях, когда имеются подобные данные, необходимо в целях полного установления обстоятельств, влияющих на характер ответственности, выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, «мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере руководить ими»[24]. В зависимости от уровня (степени) отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности (например, в случае, когда подросток, которому исполнилось 14(16) лет, фактически не достиг уровня развития этого возраста), либо о смягчении; наказания или применении принудительных мер воспитательного характера.
Сведения о возможной умственной отсталости обвиняемого могут быть получены из показаний родителей, педагогов, сверстников, из характеристик, медицинских документов и т. д.
Для решения вопроса о наличии такой отсталости назначается экспертиза. На разрешение эксперта ставятся вопросы: имеется ли отклонение от нормального для данного возраста уровня психического развития, влекущее умственную отсталость; если имеются, то в чем конкретно выражаются; нормальному уровню развития какого возраста соответствует психическое развитие данного лица; можно ли на основе данных психологии и педагогики сделать вывод, что несовершеннолетний не осознавал полностью общественной опасности своих действий, в какой мере мог руководить ими.
Экспертами могут быть назначены специалисты в области детской и юношеской психологии: преподаватели психологии, научные работники, опытные педагоги. Если эксперты, производящие психиатрическую экспертизу по делу, обладают достаточными знаниями в области психологии, решение этих вопросов может быть поручено им. В этих случаях назначается комплексная судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертиза.
Комплексную экспертизу целесообразно назначать и в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если нет, то, давая заключение о наличии и степени отставания в развитии, эксперты должны установить причину этого, не связанную с душевным заболеванием. Если да, то в установленном порядке решается вопрос о вменяемости.
Следователь и суд должны выяснить основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т. д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение при оценке степени и характера ответственности.
Возрастные особенности должны учитываться при исследовании вопроса о превышении пределов необходимой обороны. Необходимо, в частности, выяснить, не объяснялось ли применение несовершеннолетним тех или иных орудий несоразмерность сил его и нападавших, не имела ли место неправильная оценка с его стороны сложившейся ситуации[25].
В ряде случаев специальному исследованию подлежит вопрос о том, то ли это лицо, за которое подросток себя выдает. В частности, при отсутствии документов необходима немедленная проверка данных, сообщаемых о себе задержанным.
При утверждении обвинительного заключения, предании несовершеннолетнего суду и в ходе рассмотрения дела судом необходимо обращать особое внимание на соблюдение на предварительном следствии требований ст. 392. В случае установления существенной неполноты в этом отношении предварительного следствия, которая не может быть восполнена в судебном заседании, суд должен возвратить дело для производства дополнительного расследования[26].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13