Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Выяснение условий жизни и воспитания включает сбор данных относи­тельно:

а) родителей (заменяющих их лиц): об образовании, профессии, месте работы; моральных качествах; отношении к детям; методах вос­питания; отношении детей к родителям;

б) материально-бытовых условий семьи, наличии у несовершеннолетнего имущест­ва, самостоятельного заработка и в каком размере. Эти обстоятельства имеют суще­ственное значение при разрешении гражданского иска[14].

в) условий учебы (работы) подростка: учится или работает, где именно и в ка­честве кого; успеваемость или производственные показатели; отношение к работе или учебе[15], поведение, отноше­ние к старшим, к товарищам, участие в жизни коллектива; уделяли ли администрация и общественные организации внимание воспитанию данного подростка, его досугу, под­держанию связи с его семьей и т.д.;

г) ближайшего бытового окружения, связей, времяпрепровождения и круга ин­тересов подростка; его участия в различных формах организованного досуга.

Выясняется, не имели ли место до совершения преступления иные правонару­шения несовершеннолетнего. Если да, то был ли он поставлен на учет в ПППН, какие меры воздействия и устранения отрицательных влияний применялись и почему они не дали результатов[16], какие упущения в воспитательной работе с несовершенно­летними правонарушителями, требующие реагирования, имели место[17].

Если подросток, совершивший преступление, к этому моменту не учился и не ра­ботал, выясняется, когда и по каким причинам оставил учебу или работу, было ли из­вестно об этом семье, ПППН и КДН.

Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления, включает также сбор данных относительно:

а) источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привы­чек (плохой пример, неправильное воспитание в семье, влияние антиобщественных элементов и т. д.);

б) обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление (например, подстрекательст­во);

в) обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и со­вершения преступления (непринятие мер по трудоустройству, недостатки воспита­тельной работы в учебном или трудовом коллективе, отсутствие надзора со стороны родителей, отсутствие внимания к организации досуга, недостатки работы органов милиции, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.

Установив недостатки воспитания, необходимо выяснить, кто конкретно за них ответственен и в силу каких причин эти недостатки имели место (злостное нарушение родительских обязанностей или затруднительность их осуществления в силу, например, распада семьи и занятости матери на работе). Если преступление обусловлено воспитанием в неблагополучной семье или устойчивым отрицательным влияние в окружении подростка, выясняется, почему и по чьей вине не были приняты мер к оздоровлению условий его жизни.

Устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, приобретения или изготовления оружия и орудий взлома.

Выясняются мотивы преступления, в том числе не было ли специфически «детских» мотивов. Следует иметь в виду, что некоторые действия подростка, внешне сходные с кражей или грабежом, по своей субъективной стороне (детское озорство) не содержат состава преступления[18].

В случае повторного совершения подростком преступления должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву, в частности, недостатки в деятельности административных органов по его исправлению и перевоспитанию[19]. Так, если подросток, совершивший повторное преступление, вернулся на место жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, были ли приняты меры по его трудоустройству и контролю за его поведением и почему они не дали результатов; если он был осужден условно или с отсрочкой исполнения приговора и т.п. - был ли установлен своевременный контроль за его поведением органами внутренних дел и комиссией по делам несовершеннолетних, принимались ли другие меры исправления и перевоспитания, причины ненадлежащего осуществления контроля[20].

Решая вопрос о предании несовершеннолетнего суду и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, необходимо проверять:

а) выполнено ли следователем требование ст.392 об установлении причин и условий, способствовавших совершению им преступлений;

б) что сделано адресатами представлений следователя для устранения этих причин и условий.

Выясняется, нет ли других подростков, попавших под вредное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же причин и условий, которые способст­вовали совершению преступления обвиняемым; об этом должно быть сообщено ПППН или КДН для принятия необходимых мер.

Проверка версии о подстрекательстве или соучастии со стороны взрослого обя­зательна в силу п.4 ст.392 по каждому делу несовершеннолетнего.

Лица, непосредственно виновные в создании своим поведением или отно­шением к подростку условий, способствовавших возникновению у последнего антиобщественных привычек или совершению им преступления, в том числе должност­ные лица, не выполнившие своих обязанностей по профилактике или созданию надле­жащих условий для воспитания, должны привлекаться к ответственности (дисципли­нарной, административной, и т.д.).

Установив, что родители уклонялись от выполнения своих обязанностей, зло­употребляли родительскими правами, оказывали на детей вредное влияние амораль­ным, антиобщественным поведением, необходимо (при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела) доводить об этом до сведения трудовых коллективов, органов опеки и попечительства либо прокурора для принятия соответствующих мер. Суд, прокурор обязаны реагировать на каждый случай непривлечения к ответственности взрослых лиц, виновных в вовлечении подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность[21].

При проверке версии о подстрекательстве или соучастии со стороны взрослых необходимо выяснять роль последних, имели ли место с их стороны любые виды физи­ческого или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершенно­летнего желания, стремления участвовать в совершении преступления или нескольких преступлений[22]. Если такие обстоятельства не установлены, речь может идти лишь о совместном совершении прес­тупления (соучастии), но не о вовлечении, подстрекательстве[23].

Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с душевным заболе­ванием, - это значительное отставание от нормального уровня развития данного воз­раста (развитие мыслительной, познавательной деятельности, запас знаний и представ­лений, развитие эмоционально-волевой сферы и т. д.). В случаях, когда имеются подоб­ные данные, необходимо в целях полного установления обстоятельств, влияющих на характер ответственности, выяснить уровень (степень) умственной отсталости несо­вершеннолетнего, «мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере руководить ими»[24]. В зависимости от уровня (степени) отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности (например, в случае, когда подросток, которому исполнилось 14(16) лет, фактически не достиг уровня развития этого возраста), либо о смягчении; наказания или примене­нии принудительных мер воспитательного характера.

Сведения о возможной умственной отсталости обвиняемого могут быть полу­чены из показаний родителей, педагогов, сверстников, из характеристик, медицинских документов и т. д.

Для решения вопроса о наличии такой отсталости назначается экспертиза. На разрешение эксперта ставятся вопросы: имеется ли отклонение от нормального для дан­ного возраста уровня психического развития, влекущее умственную отсталость; если имеются, то в чем конкретно выражаются; нормальному уровню развития какого воз­раста соответствует психическое развитие данного лица; можно ли на основе данных психологии и педагогики сделать вывод, что несовершеннолетний не осознавал полно­стью общественной опасности своих действий, в какой мере мог руководить ими.

Экспертами могут быть назначены специалисты в области детской и юношес­кой психологии: преподаватели психологии, научные работники, опытные педагоги. Если эксперты, производящие психиатрическую экспертизу по делу, обладают достаточ­ными знаниями в области психологии, решение этих вопросов может быть поручено им. В этих случаях назначается комплексная судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертиза.

Комплексную экспертизу целесообразно назначать и в случаях, когда умствен­ная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофи­зическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если нет, то, давая заключение о наличии и степени отставания в развитии, эксперты должны установить причину этого, не связанную с душевным заболеванием. Если да, то в установленном порядке решается вопрос о вменяемости.

Следователь и суд должны выяснить основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т. д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение при оценке степени и характера ответственности.

Возрастные особенности должны учитываться при исследовании вопроса о превышении пределов необходимой обороны. Необходимо, в частности, выяснить, не объяснялось ли применение несовершеннолетним тех или иных орудий несоразмерность сил его и нападавших, не имела ли место неправильная оценка с его стороны сложившейся ситуации[25].

В ряде случаев специальному исследованию подлежит вопрос о том, то ли это лицо, за которое подросток себя выдает. В частности, при отсутствии документов необходима немедленная проверка данных, сообщаемых о себе задержанным.

При утверждении обвинительного заключения, предании несовершеннолетнего суду и в ходе рассмотрения дела судом необходимо обращать особое внимание на соблюдение на предварительном следствии требований ст. 392. В случае установления существенной неполноты в этом отношении предварительного следствия, которая не может быть восполнена в судебном заседании, суд должен возвратить дело для производства дополнительного расследования[26].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать