- о местах проведения досуга, маршрутах группового передвижения к ним;
- о наличии противоборствующих группировок и причинах, лежащих в основе их разногласий и конфликтов;
- о признаках совершенных преступлений (телесные повреждения, следы на теле от применения наркотиков, похищенные вещи, состояние испуга, повышенной агрессивности, цинизма отдельных членов группы после совершения противоправных действий);
- о потерпевших от преступных посягательств членов группировок, особенно по фактам нанесения телесных повреждений и драках между разными группами, изнасилований;
- о местах изготовления колюще-режущих и ударно-раздробляющих металлических предметов, запястных браслетов с металлическими шипами, кастетов и т.п.;
- о межрегиональных и внутрирегиональных связях членов группировки (особенно это касается «фанатов», «металлистов», которые склонны к групповому передвижению, а также групп, выезжающих для сведения счетов с противоборствующими группами из пригорода в город и наоборот);
- о зафиксированных в период передвижения группы фактах организации стихийных рынков, мест для «разборов» между конфликтующими группами;
- о связях с авторитетами уголовно-преступной среды («ворами в законе», «паханами» и т. п.) и лидерами организованных преступных групп; о целях повышенного внимания этих лиц к молодежным группировкам; о способах вовлечения подростков и молодежи в преступную деятельность).
Наряду с отдельными поручениями необходимо более широко применять и такие формы взаимодействия, как постоянный взаимный обмен полученной информацией, привлечение оперативных работников для оказания помощи в проведении следственных действий; создание следственно-оперативных групп на период всего расследования массовых хулиганских групповых действий подростков и молодежи, сопровождающихся тяжкими последствиями; совместная профилактическая работа.[40]
7. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Службами МВД проводится определенная работа по выполнению мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
В ГРОВД направляются информационные письма и обзоры о состоянии взаимодействия следователей и сотрудников ПППН, о недостатках в осуществлении профилактической работы с подростками, о состоянии законности и соблюдения прав несовершеннолетних, о практике работы следственных подразделений ОВД по расследованию дел данной категории с рекомендациями по устранению имеющихся недостатков. Все эти вопросы рассматриваются на совместных оперативных совещаниях.
Несмотря на меры, принимаемые компетентными органами, недостатки в работе по данному направлению устраняются крайне медленно. По-прежнему имеются упущения в вопросах взаимодействия следователей с другими службами, недостаточное внимание уделяется профилактике правонарушений.
Хотя в следственных подразделениях ГРОВД, как правило, определены сотрудники для ведения дел данной категории, они загружаются и другими уголовными делами. В то же время расследование дел в отношении подростков поручается разным сотрудникам, без учета уровня подготовки и опыта работы по этой линии, нередко их расследуют стажеры, следователи со стажем работы не более года.
За последнее время несколько улучшилось взаимодействие следователей с сотрудниками ПППН. Руководители следственных подразделений повысили спрос за своевременное информирование ПППН о совершенных подростками преступлениях. Больше подростков ставится на профилактический учет в ходе следствия, а не после поступления из суда копии приговора.
Однако в ряде ГРОВД работа следователей по взаимодействию с ПППН по-прежнему сводится к направлению запросов и поручений, хотя в некоторых делах отсутствуют поручения следователей о сборе характеризующего материала на подростков, совершивших преступления. В отдельных случаях личность несовершеннолетнего в ходе следствия остается неизученной.
С каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних, совершивших повторные преступления. Одним из условий, способствующих росту повторной преступности среди подростков, является отсутствие в ПППН информации следователей о совершенных преступлениях. Зачастую информация содержится только в запросах или поручениях в ПППН, что не является основанием постановки несовершеннолетних на профилактический учет. До сих пор имеются факты, когда следователи не уведомляют инспекторов ПППН о принимаемых решениях по уголовному делу. Нередко работники ПППН, не располагая информацией о том, предъявлялось ли подростку обвинение, какая избрана мера пресечения, направлено ли дело в суд или прекращено, вынуждены собирать ее самостоятельно: по данным информационного центра, из журналов регистрации преступлений, в ходе бесед со следователями и даже подучетными подростками.
Сотрудники ПППН практически не знакомятся с материалами уголовных дел, хотя содержащиеся в них сведения могли бы стать важным подспорьем в организации с несовершеннолетними профилактической работы. Иногда следователи не допрашивают инспекторов ПППН, а, следовательно, не обеспечивают всестороннего изучения в ходе предварительного расследования личности обвиняемого, что отрицательно сказывается при назначении несовершеннолетнему наказания в суде.
Слабо реализуются вопросы взаимодействия СО и ПППН при избрании мер пресечения.
Из-за волокиты в ходе следствия, ошибок при решении вопроса об освобождении несовершеннолетних, совершивших преступления, от уголовной ответственности, несогласованности действий следователя и сотрудника ППН, отсутствия надежного механизма контроля за поведением несовершеннолетних обвиняемых, у многих из них возникает ощущение безнаказанности, что объективно способствует продолжению преступной деятельности.
Существенные недостатки имеются и в организации оперативно-розыскной работы среди несовершеннолетних. Отсутствие контроля над подростками приводит к совершению ими тяжких преступлений.
В связи с изложенным видится целесообразным обеспечить четкую специализацию следователей по расследованию уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. В случае совершения подростком повторных преступлений во время предварительного следствия в десятидневный срок должны проводиться служебные проверки в отношении сотрудников, не обеспечивших их предотвращение. В практику вводится совместное рассмотрение следователями, сотрудниками УР и ПППН материалов о преступлениях несовершеннолетних при решении вопроса о применении к ним меры пресечения. Если же подросток освобожден от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предлагается приобщать к материалам уголовного дела документы о принятии мер воспитательного и профилактического характера.
8. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Среди важнейших правовых актов, регулирующих деятельность всех государственных служб в части профилактики правонарушений несовершеннолетних, в первую очередь следует отметить Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый Государственной Думой 21 мая 1999 года, одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 года. Данный Федеральный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Представляется целесообразным привести основные положения данного закона.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13