Профилактика правонарушений среди осужденных

Необходимо подчеркнуть, что от­делам и службам исправительных колоний предопределено взаимо­действие, ибо вся их практическая деятельность направлена на выпол­нение главной цели - исправление осужденных и предупреждение но­вых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

К сожалению, совершение пре­ступлений в местах лишения свобо­ды еще не редкость. Так, в ИК Ново­сибирской области из-за отсутствия надлежащего взаимодействия меж­ду службами по профилактике пра­вонарушений стало возможным подготовить и осуществить побег группы осужденных через прорытый ими 43-метровый подкоп[46].

В помещении карантина ИК Свер­дловской области были убиты трое осужденных. Орудием убийства по­служил топор, украденный накануне со стройплощадки.

И таких примеров можно привес­ти достаточно много. Только за 2002 год в исправительных колониях за­регистрировано 1003 преступления, в том числе: дезорганизация нор­мальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от об­щества (ст. 321 УК РФ) - 84, захват заложников (ст. 206 УК РФ) - 2, убий­ства и покушения на убийство (ст. 105 УК РФ) - 23, умышленные при­чинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) - 42, побеги из мест ли­шения свободы (ст. 313 УК РФ) - 322, уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 314 УК РФ) - 87, хулиганство (ст. 213 УК РФ) - 31.

Следует отметить, что в тех реги­онах, где организации взаимодей­ствия отделов и служб ИК по профи­лактике правонарушений уделяется должное внимание, количество пре­ступлений со стороны осужденных из года в год остается незначитель­ным. Это относится к исправитель­ным учреждениям Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханс­кой, Белгородской, Владимирской, Омской, Ростовской, Самарской и Саратовской областей.

Первооснова эффективного вза­имодействия - это, с одной сторо­ны, четкое распределение и правовое закрепление за каждой службой зон ответственности, с другой - оп­ределение круга проблем, требую­щих объединения усилий, согласо­ванных и скоординированных дей­ствий по их решению. Нарушение баланса между этими составляющи­ми способно привести к снижению опроса за положение дел на том или ином направлении служебной дея­тельности, перекладыванию ответ­ственности друг на друга. Все это в конечном счете приводит к ослабле­нию служебной активности в реше­нии как частных, так и общих задач, что влечет за собой совершение осужденными различных преступле­ний и правонарушений, создание групп отрицательной направленно­сти и вовлечение в них других осуж­денных. Так как профилактическая работа по предупреждению пре­ступлений и правонарушений в уч­реждениях предусматривает объе­динение усилий оперативно-режим­ных аппаратов, инженерно-технического персонала, воспитательной, и других служб, организовывать дан­ную деятельность должен непосредственно сам руководитель подразделения. Эта работа предполагает строго рассчитанную систему мер по устранению обстоятельств, способ­ствующих совершению преступлений и правонарушений осужденны­ми, целесообразность которых обусловлена состоянием, структурой и динамикой преступности,  спецификой контингента и конкретными условиями деятельности учреждения.

Руководитель, организующий по­добное взаимодействие, должен иметь в виду, что параметры дея­тельности служб регламентируются нормативными и правовыми актами, Следовательно, организация пред­полагает совместную деятельность при строгом разграничении компе­тенции, форм и методов работы, ус­тановленных для каждой службы соответствующей нормативной базой. Основными принципами организации взаимодействия являются: систематичность; оперативность при принятии и осуществлении ре­шений; конкретность; комплексное использование сил и средств; опе­ративная и тактическая целесооб­разность применения сил и средств, с учетом их предназначения и возможностей, характера и особенно­стей конкретной обстановки; взаи­модействие служб в пределах сво­ей компетенции и их ответствен­ность за выполнение поставленных задач; соблюдение законности.

Многообразие форм взаимодей­ствия объясняется многограннос­тью решаемых оперативно-служеб­ных задач, динамикой и множеством конкретных условий, в которых про­текает деятельность того или иного подразделения. Поэтому формы взаимодействия условно можно разделить на следующие категории:

1)       обмен информацией. Здесь следует иметь в виду доведение соответствующей информации до взаимодействующих служб и подразделений. Для активизации совместной деятельности целесообразно каждой службе проявлять инициативу и предоставлять своим коллегам ин­формацию, которая может быть им полезна, не ожидая с их стороны формальных просьб или запросов.

2)       совместное обсуждение имеющейся информации. Оно может проходить на совместных оперативных совещаниях, в системе служебной подготовки, на инструктажах дежурного наряда и т.д. По результатам обсуждения начальник подразделения принимает соответствующее решение, которое и является основой дальнейшей деятельности отделов и служб. Здесь необходимо учитывать, что очень важным фактором является адекватность в оценке самой информации. Этот аспект также является заботой руководителя. Кроме того, он должен лично   разъяснить   начальникам служб наиболее важные положения нормативных правовых документов, дать оценку оперативной обстанов­ки, познакомить с документами, имеющими принципиальное значе­ние для успешного выполнения за­дач, стоящих перед подразделени­ем. Затем эти сведения должны быть доведены до сотрудников каждой службы.

3)       выполнение отдельных ме­роприятий  по просьбе иной службы. Эта форма взаимодействия используется в тех случаях, когда необходимо провести специфические для соответствующей службы мероприятия. При этом следует четко и конкретно определить круг задач, которые необходимо ей решить в ходе проведения такого мероприятия, а после его заверше­ния сообщить результаты заинтере­сованным лицам.

4)       совместное планирование мероприятий. Оно достигается путем составления самостоятельных планов взаимодействующих служб, исходя из конкретной обстановки, и в конечном итоге обобщается еди­ным совместным планом меропри­ятий, утверждаемым руководителем подразделения.

5)       оказание содействия в вып­олнении мероприятий другой службой. Такое содействие может осуществляться самыми разнообраз­ными способами. Например, это ин­формационное обеспечение прово­димого мероприятия. Кроме того, содействие может оказываться посредством выделения в помощь иной службе сотрудников и средств, кото­рые задействуются для проведения мероприятия, а также создания необ­ходимых условий для его выполнения.

6)       совместное проведение мер­оприятий. Эта форма применяет­ся при решении задач, стоящих перед всеми взаимодействующими службами. В таких случаях создается временная группа, состоящая из сотрудников взаимодействующих служб. При этом ставится конкретн­ая задача каждому участнику такой группы, совместно вырабатывается тактика проведения мероприятия, уточняются способы обмена инфор­мацией и т.д. Рассмотренные выше формы взаимодействия, разделенные на условные категории, в практической деятельности имеют ряд проблем, которые необходимо решать. Обо­значим некоторые из них.

В связи со значительным ростом компьютеризации современного общества, в том числе и подразде­лений УИС, возникла острая необхо­димость в создании единого банка данных, с помощью которого появ­ляется возможность значительного упорядочения информационного обеспечения УИС[47].

Важными источниками для сбора накопительной информации в еди­ный банк данных являются исправи­тельные колонии, так как здесь фиксируется вся первичная информа­ция, которая затем обобщается. Она дает общую картину о социальных явлениях в масштабе области, края и страны в целом. Исходя из этого, к учетно-регистрационной дисципли­не предъявляются высокие требова­ния, ибо любая неточность приводит к искаженному представлению о дей­ствительном положении дел, в ре­зультате чего могут приниматься необоснованные решения.

Потребителями информации яв­ляются и сами исправительные коло­нии. Но именно они зачастую не обеспечивают своевременного и квалифицированного пополнения су­ществующего информационного банка данных, что, на наш взгляд, яв­ляется одной из основных причин низкой эффективности использова­ния автоматизированных информа­ционных систем.

Одним из основных элементов взаимодействия в организации про­филактической деятельности под­разделений уголовно-исполнитель­ной системы является ее планиро­вание, которое призвано упорядо­чить сложный многогранный про­цесс профилактической деятельно­сти. Планирование мероприятий по предупреждению правонарушений в исправительных колониях способ­ствует своевременному разреше­нию наиболее актуальных задач, со­здает условия для более эффектив­ного использования сил и средств, своевременного маневрирования ими, облегчает изучение и обобще­ние передового опыта работы ИК по организации взаимодействия служб, а также учета, контроля и проверки исполнения мероприятий, проводи­мых в процессе такого взаимодей­ствия.

Вся собранная и проанализиро­ванная информация, характеризу­ющая обстановку в исправительной колонии, является базой для плани­рования мероприятий по профи­лактике правонарушений. В коло­ниях уголовно-исполнительной си­стемы на основании данной инфор­мации составляются годовые, полу­годовые или квартальные планы.

Использование той или иной фор­мы внутреннего взаимодействия определяется спецификой каждого подразделения, складывающейся оперативной обстановкой, особен­ностями служб, участвующих во вза­имодействии, имеющимися в нали­чии силами, средствами, поставлен­ными целями и задачами, на реше­ние которых и направлено осуще­ствляемое взаимодействие.

Необходимым условием органи­зации взаимодействия является не­допущение конфликтов между служ­бами, а также их руководителями, причины которых нередко коренят­ся в незнании проблем деятельнос­ти иных служб, трудностей их рабо­ты, точек соприкосновения. Поэто­му целесообразно на совместных совещаниях регулярно заслушивать тех, кто возглавляет то или иное под­разделение, или наиболее опытных специалистов других служб о про­блемах решения задач по профилак­тике преступлений и правонаруше­ний со стороны осужденных, а так­же проводить совместное обсужде­ние какой-либо общезначимой про­блемы. Полезно, например, участие начальников разных служб в отчет­ном совещании по результатам опе­ративно-служебной деятельности. Руководитель подразделения дол­жен всемерно поощрять любые формы изучения стоящих перед уч­реждением задач, побуждать своих подчиненных к планированию по­добных мероприятий. Ознакомле­ние с информацией такого рода рас­ширяет профессиональный круго­зор сотрудников, дает возможность понимать сослуживцев и оказывать им осмысленное содействие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать