Необходимо подчеркнуть, что отделам и службам исправительных колоний предопределено взаимодействие, ибо вся их практическая деятельность направлена на выполнение главной цели - исправление осужденных и предупреждение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
К сожалению, совершение преступлений в местах лишения свободы еще не редкость. Так, в ИК Новосибирской области из-за отсутствия надлежащего взаимодействия между службами по профилактике правонарушений стало возможным подготовить и осуществить побег группы осужденных через прорытый ими 43-метровый подкоп[46].
В помещении карантина ИК Свердловской области были убиты трое осужденных. Орудием убийства послужил топор, украденный накануне со стройплощадки.
И таких примеров можно привести достаточно много. Только за 2002 год в исправительных колониях зарегистрировано 1003 преступления, в том числе: дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ) - 84, захват заложников (ст. 206 УК РФ) - 2, убийства и покушения на убийство (ст. 105 УК РФ) - 23, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) - 42, побеги из мест лишения свободы (ст. 313 УК РФ) - 322, уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 314 УК РФ) - 87, хулиганство (ст. 213 УК РФ) - 31.
Следует отметить, что в тех регионах, где организации взаимодействия отделов и служб ИК по профилактике правонарушений уделяется должное внимание, количество преступлений со стороны осужденных из года в год остается незначительным. Это относится к исправительным учреждениям Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской, Белгородской, Владимирской, Омской, Ростовской, Самарской и Саратовской областей.
Первооснова эффективного взаимодействия - это, с одной стороны, четкое распределение и правовое закрепление за каждой службой зон ответственности, с другой - определение круга проблем, требующих объединения усилий, согласованных и скоординированных действий по их решению. Нарушение баланса между этими составляющими способно привести к снижению опроса за положение дел на том или ином направлении служебной деятельности, перекладыванию ответственности друг на друга. Все это в конечном счете приводит к ослаблению служебной активности в решении как частных, так и общих задач, что влечет за собой совершение осужденными различных преступлений и правонарушений, создание групп отрицательной направленности и вовлечение в них других осужденных. Так как профилактическая работа по предупреждению преступлений и правонарушений в учреждениях предусматривает объединение усилий оперативно-режимных аппаратов, инженерно-технического персонала, воспитательной, и других служб, организовывать данную деятельность должен непосредственно сам руководитель подразделения. Эта работа предполагает строго рассчитанную систему мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений и правонарушений осужденными, целесообразность которых обусловлена состоянием, структурой и динамикой преступности, спецификой контингента и конкретными условиями деятельности учреждения.
Руководитель, организующий подобное взаимодействие, должен иметь в виду, что параметры деятельности служб регламентируются нормативными и правовыми актами, Следовательно, организация предполагает совместную деятельность при строгом разграничении компетенции, форм и методов работы, установленных для каждой службы соответствующей нормативной базой. Основными принципами организации взаимодействия являются: систематичность; оперативность при принятии и осуществлении решений; конкретность; комплексное использование сил и средств; оперативная и тактическая целесообразность применения сил и средств, с учетом их предназначения и возможностей, характера и особенностей конкретной обстановки; взаимодействие служб в пределах своей компетенции и их ответственность за выполнение поставленных задач; соблюдение законности.
Многообразие форм взаимодействия объясняется многогранностью решаемых оперативно-служебных задач, динамикой и множеством конкретных условий, в которых протекает деятельность того или иного подразделения. Поэтому формы взаимодействия условно можно разделить на следующие категории:
1) обмен информацией. Здесь следует иметь в виду доведение соответствующей информации до взаимодействующих служб и подразделений. Для активизации совместной деятельности целесообразно каждой службе проявлять инициативу и предоставлять своим коллегам информацию, которая может быть им полезна, не ожидая с их стороны формальных просьб или запросов.
2) совместное обсуждение имеющейся информации. Оно может проходить на совместных оперативных совещаниях, в системе служебной подготовки, на инструктажах дежурного наряда и т.д. По результатам обсуждения начальник подразделения принимает соответствующее решение, которое и является основой дальнейшей деятельности отделов и служб. Здесь необходимо учитывать, что очень важным фактором является адекватность в оценке самой информации. Этот аспект также является заботой руководителя. Кроме того, он должен лично разъяснить начальникам служб наиболее важные положения нормативных правовых документов, дать оценку оперативной обстановки, познакомить с документами, имеющими принципиальное значение для успешного выполнения задач, стоящих перед подразделением. Затем эти сведения должны быть доведены до сотрудников каждой службы.
3) выполнение отдельных мероприятий по просьбе иной службы. Эта форма взаимодействия используется в тех случаях, когда необходимо провести специфические для соответствующей службы мероприятия. При этом следует четко и конкретно определить круг задач, которые необходимо ей решить в ходе проведения такого мероприятия, а после его завершения сообщить результаты заинтересованным лицам.
4) совместное планирование мероприятий. Оно достигается путем составления самостоятельных планов взаимодействующих служб, исходя из конкретной обстановки, и в конечном итоге обобщается единым совместным планом мероприятий, утверждаемым руководителем подразделения.
5) оказание содействия в выполнении мероприятий другой службой. Такое содействие может осуществляться самыми разнообразными способами. Например, это информационное обеспечение проводимого мероприятия. Кроме того, содействие может оказываться посредством выделения в помощь иной службе сотрудников и средств, которые задействуются для проведения мероприятия, а также создания необходимых условий для его выполнения.
6) совместное проведение мероприятий. Эта форма применяется при решении задач, стоящих перед всеми взаимодействующими службами. В таких случаях создается временная группа, состоящая из сотрудников взаимодействующих служб. При этом ставится конкретная задача каждому участнику такой группы, совместно вырабатывается тактика проведения мероприятия, уточняются способы обмена информацией и т.д. Рассмотренные выше формы взаимодействия, разделенные на условные категории, в практической деятельности имеют ряд проблем, которые необходимо решать. Обозначим некоторые из них.
В связи со значительным ростом компьютеризации современного общества, в том числе и подразделений УИС, возникла острая необходимость в создании единого банка данных, с помощью которого появляется возможность значительного упорядочения информационного обеспечения УИС[47].
Важными источниками для сбора накопительной информации в единый банк данных являются исправительные колонии, так как здесь фиксируется вся первичная информация, которая затем обобщается. Она дает общую картину о социальных явлениях в масштабе области, края и страны в целом. Исходя из этого, к учетно-регистрационной дисциплине предъявляются высокие требования, ибо любая неточность приводит к искаженному представлению о действительном положении дел, в результате чего могут приниматься необоснованные решения.
Потребителями информации являются и сами исправительные колонии. Но именно они зачастую не обеспечивают своевременного и квалифицированного пополнения существующего информационного банка данных, что, на наш взгляд, является одной из основных причин низкой эффективности использования автоматизированных информационных систем.
Одним из основных элементов взаимодействия в организации профилактической деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы является ее планирование, которое призвано упорядочить сложный многогранный процесс профилактической деятельности. Планирование мероприятий по предупреждению правонарушений в исправительных колониях способствует своевременному разрешению наиболее актуальных задач, создает условия для более эффективного использования сил и средств, своевременного маневрирования ими, облегчает изучение и обобщение передового опыта работы ИК по организации взаимодействия служб, а также учета, контроля и проверки исполнения мероприятий, проводимых в процессе такого взаимодействия.
Вся собранная и проанализированная информация, характеризующая обстановку в исправительной колонии, является базой для планирования мероприятий по профилактике правонарушений. В колониях уголовно-исполнительной системы на основании данной информации составляются годовые, полугодовые или квартальные планы.
Использование той или иной формы внутреннего взаимодействия определяется спецификой каждого подразделения, складывающейся оперативной обстановкой, особенностями служб, участвующих во взаимодействии, имеющимися в наличии силами, средствами, поставленными целями и задачами, на решение которых и направлено осуществляемое взаимодействие.
Необходимым условием организации взаимодействия является недопущение конфликтов между службами, а также их руководителями, причины которых нередко коренятся в незнании проблем деятельности иных служб, трудностей их работы, точек соприкосновения. Поэтому целесообразно на совместных совещаниях регулярно заслушивать тех, кто возглавляет то или иное подразделение, или наиболее опытных специалистов других служб о проблемах решения задач по профилактике преступлений и правонарушений со стороны осужденных, а также проводить совместное обсуждение какой-либо общезначимой проблемы. Полезно, например, участие начальников разных служб в отчетном совещании по результатам оперативно-служебной деятельности. Руководитель подразделения должен всемерно поощрять любые формы изучения стоящих перед учреждением задач, побуждать своих подчиненных к планированию подобных мероприятий. Ознакомление с информацией такого рода расширяет профессиональный кругозор сотрудников, дает возможность понимать сослуживцев и оказывать им осмысленное содействие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13