Профилактика правонарушений среди осужденных

3)                 эти лица в большинстве случаев имеют невысокий образовательный уровень (убийцы, например, 5-7 классов, в среднем) и соответственно примитивную структуру потреб­ностей. Недостаточное их интеллектуальное развитие, неспо­собность к абстрактному мышлению, установленные, например, в результате криминологических исследований у всех лиц, и совершивших побеги и убийства в ИУ, сказываются на преобладании у них эмотивных побуждений, т. е. прежде всего эмоций. При совершении же насильственных преступлений (а их в ИУ - не менее одной трети) в мотивации преоблада­ет сложившаяся в течение довольно длительного времени отрицательно-эмоциональная установка к  потерпевшему, ссужающая до предела возможности сознания.

4)                 эмоциональная неустойчивость, несдержанность лица, ограниченные возможности самоуправления в экстремальных условиях, преобладание возбуждения над торможением, эмо­ций над разумом характерны для большинства осужденных, совершающих преступления в ИУ.

5)                 конформность, зависимость от других осужденных, обус­ловленная ограниченным кругом общения, невозможностью лица сменить по желанию эту среду по своему усмотрению в случае возникновения конфликтов и т. п., вызывает тем не менее подсознательно естественное стремление вырваться из замкнутого круга; отсюда побеги и иные проявления уклоне­ния от наказания.

6)                 интровертированность осужденных, т. е. погружение в свои мысли, в свое «я». Как следствие - склонность к самоанализу, необщительность, пессимизм, скрытность и другие свойства, которые способны при отсутствии длительной разрядки раз­решиться в эмоциональном взрыве: хулиганстве, насилии, побеге или просто в злостном нарушении режима.

7)                 повышенная тревожность, выражающаяся в страхах, осторожности, стремлении к минимальности в контактах, в постоянной погруженности в раздумья, вызывает в конечном счете невротическое или психическое заболевание, если не находит своей разрядки, в том числе и путем совершения преступления, особенно связанного с активными  телодвижения­ми, т. е. чаще всего с насилием, половыми эксцессами.

8)                 повышенное самомнение, упрямство, а у особо опасных пре­ступников в колонии или тюрьме - повышенный самоконт­роль, которые, наряду с организаторскими способностями, со­действуют формированию лидерства, организации и совершению тщательно подготовленных, как правило, тяжких пре­ступлений в условиях изоляции, а потому труднораскрывае­мых. Кроме того, особую роль играют различные психические состояния, как специфические для осужденных (тоска, уны­ние, угнетенность и т. п.), так и общие, типичные, например стрессовые, фрустрационные, аффективные, а также состоя­ние опьянения и другие, кратковременно протекающие, про­являющиеся непосредственно в момент совершения преступ­ления, обычно усиливающие проявление относительно устой­чивых свойств.

Внешней причиной преступного поведения является, по нашему мнению, криминогенная ситуация, под которой понимается относительно длительное состояние отношений, по меньшей мере между двумя сторонами, направленное на всё возрастающее причинение вреда общественным отношениям и действие которой в большей степени как конфликтной проявляется при совершении большинства преступлений в ИУ, причем не только при совершении насильственных    (т. е. связанных так или иначе с причинением физического вреда лицам), но и корыстных, при совершении побегов и др.

Под конфликтом обычно понимается одноразовое столкно­вение между субъектами в форме ссоры, драки, скандала и т. п.

Под конфликтной криминогенной ситуацией в местах лишения свободы следует понимать относительно длительное, напряжен­ное состояние обостряющихся отношений между субъектами, вы­ражающееся в возрастании степени тяжести, повторяющихся и окончательно, одноактно, неразрешаемых конфликтов и в фор­мировании негативно-эмоциональной установки друг к другу.

Структуру всякой криминогенной ситуации обычно образуют субъекты, объекты, содержание, методы, стадии.

Субъектами данной конфликтной криминогенной ситуации чаще всего являются: а) с одной стороны - группа осужденных, с другой - администрация ИУ, с третьей - враждебная ей иная группа осужденных, т. е. различные виды межгрупповых ситуа­ций; б) с обеих сторон по одному осужденному, т. е. диадические межличностные ситуации. Сюда также следует отнести конф­ликтную ситуацию между осужденным и сотрудником ИУ; в) с одной стороны - осужденный, а с другой - их группа.

Для деятельности ИУ наиболее опасны диадические меж­групповые конфликтные криминогенные ситуации, так как они приводят к массовым эксцессам с участием большого количе­ства осужденных. Кстати, это могут быть и эксцессы между враж­дующими группировками осужденных.

Объектом криминогенной ситуации является какая-либо цен­ность, из-за которой вообще происходят одноразовые конфлик­ты, возникают проблемы, стрессы и т. п. (общие объекты), вокруг которых концентрируется напряженность отношений, усложня­ется проблема, обостряется стресс и т. д. (концентрирующие объек­ты) и из-за которых в конце концов совершается преступление (предельные объекты).

Объектами конфликтных криминогенных ситуации в местах лишения свободы, причем концентрирующими, чаще всего явля­ются: а) в межгрупповых ситуациях: злоупотребления и произ­вол со стороны сотрудников и активистов - осужденных, права осужденных и т. п.; б) в диадических межличностных ситуациях среди осужденных: проигрыш в азартной игре и необходимость уплаты долга, принуждение к гомосексуальному акту, использо­вание в отношении друг друга оскорбительных выражений и т. д.

Содержание криминогенной ситуации - это характер отноше­ний между субъектами, т. е. какие они по существу, по смыслу, а также тенденции развития связей между ними, иначе говоря, в каком направлении они развиваются, в какую сторону и к како­му результату могут привести.

Содержание конфликтной криминогенной ситуации в ИУ заключается, с одной стороны, в возникновении и поддержании напряженных отношений между субъектами, с другой - в неук­лонном обострении отношений между субъектами, что может протекать и резко, когда отношения между ними только обо­стряются без всяких улучшений, с каждой встречей или цикли­чески, когда контакт между ними то улучшается - отношения «теплеют», то снова ухудшается - отношения обостряются и с каждой встречей становятся все хуже.

Методы данной ситуации - это способы, средства воздействия, направленные на управление отношениями со стороны каждого из субъектов в отношении друг друга.

Методы по характеру, направленности воздействия можно раз­делить на: активно-негативные (например, агрессия вербальная - угрозы, оскорбление, клевета и т. п. или физическая - истязание, мучение, пытки и т. п.), шантаж, взятка и т. п. со стороны одного из субъектов; активно-позитивные, например: обращение за по­мощью к администрации, оказание сопротивления агрессии (не­обходимая оборона), явка с повинной их. п.; пассивные, т.е. бездеятельность, безразличие к развитию конфликтных отноше­ний со стороны субъектов, осужденных или администрации, ког­да не предпринимается никаких мер со стороны одного из субъек­тов, что обычно приводит к отягощению ситуации.

Стадии конфликтной криминогенной ситуации выражаются: 1) в возникновении предкриминогенной ситуации, например про­блемной, стрессовой, конфликтной; 2) в перерастании предкри­миногенной ситуации в криминогенную вследствие постепен­ного обострения отношений между субъектами; 3) в исходе кон­фликтной криминогенной ситуации в совершении преступле­ния в ИУ.

При этом в результате исследований было установлено, что конфликтные криминогенные ситуации, образуемые двумя и более конфликтами, в ИУ составляют 67% из всех случаев совершения преступлений[22]. Кроме того, вторая стадия ситуации до ее завершения в преступлении в 3% случаев длится до 1 часа, в 8% - до 1 суток, в 14% - до 10 суток, в 9% - от 10 до 30 суток, зато в 27% - до 6 месяцев, а в 6% - свыше 6 месяцев.

Таким образом, конфликтная криминогенная ситуация более чем в половине случаев длится свыше 10 суток, т. е. имеет отно­сительно длительный характер, позволяющий позитивно вмешать­ся в ход ее развития.

Такова структура конфликтной криминогенной ситуации в местах лишения свободы.

Внешние условия преступного поведения в местах лишения сво­боды заключаются в особенностях микросреды, содействующих или препятствующих развитию конфликтной криминогенной ситуации, а также непосредственному совершению там преступ­лений. Фактически они отражаются в различных недостатках деятельности ИУ. Вопрос о внешних условиях наиболее полно исследован в криминологической литературе и находит свое от­ражение чуть ли не в любом приказе, обзоре, справке и иных нормативных актах МВД, прокуратуры, так или иначе касающихся деятельности ИУ, борьбы с рецидивной преступностью. Здесь следует выделить прежде всего технические и организационно-управленческие условия:

1)                 технические условия заключаются в техническом Несовершенстве охранно-тревожной сигнализации, инженер­но-технического оборудования, противобросовых устройств, системы круглосуточного наблюдения за осужденными, в от­сутствии соответствующей аппаратуры для проверки содер­жания посылок и передач, осмотра автомашин, проведения как личных обысков, так и соответствующих обысков и ос­мотров в жилой и производственной зонах мест лишения свободы и т. п.

2)                 организационно-управленческие недостатки:

а)   значительное превышение фактического контингента осужденных над лимитом насыщения некоторых коло­ний, что приводит как к неполной трудовой занятости, к трудностям их бытового устройства, так и к невозможно­сти охватить всех осужденных воспитательной и иной работой по их исправлению и перевоспитанию;

б)  неукомплектованность некоторых частей и служб ИУ вы­сококвалифицированными кадрами (в том числе и опе­ративной, безопасности, оперативными дежурными, на­чальниками отрядов и др.), а также упущения в подборе, расстановке, повышении квалификации кадров, их про­фессионального мастерства;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать