Методы выявления конфликтных криминогенных ситуаций:
1) криминолого-психологическое исследование в ИУ;
2) оперативные приемы выявления;
3) выход на место,
обход жилых и производственных зон, рейды
и иные способы.
При этом следует обращать особое внимание на[40]: а) ранее враждовавших между собой либо родственников, друзей враждующих; б) склонных к занятию запрещенной деятельностью (азартные игры, запрещенные связи) и т.п.; в) склонных к употреблению спиртного, суррогатов, наркотиков; г) обладающих повышенной агрессивностью, например истерических и возбудимых психопатов; д) презираемых основной массой осужденных, скомпрометировавших себя (пассивные гомосексуалисты, «крысятники», т. е. ворующие у «своих» же и др.); е) лиц, страдающих слабоумием, крайне несамостоятельных, конформных, лишенных психологической активности, легко попадающих в зависимость от других, например тормозимых психопатов.
Методы предупреждения конфликтных ситуаций:[41]
1) формирование у осужденных навыков правильных взаимоотношений, общения;
2) создание различных советов бригад, бригадиров, профилактики правонарушений и т. д., которые должны умерять пыл от дельных «активистов»;
3) контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих осужденных;
4) дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации - агрессивной и корыстной;
5) изучение в карантине вновь прибывших осужденных и их распределение по отрядам и бригадам;
6) разложение отрицательных группировок осужденных как неустойчивых, так и устойчивых. Неустойчивые разлагаются путем развенчания лидера, авторитета; перераспределения осужденных как внутри колонии, так и в другие учреждения, а также применение иных приемов. Устойчивые группировки можно разложить путем сосредоточения с максимальной концентрацией различных «воров в законе», авторитетов, лидеров в одной колонии, едином помещении камерного типа, в тюрьме, например так называемый «Белый лебедь»[42]; постоянного их этапирования, смены мест отбывания наказания;
7) организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии и пр.;
8) поддержка, развитие и использование существующих группировок осужденных положительной направленности, «семей»;
9) создание «режимных» отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;
10) социотехника: а) «рассечение» малой группы, создающей очаг напряженности; б) «прививка» — введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногласия ее членов; в) объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой не обходимо взаимодействие.
11) создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авторитетом, могли бы проявить качества, способствующие формированию уважительного к ним отношения.
Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций в ИУ путем внедрения в качестве субъекта[43]:
1) переориентирование субъектов ситуации путем информирования о действительном положении дел, беседа с субъектами ситуации;
2) сдерживание субъектов ситуации под угрозой принуждения к обоим;
3) разобщение субъектов ситуации - это ограничение или лишение возможности общения путем: а) перевода на отдаленные рабочие и спальные места, другое звено, бригаду, от ряд; б) изоляции в штрафной изолятор или помещение камерного типа; в) этапирования в другое ИУ.
Рассмотрим методы индивидуальной профилактики преступлений в ИУ, которые можно разделить на методы: изучения осужденных, выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых в ИУ норм осужденных, учета, контроля и воздействия на них[44].
Методы изучения осужденных - это различные исследовательские приемы, имеющие определенную специфику приложения: а) анализ документов - уголовных и личных дел, переписки; б) опрос лиц, хорошо знающих осужденного; в) наблюдение окружающей микросреды, группировки, в которую он входит; г) тестирование; д) эксперимент; е) беседа с иными осужденными и др.
Методы выявления «отклоняющихся» осужденных можно подразделить на: а) оперативные способы, б) приемы изучения окружающей микросреды, в) средства проведения криминально-психологического, криминопенологического исследования и др.
Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением осужденных: склонных к совершению побегов и иных уклонений; совершивших преступления в ИУ; систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания; подпадающих под административный надзор; имеющих психические аномалии; склонных к употреблению спиртного, наркотиков, токсических веществ; склонных к азартным играм; не занимавшихся до осуждения трудом, не имевших постоянного места жительства; переведенных в ИК из ВК; проявляющих к администрации ИУ и другим осужденным агрессивный стереотип поведения, вообще склонных к насилию; гомосексуалистов и др.
Методы учета «отклоняющихся» от норм осужденных в исправительных учреждениях можно подразделить на картотечный, встречающийся еще во многих учреждениях, особенно с особыми условиями хозяйственной деятельности (лесных), в связи с недостатками госбюджетного финансирования, разорения колоний и пр.; компьютерный учет, заключающийся в собрании всей информации на «отклоняющихся» в исправительном учреждении осужденных, который внедрен в экспериментальных учреждениях, а также в тех колониях, которые нашли свое место в новой экономической системе и могут позволить себе приобретение компьютеров для этих целей; перфорационный учет в наше время в колониях практически уже не встречается.
Распространенные методы контроля над осужденными, стоящими на учете:
1) контроль при помощи оперативных приемов;
2) монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обследование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами «отклоняющихся» от норм осужденных при работе в колонии какой-либо исследовательской группы или осуществляемого по специальному заказу, например в колониях для пожизненно осужденных;
3) осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, проверка посылок и передач, прослушивание телефонных переговоров осужденных, которые осуществляются в обязательном порядке относительно всех осужденных независимо от их поведения;
4) беседа, опрос иных осужденных, сотрудников, интервью и др.
Рассмотрим некоторые методы воздействия (коррекции) на осужденных:
1) аудио- и видеозапись индивидуального приема осужденного с выдачей ему кассеты для работы над собой;
2) внушение, гипноз, аутотренинг под руководством психолога учреждения, направленное самовоспитание;
3) индивидуальные спортивные занятия под руководством тренера, обычно реализуемые только в некоторых воспитательных колониях для несовершеннолетних мужского и женского пола;
4) «хобби» в процессе производства и досуга с целью снятия тревожности. Занятия в колониях весьма распространены, ибо это еще и путь заработка, занятия какого-либо привилегированного положения в колонии.
5) приобщение к творческим занятиям путем издания газет, журналов осужденных, проведения конкурсов авторской песни, чтения собственных стихов и др. Во многих колониях сейчас возродилось издание газет и журналов осужденных;
6) беседы;
7) перевод в другой отряд, бригаду, место исполнения наказания;
8) помещение в штрафной изолятор, помещение камерного типа и другие средства взыскания;
9) задержание и применение специальных средств (наручники, дубинка, газовое воздействие и др.);
10) просмотр специально ориентированных видеозаписей со встроенными кадрами, визуально невоспринимаемыми;
11) использование общественного мнения осужденных с целью выдвижения кого-нибудь или, наоборот, для дискредитации и др.
Таким образом, методы профилактического воздействия на осужденных в местах лишения свободы весьма разнообразны и необходимо четко различать методы микросредовой профилактики, например по выявлению внешних условий преступлений (проверки, инспекция, надзор и т. п.), их устранения и компенсации (комплексные профилактические операции, внедрение современных достижений спецтехники и др.). Кроме того, методы групповой профилактики (групповая психотерапия, упражнения, игры, проповедь и т. п.) и индивидуальной, разделяемые на методы выявления (анализ документов, опросы и т. п.), изучения (тестирование, наблюдение и т. д.), учета (компьютерный, перфорация и др.), контроля (перлюстрация корреспонденции, обыски и т. п.), воздействия (средства поощрения и взыскания, приобщение к творческим занятиям и т. д.).
Организация взаимодействия структурных подразделений исправительных колоний (ИК) и его осуществление всегда занимали важное место в управленческой деятельности любого подразделения. Ряд приказов и других нормативных правовых актов Минюста России ориентированы на необходимость обеспечения качественного улучшения взаимодействия всех без исключения служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в исполнении наказаний в виде лишения свободы, профилактики совершения преступлений и других правонарушений осужденными. Главной целью и основной задачей подобной профилактики является разработка путей и способов планомерного воздействия на причины и условия, способствующие их совершению, а также искоренение этих причин и условий. Отсюда определяется основная задача непосредственно самого взаимодействия, а именно взаимодополнение тех сторон деятельности различных отделов и служб, которые ограничивают свое воздействие спецификой своего назначения. Решение этой задачи позволит создавать последовательное осуществление профилактической деятельности по «цепочке воздействий», в сумме составляющих комплекс[45].
Кроме того, следует констатировать, что взаимодействие - есть деятельность на основе объединения сил, средств и методов работы не подчиненных друг другу различных отделов и служб, направленная на эффективное и рациональное разрешение в соответствии с действующими нормативными актами комплексных проблем по профилактике и пресечению преступлений и других правонарушений со стороны лиц, отбывающих наказание.
Из определения взаимодействия видно, что работа по профилактике преступлений и различных правонарушений может быть эффективной и достичь определенных положительных результатов лишь при тесном контакте между всеми службами подразделения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13