Хотелось бы обратить внимание на особенности взаимодействия службы безопасности с другими отделами и службами исправительных колоний и органами внутренних дел по профилактике преступлений и других правонарушений со стороны осужденных, в частности, на:
1) во взаимодействии со всеми отделами и службами ИК обеспечивает выполнение осужденными правил поведения и распорядка дня;
2) совместно с сотрудниками оперативного отдела выявляет и разоблачает организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, подстрекателей и иных лиц, намеревающихся совершить правонарушение, готовит и представляет начальнику ИК материалы о необходимости их изоляции от основной массы осужденных;
3) ставит (снимает) на профилактический учет осужденных на основании собранных материалов;
4) систематически проводит внеплановые обыски осужденных, мест их проживания и работы по оперативной информации сотрудников;
5) совместно с сотрудниками отдела воспитательной работы осуществляет правовую пропаганду, разъясняет осужденным требования уголовно-исполнительного законодательства и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений;
6) обеспечивает взаимодействие всех отделов и служб ИК по предупреждению правонарушений со стороны осужденных, склонных к совершению противоправных действий, путем анализа материалов о правонарушениях и результатов служебных расследований; выявляет каналы проникновения к осужденным предметов, запрещенных к использованию в ИК, принимает меры по их перекрытию;
7) совместно с сотрудниками ОВД осуществляет патрулирование на территории, прилегающей к исправительным учреждениям;
8) участвует в розыске осужденных, совершивших побег из мест лишения свободы;
9) участвует в ликвидации чрезвычайных происшествий.
Это далеко не полный перечень направлений взаимодействия структурных подразделений по профилактике преступлений и других правонарушений со стороны осужденных, ибо процесс организации и поддержания взаимодействия осуществляется, как правило, дифференцированно, с учетом специфики решаемых задач, привлекаемых к действиям сил и средств, и он представляет особую линию деятельности отделов и служб по предупреждению правонарушений, которая должна постоянно планироваться и контролироваться.
В данном дипломном исследовании нами был изучен опыт различных субъектов Российской Федерации по профилактике правонарушений в местах лишения свободы. В каждом регионе свои специфика работы со спецконтингентом - не всегда можно применить положительный опыт одного региона в другом, однако все же необходимо внимательно прорабатывать идеи и новшества, уже внедренные в практику. В этой связи хотелось бы остановиться на примере работы уголовно-исполнительной системы Тверской области.
В состав уголовно-исполнительной системы Тверской области входят территориальное Управление исполнения наказаний и 15 учреждений, в том числе: 7 исправительных колоний (ПК); лечебно-исправительное учреждение (ЛИУ) для содержания и амбулаторного лечения больных наркоманией и для больных туберкулезом, в составе которого имеется больница для их стационарного лечения; областная больница для осужденных; центральная база материально-технического и военного снабжения; 7 изолированных участков в составе действующих колоний (особого режима - 1) и 6 участков колоний-поселений. Кроме того, на базе ИК-4 функционирует ЕПКТ с лимитом наполнения 44 места.
По состоянию на 1 января 2003 года в учреждениях УИН Минюста России по Тверской области содержались 11 023 человека. Из них: в трех колониях общего режима при лимите наполнения 2 916 человек – 2 986 заключенных, в четырех колониях строгого режима при лимите 4 169 – 3 943 человека, в ЛИУ-3 (все виды режима) для содержания и лечения больных туберкулезом при лимите 650 - 695 человек, в ЛИУ-8 (общий и строгий режим) при лимите 510 -719 человек, на 7 изолированных участках при общем лимите 320 мест - 370 осужденных, в областной больнице при лимите 170 - 145 человек, в трех изоляторах при лимите наполнения 940-2165 человек.
Кроме того, в 2002 году по учетам уголовно-исполнительной инспекции области прошли 14 106 осужденных, а на начало 2003 года на учете состоят 6 517 подопечных, из их числа 321 человек осужден к исправительным работам.
Основные организационные мероприятия, направленные на профилактику правонарушений и преступлений в учреждениях Анализ причин и условий преступлений, совершенных за последние годы в учреждениях области, показывает, что их можно условно разделить на три основные группы:
1) преступления против жизни и здоровья спецконтингента и личного состава;
2) преступления с участием лиц или в отношении лиц, относящихся к неформальным «низшим» слоям осужденных;
3) покушения на побеги.
С учетом этого Управлением исполнения наказаний Минюста России по Тверской области в 1995 году была разработана, а в последующие годы переработана и дополнена “Программа оперативно-режимных и воспитательных мероприятий по профилактике преступлений среди спецконтингента".
В соответствии с ней все службы постоянно участвуют в реализации комплекса оперативно-режимных и воспитательных мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и преступлений среди спецконтингента, обеспечение преемственности работы между следственными изоляторами, исправительными колониями, лечебно-исправительными учреждениями.
Программой предусмотрен постоянный сбор информации от различных служб и конкретных людей о:
1) лицах, поступивших в следственный изолятор - первичная информация от территориального органа внутренних дел (участкового, сотрудника уголовного розыска, следователя) об особенностях их поведения при содержании в ИВС;
2) негативных процессах, происходящих среди обвиняемых за время их содержания в СИЗО;
3) взаимоотношениях между соучастниками преступления;
4) отношениях спецконтингента к представителям администрации;
5) намерениях осужденных на период отбывания наказания, их склонностях к азартным играм, побегам и т. д.;
6) выявлении осужденных, представляющих оперативный интерес, и т. п.
Полученная информация ложится в основу дел оперативного учета или является основанием для постановки спецконтингента на профилактический учет.
Далее, при этапировании осужденного, представляющего оперативный интерес, из СИЗО в исправительное учреждение, к личному делу приобщается справка-ориентировка, содержащая указанные и прочие характеризующие его сведения. Дела оперативного учета также направляются по месту дальнейшего отбывания наказания. По прибытии осужденного данной категории в исправительное учреждение его ставят на профилактический учет.
Методы и формы работы с подучетными лицами, а также организация взаимодействия различных частей и служб учреждений УИС в работе по профилактике преступлений среди спецконтингента предусмотрены Инструкцией, объявленной приказом ГУИН Минюста России от 27 мая 2002 г. № 117 «О порядке проведения профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»[48].
В настоящее время на профилактическом учете в исправительных учреждениях области состоят 1710 осужденных. Согласно данной Инструкции на профилактический учет в учреждениях УИН по Тверской области взяты следующие лица:
1) готовящиеся совершить побег, ранее их совершавшие (143 осужденных);
2) лидеры группировок отрицательной направленности (8 осужденных);
3) организующие и провоцирующие групповые эксцессы (98);
4) склонные к употреблению, сбыту или приобретению наркотических веществ, сильнодействующих медицинских препаратов (615);
5) признанные судом нуждающимися в лечении от алкоголизма (170);
6) занимающиеся поборами и притесняющие других осужденных (65);
7) организующие или активно участвующие в картежных либо других азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды (125);
8) склонные к мужеложству (лесбиянству) (329);
9) имеющие психические расстройства (89);
10) отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений (1);
11) склонные к нападению на представителей администрации (21).
Программой предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
1) исключать случаи направления в одно исправительное учреждение лиц, проходящих по одному уголовному делу и имеющих неприязненные отношения;
2) назначать наиболее подготовленных сотрудников для работы с лицами, содержащимися в карантине, на строгих условиях отбывания наказания, в отрядах хозяйственного обслуживания ПК, а также с осужденными, пользующимися правом передвижения без конвоя;
3) в следственных изоляторах области и областной больнице УИН проводить ОРМ с целью получения информации об оперативной обстановке в ИК, СИЗО области;
4) в период нахождения осужденных в карантине выявлять лиц, стремящихся занять лидирующее положение в колонии, придерживающихся "воровских традиций”, принимать меры к их развенчиванию и привлечению к общественно полезному труду;
5) целенаправленно работать по компрометации лидеров и авторитетов, оказывающих противодействие администрации, нейтрализации их влияния на основную массу осужденных, изолировать таких лиц в ПКТ и ЕПКТ, переводить на строгие условия содержания, направлять на тюремный режим;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13