Профилактика правонарушений среди осужденных

6)       обеспечивать надежное опе­ративное прикрытием лидеров, лиц, состоящих на профилакти­ческих и оперативных учетах, осужденных, пользующихся пра­вом передвижения без конвоя, брать на особый контроль их вхо­дящую и исходящую переписку. Результаты этой работы рас­сматривать ежемесячно на опе­ративных совещаниях;

7)       проводить мероприятия по выявлению, проведению профи­лактической работы и изоляции организаторов азартных игр.

В работе, направленной на пре­дупреждение преступлений, ис­пользуются различные методы гласного сотрудничества, такие как получение информации от на­чальников отрядов, сотрудников отделов безопасности, отделов специального учета, производ­ственных и других служб, инфор­мация, получаемая при проведе­нии личных приемов осужденных.

В работе по профилактике правонарушений нельзя не учи­тывать влияние неформальных лидеров спецконтингента на ос­новную массу осужденных.

В случае негативного влияния лидера на других осужденных к нему принимаются меры пре­вентивного характера, направ­ленные на его развенчание, изо­ляцию, перевод в другое подраз­деление и т. п.

Например, при проведении длительных и краткосрочных свидании данной категории лиц осуществляются оперативно-технические мероприятия. При необходимости такие меропри­ятия проводят при водворении данных осужденных в ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ.

В обязательном порядке на всех “лидеров” ведутся дела оперативного учета.

Немаловажное значение для профилактики правонарушений имеет создание баз данных на различные категории лиц, пред­ставляющих оперативный инте­рес. В УИН создана компьютер­ная программа “Лидер", разра­ботанная ЦНИР ГУИН Минюста России, в которую внесены дан­ные на лидеров отрицательной направленности и лиц, осужден­ных по ст. 209 УК РФ.

Для обмена информацией между учреждениями УИС и органами внутренних дел сведе­ния на осужденных лидеров от­рицательной направленности, содержащихся в подразделени­ях области, своевременно вно­сятся в автоматизированную базу данных “Кронос” УБОП при УВД.

В подразделениях ведутся алфавитно-справочные картотеки на лиц, склонных к различным противоправным проявлениям. За данной категорией осужден­ных установлен гласный и не­гласный надзор.

Своевременно проводятся мероприятия по обеспечению безопасности осужденных при выявлении конфликтных ситуа­ций (помещение в безопасное место в соответствии со ст. 13 УПК РФ (в 2002 году - 53 чело­века). Положительно сказалась на динамике преступности вве­денная новым УИК РФ норма, предусматривающая перевод осужденных, которые являются злостными нарушителями режи­ма содержания, на строгие усло­вия.

Роль индивидуальной воспитательной работы в профилактике преступле­ний и правонарушений

Важную роль в профилактике преступлений и правонаруше­ний играет индивидуальная вос­питательная работа с осужден­ными, которую проводят 109 на­чальников отрядов и 765 членов советов воспитателей, шефству­ющих над 1 710 осужденными, поставленными на профилакти­ческий учет. Активно проводится работа по стимулированию правопослушного поведения осуж­денных: 1 561 человек содержит­ся на облегченных условиях со­держания, освобождены условно-досрочно 1 440 осужденных, 188 - переведены в колонию-по­селение.

Из года в год увеличивается численность членов самодея­тельных организаций, которая за три последних года выросла с 46,5 до 64,6%. Обобщен, рас­пространен и внедряется опыт ЛИУ-8 по созданию отрядных общественных фондов и практи­ке привлечения осужденных и их денежных средств к благоуст­ройству отрядов (в течение двух лет произведен качественный ремонт всех жилых и бытовых помещений отрядов).

Большое значение придается вопросам получения осужден­ными основного общего образо­вания и специальности. Во всех ИК области и СИЗО-1 работают шесть вечерних (сменных) обще­образовательных школ и четыре УКП. В соответствии с постановлением Законодательного Со­брания Тверской области от 30 октября 2001 г. № 590-П-2 «Об областной целевой Программе по усилению борьбы с преступ­ностью в Тверской области на 2001-2003 годы» - в 2001 году восстановлены три УКП, в 2002 году открыта средняя школа в женской колонии. Администра­ция области в 2001-2003 годах выделила на их организацию и оснащение 300 тыс. рублей[49].

Уделяется большое внимание религиозно-нравственному вос­питанию спецконтингента. За каждым подразделением зак­реплен православный священ­нослужитель. Руками осужден­ных построены два храма и де­сять домовых церквей. В 2002 году священнослужители прове­ли 278 обрядов крещения, 263 вероисповедания, 176 причащений. Отмечено, что верующие осужденные, доля которых со­ставляет 10-15% от общей чис­ленности, не допускают наруше­ния режима содержания.

Особо важен вопрос органи­зации свободного времени осужденных и их досуга. Во всех подразделениях проведены зимняя и летняя спартакиады. В рамках областной спартакиады, посвященной 200-летию обра­зования Министерства юстиции, проведен областной турнир по мини-футболу. Команда-побе­дитель ЛИУ-8 награждена пере­ходящим кубком, а каждый ее игрок - именной медалью обла­стного спорткомитета.

Проведен областной смотр-конкурс самодеятельного на­родного творчества осужден­ных, посвященный 123-й годов­щине образования УИС. В рам­ках Всероссийского конкурса “Калина красная” прошел областной смотр-конкурс художе­ственной самодеятельности среди осужденных всех видов режима, посвященный 200-ле­тию образования Минюста Рос­сии.

Большинство культурно-мас­совых и спортивных мероприя­тий были организованы при под­держке Комитета по делам мо­лодежи администрации Тверс­кой области. После их проведе­ния появилась мысль о создании целевой областной программы воспитательного воздействия на лиц, находящихся в местах ли­шения свободы, и их реабилита­ции после освобождения. Эту идею поддержал губернатор Тверской области. В ноябре 2002 года была утверж­дена областная целевая про­грамма “Молодежь Верхневол­жья. 2002-2004 годы”, которая включает раздел “Воспитатель­ная работа с молодежью, нахо­дящейся в местах лишения сво­боды, и создание условий для ее реабилитации после освобождения”. Для этих целей из област­ного бюджета предусмотрено выделить в 2003-2004 годах 1 605 тыс. рублей.

Результаты проводимых профилактических мероприятий

Реализация перечисленных мероприятий позволила значи­тельно сократить уровень пре­ступности и правонарушений в учреждениях УИН Минюста Рос­сии по Тверской области.

Для наглядности сравним ста­тистические данные. В 1995 году было допущено 20 преступлений (общий уровень преступности -2,32), особоучитываемых - 7 (уровень ОУП - 0,93), из них тяжких против личности (ст. 111 УК РФ) - 3, побегов (ст. 313 УК РФ) - 4 (3 - из-под охраны, 1 - из-под надзора).

В 1996 году, после принятия “Программы оперативно-ре­жимных и воспитательных ме­роприятий по профилактике преступлений среди спецкон­тингента", осужденными было совершено 15 преступлений, особо учитываемых - 6, из них тяжких против личности (ст. ст. 105, 111 УК РФ) - 4, побегов (ст. 313 УК РФ) - 2 (1 - из-под охраны, 1 - из-под надзора).

В 1997 году в исправительных учреждениях допущено 6 пре­ступлений, особо учитываемых - 2  (уровень ОУП - 0,23), все случаи связаны с причинением тяж­кого вреда здоровью.

В 1998 году было допущено 1 преступление, в 1999-2000 го­дах - по 3, в 2001 году - 2, в 2002 году - 4 преступления.

За последние 5 лет в учрежде­ниях области не было зафикси­ровано тяжких, особо тяжких преступлений и побегов.

Количество злостных наруше­ний в расчете на 1000 осужден­ных сократилось на 22% и соста­вило 52 случая. Употребление спиртных напитков уменьшилось на 30% (21 случай).

В ИК, СИЗО области за 2002 год предотвращено всего 1 082 преступления, из них 51 побег.

Данная линия работы остает­ся приоритетной для всех частей и служб УИС области.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне порядок отбывания лишения свободы, разработанность видов мест лишения свободы, защищенность как работников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, так и самих заключенных относительно улучшились.

Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Однако в реальности, на практике все выглядит немного иначе. Нестабильное экономическое положение нашего государства не позволяет надлежащим образом обеспечивать материальными ресурсами и поддерживать в надлежащем состоянии места отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

В настоящее время практически полностью изношена материальная база 40% колоний; каждый шестой следственный изолятор находится в аварийном состоянии; более половины переполнены в два-три раза. По состоянию на 1 января 2003 г. в 185 следственных изоляторах содержался – 134 941 человек (на 65 798 человек меньше, чем 01.01.02) или 117,1 % от установленного лимита наполнения

Таким образом, очевидно что, несмотря на проводимые реформы, государственная система исполнения наказания в виде лишения свободы в настоящее время еще не достаточно эффективно выполняет возложенные на нее задачи.

От эффективности наказаний во многом зависит жизнь всех граждан общества. Новшество в виде увеличения срока лишения свободы за преступления имеющие высокую социальную опасность к видимым положительным результатам не привело. Более того: увеличение срока содержания осужденных к лишению свободы приведет к еще большему осложнению обстановки в колониях, что в конечном итоге способно сделать многие из этих учреждений неуправляемыми. Подобная ситуация подтверждает сомнения относительно целесообразности увеличения в УК РФ максимальных сроков наказания в виде лишения свободы до 30 лет.

Итак приходим к выводу, что многие прогрессивные разработки законодателя направленные на обеспечение эффективного и безопасного функционирования системы мест лишения свободы часто не получают практического применения. Между тем, несовершенство системы наказаний в виде лишения свободы вызванное нестабильностью экономики и отсутствием материальных средств в свою очередь вызывает не достижение наказанием своих целей. Это ведет в свою очередь к росту преступности, что подрывает экономику и нормальное функционирование государства, как сложного социо-политического института. Получается замкнутый круг, разорвать который можно только путем наделения соответствующими полномочиями действительно компетентных в области исполнения уголовного наказания людей.

Первоочередной задачей любого государства, проводящего уголовно-исполнительную политику и стремящегося к обеспечению правопорядка в местах лишения свободы, является, прежде всего, выявление причин и условий способствующих совершению преступлений, а также проведение профилактики правонарушений. Но это не только деятельность по выявлению и устранению (или нейтрализации) причин и условий преступлений, но и их компенсация, за­мена причинами и условиями нормотипического, во всяком случае, правомерного поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать