Cовершенствование правоприменительной деятельности, упрочение правопорядка и законности
Оглавление
Введение 3
1. Применение права
1.1 История развития права 5
1.2 Понятие «применение права» 7
1.3 Общие черты и особенности правоприменительного процесса 11
1.4 Субьекты применения права 17
2. Содержание правоприменения
2.1 Функции применения права 22
2.2 Структура правоприменения 26
2.3 Виды применения права 30
2.4 Акты применения права 33 3. Проблемы применения права
3.1 Проблемы в праве 36
3.2 Юридические коллизии и способы их разрешения 39
Заключение 42 Библиографический список.
Нормативные акты 45
Научная литература 46
Приложение 1 47
Приложение 2 48
Приложение 3 49
Введение
Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях субъектов социального общения. В правовом обществе народ с одной стороны, и государство – с другой, принимают на себя обязательство следовать праву.
Однако следование праву органично свойственно устоявшемуся, стабильно развивающемуся демократическому обществу. В переходные же эпохи, во времена социальных кризисов и напряжений правопорядок рушиться именно по причине отказа от реализации действовавших до тех пор правовых принципов и норм. Органы государственной власти и местного самоуправления, сам народ (под влиянием партий и движений), отказываясь от прежних порядков, пытаются установить и формулировать нормы права своими собственными силами. Причём правовые предписания всегда адресуются другой стороне. О самоограничении правом никто не думает. О реализации права больше говорят. Механизмы обеспечения правопорядка в действие не приводятся, а если приводятся, то без должного эффекта.
В Российской Федерации в настоящее время наблюдается активная деятельность законодательных органов, Президента и Правительства. Однако совершенствование нормативно – правовой базы и её реализация названными органами не приносит должного эффекта. Невыполнение законов и других нормативных актов гражданами и должностными лицами государства давно уже стало, к сожалению, обычным делом.
В данных условиях особую значимость приобретает проблема обеспечения действенности закона, акцентирование внимания на реализацию правовых предписаний. В аспекте функционирования государственного механизма особую актуальность приобретает совершенствование правоприменительной деятельности, упрочение правопорядка и законности.
Указанные факторы обуславливают актуальность темы данной работы, её теоретическую и практическую значимость.
1. Применение права
1.1 История развития права.
Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно – организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений[1].
Право объективно возникло на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников – земледельцев и ремёсленников. Становление права шло путём образования специальных правил, регламентирующих организацию и процесс сельскохозяйственного труда и распределение его результатов. Эти правила получили специфическое закрепление в форме агрокалендарей, и одновременно развилась самостоятельная система, информирующая об этих нормах, контролирующая их исполнение.[2]
В длительном процессе становления городов – государств, классов право становиться способом осуществления функций города – государства. С расслоением раннеземельного общества, развитием классового общества, возникновением частной собственности, товарно – денежных отношений право получило чёткий классовый характер, то есть начинает служить экономическим и другим интересам определённых социальных групп.[3]
Можно выделить три основные фазы в развитии права. Первая – фаза зарождения, относится по преимуществу к тем обществам, где происходит лишь становление производящих форм экономики. Вторая фаза знаменует оформление данного пласта регулятивной системы в некую систему правил (норм). Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производящей экономики. И, наконец, третья фаза связана с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований: на основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение:
Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.[4]
Право служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
1.2 Понятие « применение права ».
В юридической литературе имеется множество в той или иной степени различающихся между собой определений понятия «применение права».
Нередко применение права понимается как «особая форма» реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности при конкретизации правовых норм на основе строгого соблюдения законности.
Иногда применение права трактуется как «властная деятельность» органов государства или иных органов государства или иных органов по уполномочию государства, которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества.
Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организованной деятельности «по обоснованному осуществлению правовых норм относительно конкретных субъектов», фактов, отношений реальной общественной жизни в рамках закона.
Предпринимаются и попытки определить правоприменение и с социологической, и с формально – юридической, и с социальной точек зрения. Отмечая плодотворность вышеизложенных и ряда иных выдвинутых положений относительно понятия правоприменение, следует одновременно отметить недопустимость отождествления рассматриваемой категории со сходными, можно указать, родственными, но не тождественными категориями, с одной стороны, и расширительное либо ограничительное рассмотрение правоприменения – с другой. Так, вряд ли можно согласиться с «социологическими» концепциями, которые сводят применение права к судебному решению или к деятельности, направленной на подготовку такого решения. Несостоятельны и мнения тех авторов, которые отождествляют правоприменение наряду с органами государства также и граждан. Согласиться с данными рассуждениями нельзя по следующим соображениям.
Во – первых, при такой постановке вопроса остаётся без внимания важная сторона правоприменительного процесса – деятельность по наделению отдельных участников конкретными субъективными правами, без чего невозможна реализация значительной части основных прав и свобод граждан. Не выделять эту сторону правоприменительной деятельности вообще – значит не замечать сложной работы специально уполномоченных субъектов по предоставлению – при наличии определённых условий – одним путём из субъектов субъективных прав и возложению на других – соответствующих юридических обязанностей.