Cовершенствование правоприменительной деятельности, упрочение правопорядка и законности









                           2.3 Виды применения права                                         


      Характеристика функций правоприменительной деятельности и её структуры даёт лишь общее представление о её содержании.

      Более полное уяснение сущности этой правовой формы деятельности возможно при исследовании её разновидностей. Выше указывалось, что правоприменительная деятельность выполняет две основные функции: правонаделительную и правоохранительную. Именно в соответствии с этим целесообразна попытка разделить правоприменение на правонаделительную и правоохранительную деятельность.

     Основное назначение правоприменительной деятельности – создать благоприятные условия и обеспечить правовыми гарантиями осуществление определённых субъективных прав одними участниками отношений и исполнение обязанностей – другими. Поэтому содержание правонаделительной деятельности сводиться к тому, чтобы в возникших жизненных обстоятельствах установить конкретных участников и в соответствии с диспозицией применяемой нормы права наделить одних участников данными отношений субъективными правами, а на других возложить юридические обязанности.

     Если правонаделительная деятельность имеет дело с обстоятельствами естественного положительного характера, то потребность в другой разновидности правоприменения – в правоохранительной деятельности – возникает только тогда, когда налицо отступления от нормы. Таким образом, правоохранительная деятельность связана с такой сферой общественных отношений, где обнаружено правонарушение или оно подозревается, где возник конфликт между субъектами. Важность правоохраны заключается в  том, что она требует высокой квалификации, максимальной осторожности, твёрдой принципиальности и большого напряжения воли от каждого правоприменяющего субъекта, так как малейшие ошибки в правоохранительной деятельности, способны принести большой моральный и материальный вред обществу и личности.

   Общее назначение правоохранительной деятельности многогранно и разнообразно по характеру своих направлений. В основном оно сводиться к тому, чтобы всеми средствами, имеющимися в распоряжении органов государства, обеспечить строжайшее соблюдение режима законности. Это достигается решением следующих задач: предупреждением правонарушений, внесением ясности и определённости в различные правовые споры между субъектами; оценкой неправомерного поведения и установления неблагоприятных последствий в виде лишения виновного определённых благ; приведением в исполнение назначенных мер государственного принуждения.

    В связи с таким широким многообразным назначением правоохраны её следует подразделить на относительно самостоятельные разновидности: а) контролно – надзорную деятельность; б) деятельность по разбирательству правовых  споров  и дел  о правонарушениях; г) деятельность по исполнению (реализации) государственного принуждения.

    Правообеспечительная деятельность нацелена на создание надёжных гарантий реализации определённых субъективных прав, обеспечения

доказывания фактов, имеющих значение для рассматриваемого дела. Это особенно характерно для имущественных отношений. Здесь гражданское и гражданско – процессуальное законодательство в качестве правообеспечительных мер предусматривает залог, поручительство (ст 334 – 367.. ГК РФ). Мерой обеспечения иска является право наложения ареста на имущество ответчика (ст.140 ГПК РФ) либо судом, либо единолично судьй. Особое место среди мер правообеспечения занимают меры уголовно - процессуального и административного пресечения, предусмотренные ст 97 – 110 УПК РФ:

подписка о невыезде, личное поручительство, заключение под стражу и так далее.

    Одной из наиболее существенных разновидностей правоохраны является деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях. Она заключается в следующем: а) собирание фактов, имеющих значение по правовому спору или делу о правонарушении, тщательном исследовании собранных фактов с точки зрения их причастности к рассматриваемому спору или делу о правонарушении, тщательном исследовании собранных фактов с точки зрения их причастности к рассматриваемому спору или делу и установлении достоверной истины; б) формирование соответствующей юридической (правовой) оценки спора дела; в) установление конкретных юридических последствий в соответствующем акте.

      После того как орган, осуществляющий разбирательство дела, принял акт о назначении меры принуждения, возникает необходимость в следующей разновидности правоприменительной деятельности – в деятельности по исполнению государственного принуждения. Исполнение государственного принуждения представляет собой реализацию неблагоприятных последствий для виновного, выражающихся в лишении его определённых благ, в ограничении тех или иных прав.

     Приведённая классификация видов правоприменительной деятельности является наиболее общей, она охватывает основные аспекты поднормативного регулирования.







                                     2.4 Акты применения права


   Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно – властное предписание

компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

    Основные признаки, характеризующие акты применения норм права(см приложение 2).

     Во - первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нём конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путём. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несёт ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.

     Во – вторых, акт применения – это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определённым лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно – правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер.

Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере действия (конкретно не определённых). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.

    В – третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на отдельные

нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменён.

       В – четвертых, акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определённый порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т. п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

   1) вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

   2) описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;

   3) мотивировочную часть, в которой излагается содержание решения;

   4) резолютивную часть, в которой излагается содержание решения.

                                                                                  

    Каждый правоприменительный акт имеет строго определённое наименование: приговор, приказ, постановление, распоряжение и прочие.

    Классификация актов применения норм права производиться по различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:

 - акты представительных органов государственной власти;

 -  акты исполнительных органов государственной власти;

 - акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража);

 - акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.).

    В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются:

 - на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

 - на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений[12] (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора…)

       Таким образом, акты применения норм права являются важнейшими средством реализации предписаний правовых норм.













3. Проблемы применения права

3.1. Пробелы в праве


    Пробелом в праве принято считать отсутствие в действующем законодательстве нормативных предписаний в отношении обстоятельств, которые находятся в сфере правового регулирования и требуют юридического воздействия. Различия во взглядах учёных существуют лишь относительно определения сферы правового регулирования.

   При наличии пробела в праве (законодательстве) возникают нетипичные формы правоприменения, которые вызывают необходимость подключения особого вида деятельности при правоприменении, специфических правовосполнительных операции.

    Важнейшей формой устранения пробелов в законодательстве является правотворческая деятельность компетентных органов путём издания соответствующего нормативно – правового акта. В определённой степени пробелы в законодательстве могут быть восполнены в ходе правоприменительной деятельности с помощью дополнительных действий.

   Известны три способа восполнения пробелов в законодательстве в процессе применения права: аналогия закона, субсидиарное применение и аналогия права. (см приложение 3).

    Аналогия закона есть распространение на данное отношение действия нормы, регулирующей сходное отношение в рамках одной отрасли права. Основанием правомерности применения аналогии                                                                                           

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать