обуславливают другую функцию правоприменения - правоохранительную
.
Что касается позиции Алексеева и Дерюгина относительно характеристики функции правоприменительной деятельности, то она в основном сводиться к терминологическим уточнениям, и соответственно предлагаются правообеспечительная функция и функция казуального (индивидуального) регулирования. Допуская в принципе возможность такого обозначения функциональной характеристики, одновременно можно отметить, что, с одной стороны, авторы ставят в один ряд (в какой – то мере) разноуровневые характеристики, поскольку индивидуальное регулирование следует считать общим по отношению к право – обеспечительному, имеющему собственные модификации, а с другой – неточно избран сам термин «правообеспечительная», поскольку обеспечение права, или правообеспечение, имеет специальный смысл и законодательством оно используется для характеристики лишь одной из организационных форм правоохраны[11] (например институт обеспечения исполнения обязательств в гражданском процессе).
Предлагаемые ранее терминологические обозначения имеют то преимущество, что позволяют детальнее раскрыть сущность правонаделительной и правоохранительной функции.
Сущность правонаделительной функции состоит в том, что она обеспечивает возникновение или изменение субъективного права и соответственно юридической обязанности участников конкретного правоотношения, дополняя имеющийся фактический состав ещё одним, решающим юридическим фактом, значительно преобразующим правовое положение субъектов. В этом плане её осуществление
выражается в оказании своеобразной помощи обладателю субъективного права в достижении предполагаемого результата путём
наделения его дополнительными правовыми возможностями по отношению к обязанной стороне возникшего правоотношения. Одновременно налицо и контроль за всем процессом развития субъективного права – от стадии состояния до стадии реализации. Таким образом, функция правонаделения имеет положительное значение, и в качестве объекта её направленности выступает главным образом правовое положение обладателя субъективного права, изменение которого, в свою очередь, непосредственно определяет поведение обязанной стороны. Причём в данном случае факторами количественного порядка, которые только в своей завершённой совокупности дают качественные изменения положения обладателя субъективного права. Такая характеристика сущности правонаделительной функции оправдывает выбор её терминологического обозначения и с точки зрения определения позитивного назначения всего правоприменительного процесса как специфического, дополнительного способа в механизме правового регулирования.
Сущность правоприменительной функции правоприменения состоит в том, что она способствует устранению препятствий для реализации субъективного права, направлена на восстановление нарушенного состояния и на устранение невыгодных последствий в правовом положении субъектов возникшего или изменяющего правоотношения. В этом плане её осуществление выражается в оценке имеющихся юридических фактов с позиции их правомерности (то есть соответствия требованиям правопорядка, с одной стороны, и в поисках
дополнительных путей и способов воздействия на обязанную сторону правоотношения с целью создания благоприятных условий для реализации намерений обладателя субъективного права, для достижения правового результата, предусмотренного применяемой нормой материального права – с другой). Правоохранительная функция характеризуется негативным назначением: в качестве непосредственного объекта своей направленности имеет правовое положение обязанной стороны, поэтому эта функция имеет дело с такими юридическими фактами, которые предназначены охранять правовое положение обладателя субъективного права от всяких дальнейших посягательств обязанной стороны возникшего правоотношения. Правонаделительная и правоохранительная функции правоприменительного процесса раскрывают наиболее существенное его значение, так как , с одной стороны, они подчёркивают такую сторону правоприменения, в которой оно выступает в качестве особого и решающего юридического факта, а с другой – в правоприменительном процессе выражается к общенормативному регулированию поднормативное регулирование (индивидуальное или казуальное регулирование). Наряду с указанными функциями правоприменительной деятельности свойственны и некоторые другие, неосновные функции, выражающие его назначение либо по отношению к механизму правового регулирования, либо по отношению к правоприменительному результату. В первом случае можно выделить функцию обеспечения непрерывного движения от нормы права к осуществлению субъективного права и юридической обязанности. Во втором случае можно выделить функцию установления достоверности истины по разрешаемому делу. Однако все эти функции носят частный, полчинённый характер по отношению к основным.
2.2 Структура правоприменения
Применение права, как и другие формы реализации права, с точки зрения структуры представляет собой триаду тесно связанных между собой элементов, а именно: правоприменительных производств, отражающих предметную характеристику правоприменительной деятельности; правоприменительных стадий, отменяющих пространственно – временную, динамическую характеристику рассматриваемой деятельности, и правоприменительного режима, выражающего степень напряжённости обстановки разбирательства конкретного юридического дела и пронизывающего всю правоприменительную деятельность в целом. Рассмотрим подробные выделенные структурные элементы применения права.
1. Особенностью правоприменения является то, что в отличие от других правовых форм оно имеет значительно более совершенную процедурную регламентацию. Прежде всего это касается юрисдикционного процесса, аккумулирующего в себе традиционные требования процессуальной формы и представляющего собой высшую форму правоохраны.
В правоприменительной деятельности, как ни в какой другой, особенно тщательно и всесторонне разработана система требований юридической процессуальной формы. Причём абсолютное большинство из них нашли законодательное закрепление и почти единодушное научно – теоретическое обобщение. Это в одинаковой мере касается и характеристики правоприменительных процессуальных; производств. Так, в уголовном процессе выделяются такие правоприменительные производства, как производство предварительного расследования; производство дел в суде первой инстанции; производство в кассационной и надзорной инстанциях;
исполнительное производство; производство по применению принудительных мер медицинского характера; производство по делам о хулиганстве; по делам о преступлениях несовершеннолетних. Детальное законодательное закрепление получили гражданско – процессуальные производства. Здесь выделяются следующие самостоятельные производства: исковое производство; производство по делам, возникающим из административно – правовых отношений; особое производство; производство дел в кассационной инстанции; исполнительное производство.
Все многообразие правоприменительных производств можно подразделить не только по характеру разбирательства индивидуально – конкретных дел (как это было сделано выше), но и по функциональному признаку. Используя данный признак, представляется целесообразным выделить правонаделительные и правоисполнительные производства и правоохранительные и юрисдикционные производства.
Обобщённый анализ положений соответствующего массива процессуального законодательства, закрепляющего правоприменительные процессуальные производства как составную часть процесса, учёт высказываний ряда учёных – процессуалистов позволяют предположить, что правоприменительные производства объединяют в себе три органически взаимосвязанных компонента: правоприменительное доказывание и правоприменительные акты – документы.
2. Стадийность правоприменительной деятельности необходимо рассматривать с двух методологических позиций: во – первых, с позиции общелогической характеристики совершения всех правоприменительных действий и, во – вторых, с позиции рассмотрения функционального проявления всей правоприменительной деятельности. Отсюда правомерно выделение двух больших уровней стадий правоприменительной деятельности и стадий функционального назначения.
Выделение стадий логического характера в юридическом процессе основано главным образом на логической последовательности совершения определённых операций при реализации норм права в форме их применения. В правоприменительной деятельности следует выделить три стадии логической последовательности: это стадия установления фактических обстоятельств дела, куда относятся операции, связанные с анализом фактических данных, доказательством их полноты и достоверности; стадия выбора и анализа нормы права, где операции связанны с её анализом, установлением юридической силы и так далее; стадия решения юридического дела, выражающаяся в постановлении акта применения права.
Стадии функционального назначения правоприменительной деятельности предполагают выяснения их сущности путём исследования тех вопросов, которые возникают в отдельной, самостоятельной части производства при разрешении юридического дела. А сущность стадии функционального назначения определяется природой и содержанием функциональной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то субъектами, которые занимают в процессе лидирующее положение, и специфическим характером принимаемых ими решений. Каждая стадия
функционального назначения имеет свои пространственно – временные границы, пределы и состоит из специфической деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то субъектами – организаторами, и тех процессуальных правоотношений, которые возникают, развиваются, завершаются или переходят в следующие стадии правоприменительной деятельности, где в специфических условиях проверяют законность и обоснованность их возникновения, наличие достаточных оснований для их продолжения и развития.На примере уголовного процесса представляется целесообразным выделить следующие стадии функционального назначения правоприменения: стадия возбуждения уголовного дела; стадия предварительного расследования; стадия утверждения обвинительного заключения прокурором; стадия предания суду; стадия судебного разрешения юридического дела; стадия исполнения решения по юридическому делу.
3. Композиционно – завершающим элементом структуры правоприменительной деятельности является правоприменительный режим. Он отражает атмосферу, которая «царит» во время рассмотрения и разрешения юридического дела. Иначе говоря, правоприменительный режим оттеняет степень напряжённости осуществления правоприменительной деятельности. Являясь структурным элементом правоприменительной деятельности, правоприменительный режим, в свою очередь, имеет сложную структуру, которая состоит из принципов правоприменения, средств, форм, методов осуществления данных принципов и реально осуществляющихся гарантий правоприменительной деятельности. Систему данных гарантий можно подразделить на экономические, политические, идеологические и специально юридические. Все эти гарантии получили своё прямое закрепление в действующем законодательстве, регламентирущем различные стороны правоприменительной деятельности.