Должностные преступления

Должностные преступления

Донецкий институт внутренних дел

МВД Украины

Квалификация должностных преступлений

Курсовая работа по курсу

«Уголовное право Украины» слушателя факультета уч.гр. л-та милиции

Солейко В.А.

Зачетная книжка №

г. Донецк 1997г.

Содержание
Курсовое задание -
Отзыв руководителя -
План -
Введение -

1. История классификации должностных преступлений
2. Общая характеристика должностных преступлений

1.1 Вина должностных преступлений

2.1 Отличие должностных преступлений от дисциплинарных проступков

3.1 Объективная сторона должностных преступлений

- Объект должностных преступлений

- Субъективная сторона

- Субъект должностного преступления
3. Отличие должностных преступлений от других составов
4. Классификация должностных преступлений
Заключение
Использованная при написании литература

План
Введение -

1. История классификации должностных преступлений
2. Общая характеристика должностных преступлений

1.1 Вина должностных преступлений

2.1 Отличие должностных преступлений от дисциплинарных проступков

1 Объективная сторона должностных преступлений

2 Объект должностных преступлений

3 Субъективная сторона

4 Субъект должностного преступления
3. Отличие должностных преступлений от других составов
4. Классификация должностных преступлений
Заключение

Введение
Начиная с 24 августа 1991 года наша страна обрела независимость и стала самостоятельным независимым государством - Украина. С этого периода наша страна начала строить демократическое, правовое государство.
Важным фактором в развитии и построении правового государства Украины является законодательное укрепление законодательного аппарата нашего государства. Ибо с помощью государственного аппарата государство проводит в жизнь свою политику. Государственный аппарат Украины в широком смысле включает в себя не только все органы Украинского государства, но и непосредственные, связанные с ним различные общественные организации, например различные предприятия, учреждения и организации независимо от их форм собственности, ведь именно они сейчас претерпевают структурные изменения и реформирования. Выполнение задачи по дальнейшему укреплению законности требует решительного пресечения любых ее нарушений в деятельности государственного аппарата.
Наше государство всеми средствами борется с нарушителями, которые наносят ущерб правильной деятельности государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций независимо от форм собственности. Наиболее опасные посягательства из такого рода нарушений признаются должностные преступления.
Не совершенная правовая база, неблагоприятная политическая и экономическая обстановка и ситуация в Украине, приводит к тому что различного уровня должностные лица государственного аппарата, которые призваны стоять на страже и соблюдении закона - сами допускают нарушения и совершают преступления против законов Украины. И что самое страшное, что динамика этих преступлений идет резко вверх. Только за первые месяцы 1996 года прокуратурой Киевского района города Донецка рассмотрено четыре уголовных дела по факту ст. 165 УК Украины злоупотребления властью или должностным положением и по ст.168 УК Украины - получение взятки.

Должностные лица, уже только своим назначением призваны проводить в жизнь указания Верховного Совета Украины, Президента Украины, Кабинета
Министров Украины, обязаны точно и неукоснительно исполнять законы.
Переходя к непосредственному рассмотрению вопросов составов должностных преступлений по уголовному праву, следует в первую очередь подчеркнуть, что все составы входят в главу Особенной части УК Украины «Должностные преступления» призваны в интересах всего государства содействовать улучшению деятельности государственного аппарата, путем пресечения преступлений совершаемых должностными лицами. Между тем, разработка вопросов ответственности за должностные преступления в науке уголовного права еще отстает от потребностей судебной практики. Ибо вопросы квалификации этих преступлений относятся к числу более сложных. Исключая работы некоторых авторов как Зоровошилов К.Н. ,Кириченко. В.Ф. Сахаров
А.В. у нас нет опубликованных работ по важнейшим видам должностных преступлений и вся литература по этим вопросам ограничивается соответствующими разделами учебников и журнальными статьями преимущественно многолетней давности.
Согласно изменениям в Уголовном кодексе Украины от 11.07.1995 года ст.167
УК Украины изменена и теперь законодательно отменено понятие Должностного преступления, которое существовало до этого. Что приведет опять к различным трактовкам в уголовно-правовой теории и различным признакам должностного преступления, а на практике к разногласиям при решении вопросов об оценке содеянного должностным лицом. Несмотря на то что в уголовном кодексе Украины содержится точное определение понятия должностного лица, но в отношении целого ряда категорий работников нет ясности являются ли они должностными лицами. На практике это приводит к неправильной оценке деяния и необоснованному осуждению некоторых лиц за должностные преступления.

Поэтому, должностным преступлениям, их видам необходимо наукой уголовного права уделять большое внимание, для того чтобы более объективны и правильны были квалифицированы ответственность и наказание за должностные преступления. Классификация должностных преступлений имеет исторические корни. Существовали статьи о должностных преступлениях в царском уголовном изложении, а также в судебных уставах. Начиная с революции 1917 года начинается изменение в законодательстве об ответственности за должностные преступления. Народный комиссар юстиции Д.И. Курский, рассматривая различные вопросы связанные с подготовкой уголовного кодекса писал, что
«...группа должностных преступлений должна чрезвычайно вырасти количественно, получить большое уголовно-политическое значение и видоизменить свое содержание сравнительно со старыми инструкциями народного комиссариата юстиции от 1917 года о революционном трибунале содержала одно законодательное определение - злоупотребление власти. Под специальными должностными злоупотреблениями предусматривал декрет СНК от 22 июля 1918 года и декрет СНК от 21 октября 1919 года устанавливающий для «беспощадной борьбы» с этими преступлениями, подсудности их особому революционному трибуналу при ВУК. Декреты СНК от 6 мая 1917 года и 16 августа 1921 года не точно определяют признаки такого состава преступления как взяточничество и ряд связанных с ним специальных вопросов, например ответственность взяткодателей, соучастников и получателей, квалифицирующие обстоятельства, условия освобождения от ответственности взяткодателей, но и давали общее понятие Должностного лица, имевшее несомненно большее значение для судебной практики по должностным преступлениям. В специальной главе о должностных преступлениях в Уголовном кодексе 1922 года, а затем и Уголовном кодексе
1927 года предусматривалось разделом виды должностных преступлений. Особое значение среди них имела статья о злоупотреблении властью или должностного положения. Давая по существу общее определение должностного преступления, она помогала раскрыть содержание других составов, в то же время дополнила их, являясь в известном смысле резервной нормой, охватывающей широкое разнообразие возможных нарушений должностными лицами своих обязанностей, конкретные формы которого естественно, нельзя было исчерпывающе предусмотреть заранее в законе. Общее же понятие должностного преступления было таковым: Должностное преступление - нарушение должностным лицом возложенных на него обязанностей.
Как теория, так и практика на протяжении всего времени рассматривала должностные преступления в частности и кто являлся должностным лицом. На протяжении изучения этой темы эти определения оспаривались в них вносились определенные корректировки и изменения. Так же и вся глава особенной части
Уголовного кодекса изменялась и дополнялась, последним изменения и дополнения были внесены верховным советом Украины 11 июля 1995 года. В соответствии с этой редакцией ст. 164 Уголовного кодекса закрепляет понятия кто является должностным лицом и какое общественно опасное действие квалифицируется как должностное преступление:
Должностное лицо - лица постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на государственных или общественных предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющих такие обязанности на указанных предприятиях учреждениях или организациях по специальному полномочию.
Должностное преступление - признается нарушение должностным лицом обусловленных его служебным положением обязанностей, причинившее существенный вред государственным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан.
Ранее должностным преступлением считалось «нарушение должностным лицом обусловленных его служебным положением обязанностей, причинившее существенный вред государственным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан».
В теоретических работах законодателем часто определение рассматривается как недостаточно полное и точное и предлагаются иные, содержащие признаки, которых закон не упоминает.
Несмотря на некоторые различия содержащиеся в определениях должностного преступления даваемых некоторыми авторами, опираясь и на закон, и на теорию, можно выделить ряд признаков, которые необходимы и достаточны для того, чтобы служить правильным ориентиром при квалификации преступлений данного рода:
1) нарушение обусловленных служебным положением обязанностей.
Служебное положение или должность в государственном или общественном аппарате характеризуется определенными обязанностями, направленными на то, чтобы государственный или общественный орган, в котором работает должностное лицо, выполнило поставленные перед ним задачи. Нарушение этих обязанностей причиняет вред государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан. Одной из предпосылок правильной квалификации должностных преступлений, является установление во-первых: служебного положения субъекта, и во - вторых: обязанностей, которые обусловлены этим положением.
Как известно служебное положение работника определяется либо законом, либо договором. Его не следует толковать расширительно, в частности обосновывать существующий на некоторых предприятиях, в учреждениях и организациях практикой. Между тем, иногда следователи и прокуроры, не знакомясь с уставами, инструкциями, положениями и другими подзаконными актами, регламентирующими служебное положение работника, трактуют его слишком широко, из кое-где существующей неправильной практики.
Когда определено служебное положение лица, занимающего данную должность, следует выяснить круг прав и обязанностей вытекающих из служебного положения, должности. Эти обязанности, как правило закреплены в соответствующих актах. Это могут быть уставы, положения, а может быть приказ и договор. Судебной практике известны случаи, когда служебное положение неправильно трактуется, слишком широко и включает в себя такие действия, которые никому не дозволены или могут разрешаться законом лишь в особых обстоятельствах.
Вывод следует сделать такой. Общественно опасное действие или бездействие в должностном преступлении должно находится либо в непосредственной связи со служебной компетенцией должностного лица или выполняемых им определенных функций в сфере служебной деятельности, либо совершаться хотя и вне служебной деятельности, но исключительно благодаря служебному положению.
Судебная практика твердо стоит на той позиции, что общественно опасные действия лица, совершенных вне связи с его должностным положением и не благодаря его служебному положению, не могут классифицироваться как должностное преступление.
2) Причинение существенного вреда
Этот признак должностного преступления относится к категории оценочных, и поэтому при установлении его содержания допускаются определенные отклонения.
Первое, на что необходимо обратить внимание, - это то, что существенный вред может наносится всем сферам деятельности, как учреждений, предприятий, организаций так и деятельности граждан. Не следует, как это иногда допускается, отождествлять понятие существенного вреда с причинением значительного по своему размеру и характеру материального ущерба и требовать его выражения в деньгах. Материальный ущерб - лишь один из частых случаев последствий должностного преступления.
Анализ материалов судебной практики показывает, что существенный вред как последствие должностного преступления может выражаться в подрыве престижа государственной власти и управления; создание обстановки, при которой организации, учреждения и предприятия перестают выполнять полностью или частично функции, для выполнения которых оно создано; в нарушении охраняемых законом политических, трудовых, имущественных и личных прав и интересов граждан.
Причинение существенного вреда правам и интересам граждан может выразится, например в пренебрежительном отношении к разрешению жалоб, проявления в этом деле волокиты, бюрократизма. О причинении вреда здоровью граждан вследствие нарушения противоэпидемии и санитарно гигиенических правил, установленных в целях предотвращения острых кишечно-желудочных и инфекционных заболеваний и т.д.
При установлении существенного вреда важное значение имеют обстоятельства, такие как например, систематичность и длительность должностного преступления. В частности - какой вред признают существенным.
Этот вопрос решается в конечном счете в зависимости от конкретных особенностей уголовного дела с учетом всех обстоятельств в их совокупности.
Так, например, на практике вред считается существенным, когда халатность должностного лица привела к созданию обстановки, позволившей антиобщественным элементам совершить хищение государственного или общественного имущества, заниматься взяточничеством или совершать иные преступления.
Что же касается решения вопроса о непосредственном материальном ущербе в денежном исчислении, то в ст. 164 ч.3 указано «существенный вред, если он заключается в причинении материального ущерба, считается вред, который в 5-
7 раз превышает необлагаемые налогом минимальные доходы граждан, а тяжкими последствиями при тех же условиях, считается вред, который в 25 и 2 раза превышает не облагаемый налогом минимальный доход граждан ».
3) государственные и общественные интересы.
Содержащийся термин « государственные и общественные интересы »; которым наносится вред должностными преступлениями, представлен достаточно широким.
Содержание его судя по судебной практике весьма велико.
Берутся во внимание как интересы в пределах конкретного подразделения - отдела, сектора, участка производства и т.п., так и в масштабах целой отрасли и даже всей страны. По нашему мнению, как правило, следует иметь в виду интересы того учреждения, предприятия или объединения, отрасли, в которой служит должностное лицо. Например, интересы торгового предприятия, производственного объединения, министерства и т.д. Деятельности конкретного учреждения, предприятия или организации можно причинить материальный или нематериальный (политический, моральный) вред.
Можно выделить следующие формы преступных последствий, наносящих вред государственным или общественным интересам. Это: а) нарушение правил работы учреждения, или предприятия; б) причинению предприятию, учреждению имущественного ущерба; в) нарушение общественного порядка; г) подрыв престижа представителей власти; д) затруднение государственного органа осуществлять возложенные на него функции.
Если должностное лицо совершает действие входящее в компетенцию других должностных лица того же ведомства, то причиняется вред интересам данного учреждения. Когда должностное лицо совершает действия, входящие в компетенцию др. должностного лица, другого ведомства, тогда причиняет вред интересам этого ведомства и иногда интересам учреждения в котором работает виновный.
Особо следует отметить возможности причинения вреда общественному порядку.
Субъектами наиболее часто являются представители власти ОВД, когда представитель власти (работник милиции превышает свои полномочия в общественном месте, например путем насилия над гражданами, применяя оружие, нанесение оскорблений, он безусловно нарушает общественный порядок). Однако в силу того, что должностное лицо совершает указанные действия в связи с предоставленными ему полномочиями и лишь благодаря занимаемой должности, они рассматриваются как должностные преступления, хотя имеют своим последствием наряду с нарушением деятельности компетентных органов власти или учреждения нарушение общественного порядка.
4) Охраняемые законом права и интересы отдельных граждан.
Вред правам и интересам граждан может быть материальным и нематериальным. В зависимости от характера непосредственного объекта, которым причиняется вред, возможно сочетание материального и нематериального вреда интересам и правим граждан, (вред здоровью, выразившийся, например, в истязании, причинении тяжких телесных повреждений - последствия материального характера, оскорбление личного достоинства потерпевшего - действие нематериального характера). Во всех случаях это должны быть охраняемые законом, а равно иными нормативными актами, права и интересы граждан.
Широкий комплекс прав и свобод граждан провозглашается конституцией
Украины. Охрана интересов граждан предполагает охрану политических, жилищных, трудовых и т.д. интересов, а также их здоровье, свободы, достоинства и т.п. Причем особо тяжкой формой нарушения прав и интересов граждан является причинение вреда их здоровью, человеческому достоинству, ибо по своей природе такой вред невозможен.
Здесь необходимо сказать, что когда на первый взгляд причинен вред только гражданину, это преступление всегда нарушает правильную деятельность того или иного учреждения или организации, т.е. одновременно с нарушением охраняемых законом прав и интересов граждан, нарушаются и интересы государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать