Должностные преступления
p> По поводу основного содержания указанных в законе функций должностного лица в уголовно-правовой литературе высказаны примерно совпадающие точки зрения. Большинство авторов полагают, что под организационно-распорядительными обязанностями следует понимать обязанности связанные с непосредственным управлением людьми, участком работы, производственным процессом (через других лиц), эти обязанности связаны с общей организацией работы данного объекта или участка с подбором и расстановкой кадров, с правом найма и увольнения, с планированием, руководством и обеспечением выполнения плана. К этой категории должностных лиц относятся. Например, хозяйственные руководители предприятий, учреждений, их замы, начальники отделов, участков, цехов, бригадиры, старшие инженеры и мастера при условии руководства другими работниками.

Под административно-хозяйственными обязанностями обычно понимают обязанности, связанные с непосредственным распоряжением и управлением государственным или общественным имуществом, организацией отгрузки, получение и отпуск товаров, материальных ценностей и контроль за этим, реализацией товаров в торговую сеть, ответственные за хранение материальных ценностей, получение и выдача денежных средств и документов и др.

Из указаний уголовного закона на характер функций, которые присущи должностным лицам, и из того, как они расписаны в литературе, следует, что наиболее четко можно узнать вопрос об отношении того или иного работника государственного аппарата к числу должностных лиц тогда, когда он выполняет в силу занимаемой должности управленческих функций, т.е. руководит работой подчиненных ему лиц, организует их работу, ведет определенные участки работ и другое.

ОТЛИЧИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОТ ДРУГИХ СОСТАВОВ
Наибольшую сложность представляют вопросы квалификации и разграничения должностных преступлений от других составов, например, замаскированных хищений, совершаемых в сочетании со злоупотреблением служебным положением
(ст.165), получение взятки (ст.168).

Рассмотрим узловые вопросы этой многогранной темы, имеющей большое практическое значение.

Итак, хищение и злоупотребление служебным положением.
Предположим что у материально ответственного, к тому же должностного лица обнаружена недостача. Наиболее распространенные причины недостачи хорошо известны. Это хищения, злоупотребление, халатность, похищение посторонним лицом, ошибка в учете.
Недостающих признаков рассматриваемых составов преступлений - хищения и должностного преступления не так уж много. Очевидно, прежде всего следует выяснить, изымались ли безвозмездно материальные ценности из фондов предприятия, учреждения, организации данным лицом, а если изымались, то с какой целью, каким способом, что при этом использовалось и по чему, не преследовалась ли цель обратить имущество в свою пользу или в пользу других лиц, чем руководствовался виновный, каковы были мотивы его действий и т.д. Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо установить общие признаки хищения (они определяются общим понятием последнего) либо, напротив, исключить их. Именно они выступают в качестве видовых.
Если хищение имело место, то следует выяснить, в какой конкретно форме оно совершено (в данном случае - путем растраты, присвоения, злоупотребления служебным положением). Затем надо перейти к разграничительным признакам внутри данного вида преступлений, относящегося к способу посягательства (не исключено, что используется одновременно несколько способов), определяя одну и ту же форму хищения и несколько форм, относящихся к действиям одного лица или группы лиц.

Получив отрицательные ответы на указанные вопросы, уместно сосредоточить внимание на том, не скрывалось ли виновным недостача, не преследовалась ли при этом какая- либо другая цель или корысть , чьи интересы были при этом нарушены причинен ли существенный вред правоохраняемым интересам ( государства , коллективной организации , граждан ) , т.е. нет ли в содеянном общих признаков должностного злоупотребления . Наконец , при отрицательных ответах и на эти вопросы, следует установить, нет ли в совершенном признаков преступления, предусмотренного ст.167 Уголовного кодекса, т.е. не допускало ли данное лицо каких - либо нарушений во время хранения материальных ценностей из-за своей халатности. Если отсутствуют и эти признаки, то состава преступления нет вообще. При этом не исключено, что недостача образовалась в результате ошибки в учете, отчетности, хищения материальных ценностей другими лицами и т.п.

При выдвижении версий о причинах недостачи ход наших рассуждений основывался на отборе общих признаков относящихся к различным преступлениям, в данном случае к отдельным видам хищений, злоупотреблению, халатности. При этом не исключено совпадение почти всех элементов состава фактически только двух преступлений - хищения путем злоупотребления и корыстного злоупотребления. Основным критерием их разграничения является цель действий и средства ее достижения, а также специфика самой корысти.

Хищение путем злоупотребления служебным положением условно можно рассматривать в качестве вида корыстного должностного преступления (специального состава) связанного с обращением, присвоением государственного, коллективного имущества в свою пользу или в пользу других лиц, который
(вид) давно приобрел самостоятельность и относится к числу преступлений против собственности. Формула злоупотребления служебным положение, которая содержится в ст.165 УК Украины, является общей не только для ряда других должностных преступлений, посягающих на нормальную деятельность государственного, коллективного аппарата (родовой объект), но и для специальных составов, содержащихся в других главах УК (преступления против правосудия, хозяйственные и др.), а также для рассматриваемого. Однако в данном случае злоупотребление служебным положением является способом хищения и поэтому не нуждается в дополнительной квалификации по ст.165 УК, хотя при этом и нарушается нормальная работа государственных и других учреждений, предприятий, организаций и им причиняется вред, однако последний отодвигается на последний план, утрачивая самостоятельное значение.

В отличии от хищения при злоупотреблении служебным положением корысть заключается в стремлении виновного извлечь выгоду материального, имущественного характера иным путем, например, за счет незаконного освобождения от уплаты денежных средств или иного расходования своего имущества, получение иной выгоды материального порядка без непосредственного изъятия имущества из соответствующих фондов и преследования присущей хищению специфической цели, о которой уже упоминалось.

Особую сложность представляет собой отграничение хищений от злоупотребления служебным положением, связанного с так называемым временным позаимствованием (использованием) государственного, коллективного имущества, которое может выражаться в пользовании вещами на протяжении какого-то времени, передаче товара в долг или без своевременного оформления денежной операции, в использовании средств в возвратом и т.п.
Иначе говоря, здесь имеет место незаконное распоряжение должностным лицом вверенным ему имуществом без его хищения, т.е. обращения в свою пользу или в пользу других лиц. Отсутствует такой признак, как безвозмездность.

Следует отметить, что такими действиями нередко прикрываются ранее совершенные хищения, например, похищенное имущество в натуре возвращается на место при обнаружении факта хищения или в связи с опасностью разоблачения в ходе инвентаризации материальных ценностей.
Судебная практика свидетельствует о том, что иногда материально ответственные лица передают друг другу материальные ценности (или документы, якобы подтверждающие это) в долг для перекрытия недостачи, образовавшейся в силу различных причин в том числе в результате хищения.
Такое временное позаимствование при наличии предварительного сговора между участниками преступной комбинации в отдельных случаях может представлять собой соучастие в хищении в форме пособничества либо заранее не обещанное укрывательство (ст186) при отсутствии признаков злоупотребления.

Передача материальных ценностей или выписка бестоварных накладных с переброской наличных денег (например, из одного магазина в другой) иногда осуществляется должностными лицами для сокрытия образовавшейся недостачи и вне совершения хищений. В последующем деньги
(материальные ценности) возвращаются по принадлежности, а документы
«прикрытия» уничтожаются. Такого рода действия, причиняющие существенный вред государственным и коллективным интересам, дают основания для привлечения к уголовной ответственности за злоупотребление служебным положением (естественно, при наличии всех остальных признаков состава этого преступления).

Временное позаимствование в виде использования имущества не по назначению, совершенное лицом не являющимся должностным, квалифицируется по ст. 87 УК (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения).

Пользуясь своим служебным положением, должностное лицо иногда передает вверенное ему или находящееся в его ведении имущество
(деньги) другим лицам в ложно понятых интересах государства, коллектива и т.д. Например, за счет таких средств незаконно возмещаются затраты, понесенные исполнителями тех или иных служебных функций, обязанностей и т.д. При этом сам виновный не получает какой-либо выгоды, действует зачастую как бы бескорыстно. Однако в одних случаях отсутствие личной заинтересованности корысти должностного лица, передавшего имущество в пользу другого лица, представляет собой хищение этого имущества по предварительному сговору группой лиц или соучастие в хищении, а в других
(при наличии иной личной заинтересованности) - злоупотребление служебным положением. Правильность квалификации таких действий зависит во-первых, от того связана ли передача имущества с его обращением в пользу другого лица именно из корыстных соображений (преследование такой цели), или она не преследовала цели похищения, и, во-вторых, от характера сговора (если он имел место). Различные коммерческие сделки, осуществляемые в обход закона, зачастую носят характер злоупотребления служебным положением, иных преступлений, в частности, получения взятки (ст. 168), незаконных операций с валютными ценностями (ст.80) и других.

Умышленное незаконное получение должностным лицом государственных и коллективных средств под видом премий, надбавок к заработной плате, незаконно начисленных премий, пенсий и других выплат путем совершенного с этой целью злоупотребления служебным положением должно квалифицироваться как хищение. При отсутствии такой цели содеянное может представлять собой должностное или хозяйственное преступление.

Обращение в свою пользу государственных или коллективных средств по заведомо фиктивным трудовым соглашениям или иным договорам, под видом заработной платы за работу, услуги, которые фактически не выполнялись или были выполнены не в полном объеме, осуществленное по сговору между должностным лицом и другими лицами, заключившими с ними фиктивную сделку, должно квалифицироваться как хищение по предварительному сговору группой лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать