Должностные преступления
p> Получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения должностным лицом хотя бы части материальных ценностей или выгод независимо от того, были ли совершены действия в интересах взяткодателя.
Ответственность за получение взятки наступает и тогда, когда должностное лицо, приняв материальное вознаграждение, отказалось выполнить ранее обусловленные действия по службе или вообще не имело намерение их выполнять.

Получение должностным лицом незаконного вознаграждения от подчиненных или подконтрольных лиц за покровительство или попустительство, решения в их пользу вопросов, входящих в его компетенцию, оценивается как получение взятки ( абз.2 п.3 названного постановления ).

Для состава преступления не имеет значения, была принята взятка до или после выполнения или не выполнения должностным лицом определенного деяния по службе. Получению вознаграждения, в одних случаях, может предшествовать договоренность между взяткодателем и взяткополучателями о совершении или вознаграждении от совершения действий по службе ( взятка- подкуп ), в иных-действия должностного лица предварительной договоренностью о материальном вознаграждении могут быть не обусловлены ( взятка- вознаграждение ).И в первом, и во втором случаях будет иметь место получение взятки.

Взятка может быть получена должностным лицом за совершение как правомерного, так и противоправного деяния по службе. Если получение взятки связано с должностным противоправным деянием должностного лица ,образующего самостоятельный состав состав преступления (например, злоупотребление служебным положением, служебный подлог, вынесение судьями заведомо неправосудного приговора), ответственность наступает не только за получение взятки, но и за преступление, совершенное им (см. абз.2 п. 4 постановления).

Понятие «интересы дающего взятку» включают в себя не только личные интересы взяткодателя , но и близких ему лиц, а также ложно понятые интересы той или иной организации, с которой он связан по службе.

Получение взятки всегда совершается с прямым умыслом. Должностное лицо сознает, что оно незаконно получает материальную выгоду от другого лица за совершение определенных деяний по службе, и желает получить такое вознаграждение.

Умыслом лица, получившего взятку, охватывается и то, что лицо, передавшее ему ценности, знает, что оно дало тем самым взятку. Поэтому действия должностного лица, получившего материальные ценности от другого лица путем обмана, должны квалифицироваться не как получение взятки, а как злоупотребление служебным положением и мошенничество ( см.. абз.3 п.20 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 25.12.92г.№12 « О судебной практике по делам о корыстных преступлениях против частной собственности //
Бюллетень... с-117 ).

Действия должностного лица, которое, получая деньги или иные ценности будто бы для передачи другому лицу в качестве взятки, имело намерение не передавать их, а присвоить, следует квалифицировать не по ст.
168, а по соответствующим частям ст. 143 и 165 как мошенничество и злоупотребление властью или служебным положением, а при наличии для этого оснований- и по соответствующим частям ст.19, 17 и 170 ( подстрекательство к покушению на дачу взятки ) ( абз.2 п.10 постановления Пленума Верховного
Суда Украины от 7.10.1994г. № 12 // Бюллетень... с.152-153).

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо ( см. пп.6-8 комментария к ст. 164). Субъектом этого преступления следует признавать и тех должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, которые в силу своего служебного положения и выполняемых ими служебных обязанностей могли бы предпринять меры к совершению иным должностными лицами действий, желаемых для взяткодателя.

Работники предприятий, учреждений и организаций, которые не являются должностными лицами, но получают ту или иную плату за услуги профессионально-производственного характера путем злоупотребления доверием, оказанным им по службе, с причинением имущественного ущерба таким предприятиям, учреждениям или организациям, должны отвечать по ст.87.

Однако следует иметь ввиду, что получение работником, который не является должностным лицом , путем вымогательства незаконного вознаграждения от граждан до выполнения работ или оказания услуг в сфере обслуживания населения, входящих в круг его служебных обязанностей, квалифицируется по ст.155.

В ч.II ст.168 обстоятельствам, отягчающим это нарушение, отнесено получение взятки в среднем размере, или должностным лицом , занимающим ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или соединенное с вымогательством взятки.

Понятие ‘крупный размер’ получаемой взятки дано в ч.4 ст.164. Крупным размером считается такой, который в 2,5 и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан.

Под должностным лицом , занимающим ответственное положение говорится в ч.II ст.164.Следует понимать должностных лиц , указанных в ч.I ст. 164, должности которых в соответствии со ст.25 Закона Украины ‘О государственной службе’ отнесены с третьей, четвертой, пятой, шестой категориям ( это, в частности , должности заместителей руководителей структурного подразделения, заведующих секторами, заместителей Постоянного Представителя
Президента Украины в Автономной Республике Крым, заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских администраций, представителей Президента Украины в районах городов Киева и Севастополя, начальников управлений , самостоятельных органов в составе министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти , заместителей начальников управлений ,самостоятельных отделов(подотделов) министерств и других центральных органов государственной власти, руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевского и
Севастопольскому городских государственных администраций, руководителей управлений, отделов, служб областных, районных, районов в городах Киеве и
Севастополе государственных администраций , а также судьи , прокуроры и следователи.

Под получением взятки по предварительному сговору лиц следует понимать такое совершение этого преступления , в котором участвовало два и более должностных лиц, заранее договорившихся о совместном его совершении. Оно будет в наличии только тогда , когда его участники (должностные лица) действовали как исполнители преступления. Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору , если в совершении преступления принимали участие два и более должностных лица, договорившихся о совместном получении взятки как до, так и после поступлении предложения о даче взятки, но до ее получения.

Соисполнителями следует считать должностных лиц , получающих взятку за выполнение или ненадлежащее выполнение действий , которые каждый из них мог и должен был выполнить с использованием служебного положения. Для квалификации получения взятки , как совершенного группой лиц по предварительному сговору, не имеет значения, как были распределены доли между соисполнителями, все ли они должны были выполнять или не выполнять обусловленные с тем, кто дал взятку, действия, сознавал ли тот, кто давал взятку, что в получении взятки принимает участие несколько должностных лиц
.Преступление считается оконченным с момента, когда взятку принял хотя бы один из соучастников.

...Должностное лицо , получившее взятку без предварительного сговора с другим лицом , но после этого передавшего ему часть полученного в качестве взятки, несет ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки(п.17 постановления Пленума Верховного Суда Украины от.7.10.1994
N12).

Под повторным получением взятки следует прежде всего понимать получение ее данным лицом не менее двух раз, если при этом не истек сроку давности привлечения к уголовной ответственности, а в случаях судимости лица последняя не была наложена или снята в установленном законом порядке.
Получение должностным лицом в несколько приемов одной взятки за выполнение или не выполнение обусловленных с тем, кто дает взятку, действий, следует рассматривать как продолжаемое преступление. Квалифицировать в таких случаях действия по признаку повторности нельзя.
Следует иметь ввиду, что в соответствии с ч.5 ст. 164 преступление получения взятки признается повторным не только тогда, когда оно совершено лицом, ранее совершившим такое же преступление, но и тогда, когда виновным ранее было совершено преступление, предусмотренное ст. 169 или ст. 170. Для признания повторности не имеет значения, было ли лицо, получившее взятку, осуждено за ранее совершенные преступления, предусмотренные статьями
168,169,170.

Если лицо получившее взятку, ранее совершило посредничество во взяточничестве или дачу взятки и не было за это судимо, оно должно отвечать по ч.2 ст.168 и по соответствующей части ст.168 или ( и ) 170 ( естественно
, если не истечет срок давности привлечения к уголовной ответственности ) .

В ст.2 постановления Верховного совета Украины от 11.07.95 « ЯО порядке введения в действие Закона Украины» « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности должностных лиц» сказано : « Установить, что лица, осужденные до введения в действие этого Закона по частям вторым статей 168,169 и 170 за неоднократное получение взятки и частей третьей статьи
168 УК Украины по признаку предыдущей судимости за взяточничество считаются осужденными за совершение таких преступлений повторно» .

Вымогательством взятки признается требование должностным лицом совершения или не совершения, с использованием власти или служебного положения, действий , которые могут причинить вред правам или законным интересам дающего взятку или умышленное сознание должностным лицом действий, при которых лицо вынуждено дать взятку с целью предупреждения вредных последствий в отношении своих прав и законных интересов ( см. ч.6 ст.164).

В случаях, когда лицо, у которого вымогали взятку, несмотря на совершение относительно его действий, направленных на то ,чтобы принудить его дать взятку , по тем или иным причинам взятку не дало, действия должностного лица, вымогающего взятку, в зависимости от конкретных обстоятельств дела надлежит квалифицировать как приготовление к получению взятки путем вымогательства или покушение на совершение этого преступления
( абз.2 п.19 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 7.10.1994 г.
№12 « О судебной практике по делам о взяточничестве» /Бюллетень...- С 156/
.

Под интересами взяткодателя следует понимать законные интересы лица , у которого вымогается взятка . Поэтому требования должностного лица о материальном вознаграждении за совершенное деяние по службе , направленное на удовлетворение противозаконных интересов взяткодателя, не может рассматриваться как вымогательство взятки . Вымогательство взятки не будет, если относительно взяткодателя имело место со стороны должностного лица только простое предложение дать взятку .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать