Категория иммунитета по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации

Статья 464. Отказ в выдаче лица.

1. Выдача лица не допускается, если:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

2. В выдаче лица может быть отказано, если:

1) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;

2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;

3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;

4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

3. Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.


Комментарий:

1. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи сформулирован на основе положений ч. 1 ст. 61 Конституции и п. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче 1957 года", согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству. Данное положение присуще законодательству большинства зарубежных государств.

2. Гражданство определяется в момент принятия решения о выдаче.

3. Российская Федерация в соответствии с оговорками к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., утвержденными п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ, оставила за собой право отказывать в выдаче дополнительно по следующим основаниям:

- если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (ВВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291) и в ст. 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Дипломатической вестник. 1998. N 9. С. 13-15). При этом в понятия "чрезвычайный суд" и "порядок упрощенного судопроизводства" не включается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией;

- если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные нормами международных договоров, указанными в предыдущем абзаце;

- исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;

- если выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам России.

4. Пункт 2 ч. 1 настоящей статьи корреспондирует со ст. 3 Европейской конвенции о выдаче 1957 г., которая запрещает выдачу лица, "если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой Стороной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением". В выдаче может быть отказано и в том случае, если имеются существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением в действительности была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.

В ст. 1 Дополнительного протокола 1975 г. к Европейской конвенции о выдаче 1957 г. уточнено, что не считаются политическими преступлениями: а) преступления против человечества, указанные в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г. (ВВС СССР. 1954. N 12. Ст. 244); б) нарушения, указанные в ст. 50 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., ст. 51 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г., ст. 130 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. и ст. 147 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г. (ВВС СССР. 1954. N 12); в) любые сравнимые нарушения законов войны, действующих при вступлении настоящего Протокола в силу, и обычаев войны, существующих на это время, которые еще не предусмотрены вышеупомянутыми положениями Женевских конвенций. Убийство или попытка убийства главы государства или члена его семьи Конвенцией также не рассматривается в качестве политического преступления.

5. Российская Федерация, признавая в целом указанное выше положение Европейской конвенции 1957 г. с учетом ст. 1 Дополнительного протокола при ее ратификации, сделала заявление (п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ), согласно которому Российская Федерация исходит из того понимания, что российское законодательство не содержит понятия "политические преступления". При решении вопроса о выдаче не будут рассматривать в качестве "политических преступлений" или "преступлений, связанных с политическими преступлениями" наряду с преступлениями, указанными в ст. 1 Дополнительного протокола 1975 г. к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., в частности, следующие деяния:

а) преступления против человечества, предусмотренные в ст. II и III Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. (Ведомости СССР. 1979. N 43. Ст. 686) и в ст. 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (ВВС СССР. 1987. N 45. Ст. 747);

б) преступления, предусмотренные в ст. 85 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г., и в ст. 1 и 4 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г. (Ведомости СССР. 1989. N 9. Ст. 225);

в) правонарушения, предусмотренные в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Ведомости СССР. 1971. N 32. Ст. 327), Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. (Ведомости СССР. 1973. N 1. Ст. 2), и Протоколе о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию 1988 г. (Ведомости СССР. 1989. N 10. Ст. 69), дополняющем вышеупомянутую Конвенцию 1971 г.;

г) преступления, предусмотренные в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. (Ведомости СССР. 1976. N 1. Ст. 4);

д) преступления, предусмотренные в Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г. (Ведомости СССР. 1987. N 20. Ст. 266);

е) правонарушения, предусмотренные в Конвенции о физической защите ядерного материала 1980 г. (ВВС СССР. 1987. N 18. Ст. 239);

ж) правонарушения, предусмотренные в Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (Ведомости СССР. 1990. N 42. Ст. 842);

з) иные сравнимые преступления, предусмотренные в многосторонних международных договорах, участником которых является Российская Федерация.

6. При вынесении решения об отказе в выдаче лица на основании п. 2 ст. 2 комментируемой статьи следует исходить из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. запрашиваемое государство может отказать в выдаче лица, требуемого в связи с преступлением, которое в соответствии с ее законом считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, рассматриваемом в качестве ее территории.

7. В остальных случаях, когда преступление было совершено за пределами территории запрашивающего государства, в выдаче может быть отказано только в том случае, если закон запрашиваемого государства не предусматривает судебного преследования за ту же категорию преступлений в случае совершения за пределами территории последней или не допускает выдачи за указанное преступление (ст. 7 Европейской конвенции о выдаче 1957 г.).

8. Пункт 3 ч. 1 комментируемой статьи должен применяться с учетом ст. 9 Конвенции 1957 г. в редакции ст. 2 Дополнительного протокола 1975 г., которая предусматривает, что выдача лица, по делу которого было вынесено окончательное судебное решение в третьем государстве, являющемся участником Конвенции, в связи с преступлением или преступлениями, в отношении которых запрашивается выдача, не производится: a) если вышеупомянутое судебное решение освобождает его от ответственности; б) если срок заключения или другая мера наказания, вынесенная в его отношении: была полностью применена; стала полностью или частично предметом помилования или амнистии; если суд осудил преступника без наложения санкций.

Вместе с тем в упомянутых случаях решение о выдаче может быть принято: a) если преступление, в отношении которого было вынесено судебное решение, было совершено против лица, учреждения или любого субъекта, имеющего государственный статус в запрашивающем государстве; б) если лицо, в отношении которого было вынесено судебное решение, имело государственный статус в запрашивающем государстве; в) если преступление, в отношении которого было вынесено судебное решение, было совершено полностью или частично на территории запрашивающего государства или в месте, рассматриваемом как его территория.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать