Категория иммунитета по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации

Комментарии:

1. Данная статья устанавливает порядок не только возбуждения уголовных дел, как следует из ее названия, но также порядок привлечения в качестве обвиняемых лиц, в ней перечисленных, и порядок изменения обвинения, которое может повлечь ухудшение положения лица.

2. Элементами этого порядка являются:

• принятие соответствующего решения Генеральным прокурором (п. 1, 3-8, 12), исполняющим обязанности Генерального прокурора (п. 2); прокурором субъекта Федерации (п. 9, 11) либо прокурором (в отношении следователя и адвоката) или вышестоящим прокурором — в отношении прокурора (п. 10);

• предварительное получение прокурором перед принятием такого решения заключения особой коллегии из трех судей Верховного Суда РФ (п. 1-4) либо областного, краевого и равного им суда (п. 5, 9), либо судьи районного суда (п. 10), о наличии в деянии соответствующего лица признаков преступления;

• предварительное получение согласия Совета Федерации или Государствен­ной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1), Конституционного Суда РФ (п. 2), соответствующей квалификационной коллегии судей (п. 4-5).

3. Заключение коллегии из трех судей или судьи районного суда о наличии в деянии признаков преступления, о которых говорится в пунктах 1-5, 9, 10 настоя­щей статьи, по своей юридической природе есть не что иное, как разрешение суда на возбуждение уголовного дела либо привлечение лица в качестве обвиняемого или изменение предъявленного обвинения. По смыслу закона заключение должно быть мотивированным, однако, в редакции Кодекса с изменениями, внесенными ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 29 мая 2002 г., ничего не говорится о том, что оно имеет форму определения или постановления. По-видимому, это объясняется стремле­нием законодателя подчеркнуть, что данное заключение судей не является актом правосудия — в противном случае имеет место нарушение состязательного прин­ципа разделения процессуальных функций в части правосудия и уголовного пре­следования (ст. 15). Однако такое решение вопроса не снимает проблемы, по­скольку согласно части 2 комментируемой статьи рассмотрение коллегией судей (судьей районного суда) представления прокурора проводится в судебном заседа­нии. Но в соответствии с п. 50 ст. 5 УПК РФ судебное заседание есть процессуаль­ная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производ­ства по уголовному делу. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1-5, 9 и 10 части 1 настоящей статьи является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела (п. 6 ч. 1 ст. 24).

4. Указанием Генеральной прокуратуры от 10 апреля 1995 года № 23/15 «О по­рядке подготовки материалов для внесения представлений о лишении неприкосно­венности депутатов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Со­брания Российской Федерации» определен порядок подготовки материалов для внесения Генеральным прокурором Российской Федерации представлений о лише­нии неприкосновенности депутатов Совета Федерации и Государственной Думы.

При возникновении необходимости в получении согласия Совета Федерации или Государственной Думы на производство соответствующих процессуальных дей­ствий, следователь или орган дознания направляет надзирающему прокурору соот­ветствующее мотивированное постановление. Надзирающий прокурор, если обра­щение признано им обоснованным, представляет материалы прокурору субъекта Федерации или приравненному к нему прокурору с просьбой о возбуждении перед Генеральным прокурором Российской Федерации ходатайства о внесении пред­ставления. Вместе с проектом представления к ходатайству прилагаются обосно­вывающие его документы (протоколы следственных действий, заключения экспер­тиз и др.).

По уголовным делам и материалам, находящимся в производстве территориаль­ных органов МВД, ФСБ, ФТС России, к ходатайству прилагается также заключение за подписью руководителя следственного подразделения, органа дознания феде­рального министерства, ведомства.

По находящимся в производстве центральных аппаратов МВД, ФСБ, ФТС России уголовным делам и материалам ходатайство перед Генеральным прокурором Рос­сийской Федерации руководителя следственного подразделения, органа дознания направляется вместе с проектом представления через надзирающего заместите­ля Генерального прокурора.

Ходатайства, касающиеся возбуждения уголовного дела в отношении депутата, привлечения его в качестве обвиняемого или заключения под стражу, направляют­ся в Генеральную прокуратуру Российской Федерации вместе с материалами про­верки и уголовным делом.

5. В соответствии с пунктом 9 части 1 настоящей статьи изменен порядок при­влечения к уголовной ответственности депутатов законодательного (представи­тельного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Теперь для возбуждения уголовного дела в отношении депутата или привлечения его в ка­честве обвиняемого достаточно заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федераль­ного значения, суда автономной области и суда автономного округа. В этой связи утратили силу ст. 13, 14 ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части установленного ими запрета на привлечение депутатов этих органов власти к уголовной ответственности, их за­держание, заключение под стражу, проведение в отношение них обыска, а также на передачу уголовного дела в суд без согласия законодательного (представительно­го) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ФЗ от 4 июля 2003 г. № 95 ФЗ).


Статья 449. Задержание.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.


Комментарий:

1. Положения комментируемой статьи следует применять с учетом перечисленных законодательных актов, предусматривающих процессуальный иммунитет (см. комментарий к ст. 447).

2. Задержание члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (кроме случаев задержания на месте преступления) осуществляется только с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ (п. "б" ч. 2 ст. 19 Закона о статусе), а депутата - с согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации (ч. 1 ст. 13 Закона о представительных органах).

3. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления) без согласия прокурора субъекта Федерации (ч. 7 ст. 18 Закона об организации местного самоуправления).

4. В соответствии со ст. 15 Закона о Конституционном Суде судья Конституционного Суда РФ может быть задержан только с согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления. Должностное лицо, произведшее задержание судьи Конституционного Суда на месте преступления, немедленно уведомляет об этом Конституционный Суд РФ, который в течение двадцати четырех часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в даче согласия.

5. Часть 2 ст. 42 Закона о прокуратуре не допускает задержание прокурора и следователя прокуратуры, за исключением случаев задержания их при совершении преступления.

6. Уполномоченный по правам человека не может быть задержан без согласия Государственной Думы (ст. 12 Закона об Уполномоченном по правам человека в РФ). В случае задержания Уполномоченного по правам человека в РФ на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение двадцати четырех часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

7. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть задержан, если указанное действие осуществляется в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ (ч. 1 ст. 3 Закона о гарантиях Президента).

8. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты могут быть задержаны только с согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ст. 29 Закона о Счетной палате).


Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий.

1. Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также обыск (за исключением задержания на месте преступления), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров в отношении лиц, указанных в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, производятся в соответствии со статьей 448 настоящего Кодекса в порядке, установленном главами 13 и 25 настоящего Кодекса.

2. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей.

3. Судебное решение об избрании в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

4. Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать