Категория иммунитета по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации

4. В международном праве существует общее правило, сформулированное в ст. 32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., ст. 45 Конвенции о консуль­ских сношениях 1963 г., ст. 41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст. 31 Кон­венцией о представительстве государств в их отношениях с международными орга­низациями универсального характера 1975 г. и т. д., согласно которому отказ от иммунитета в отношении представителя государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным. Так, Конвенция о привилегиях и имму­нитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. (раздел 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от имму­нитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данно­го специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению право­судия, и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного учреждения.

В статье 3 УПК РФ не урегулирован вопрос об отказе от дипломатического имму­нитета, однако, исходя из названных норм международных договоров Российской Федерации, следует признать, что правоохранительные органы Российской Феде­рации не могут возбудить или обязаны прекратить уголовное дело в отношении лица, пользующегося таким иммунитетом за исключением случаев, когда иностран­ное государство или международная организация дают ясно выраженное согласие на привлечение этого лица к уголовной ответственности.

5. К лицам, обладающим полным свидетельским иммунитетом, принадлежат:

• Сотрудники дипломатических представительств, главы иностранных госу­дарств и правительств, министры иностранных дел, сопровождающие их члены семей, а также представители посылающего государства в специаль­ных миссиях и члены их дипломатического персонала. Дипломатические агенты не обязаны давать показания в качестве свидетелей. В случае согла­сия давать показания дипломаты не обязаны являться в судебные и след­ственные органы. То же относится и к сотрудникам административно-техни­ческого персонала и членам их семей, проживающим вместе с ними и не являющимися российскими гражданами. Главы иностранных государств и правительств, министры иностранных дел, сопровождающие их члены се­мей, а также представители посылающего государства в специальных мис­сиях и члены их дипломатического персонала также могут не давать свиде­тельских показаний.

• Работники консульских учреждений. Если эти лица приравнены по иммуни­тетам к дипломатическим агентам, на них распространяется полный свиде­тельский иммунитет. Однако в ряде консульских конвенций (ст. 18 Кон­сульской конвенции между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии 1965 г., ст. 33 Консульского договора между СССР и КНР 1986 г. и др.) устанавливается, что сотрудник консульства может дать свидетельские показания, хотя и вправе при этом отказаться да­вать показания об обстоятельствах, касающихся служебной деятельности, а также по законодательству представляемого государства. Запрещаются меры по принуждению консульского должностного лица или сотрудника кон­сульства к даче показаний или явке с этой целью в суд, а также привлечение его к ответственности в случае отказа от дачи показаний или уклонения от явки в суд. То же относится к членам семей консульских должностных лиц или сотрудников консульства, если они проживают вместе с ними и не являются российскими гражданами (ст. 29 Консульской конвенции между РФ и Латвий­ской Республикой 1994 г.).

• Сотрудники международных организаций. Свидетельский иммунитет всегда предоставлен им лишь в отношении их служебных обязанностей, в отношении же прочих действий — только в определенных случаях. Например, согласно ст. 12 Устава Организации Черноморского экономического сотрудничества 1998 г. «Генеральный секретарь Организации пользуется такими же привилегиями, им­мунитетами и льготами, которые предоставлены главам дипломатических мис­сий, аккредитованным в Российской Федерации. Заместители и помощники Генерального секретаря пользуются привилегиями, иммунитетами и льготами, предоставленными дипломатическим агентам сопоставимого ранга».

• Представители государств при международных организациях. В Уставе Сове­та Европы 1949 г. сказано, что представители государств — членов в Совете Европы «пользуются на территории Европы такими привилегиями и имму­нитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанно­стей. Эти иммунитеты включают иммунитет для всех представителей в Кон­сультативной Ассамблее в отношении всех юридических процедур на территории всех членов в связи с высказываниями и голосованием в ходе ра­боты Ассамблеи, ее комитетов или комиссий».

• Военные наблюдатели, инспектора и члены летных экипажей. Обычно эти лица пользуются полным свидетельским иммунитетом. В соответствии с приложением II к Конвенции о запрещении разработки, производства, накоп­ления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г., членам инспекционной группы даны те же иммунитеты, что и дипломатическим аген­там.

• Лица из состава Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ. Согласно п. 39 Положения 1996 г. об этих силах, в период прохождения службы эти лица пользуется такими же иммунитетами, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Кон­венцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвен­цией о безопасности ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ 1992 г.

• Иностранные граждане по отдельным соглашениям. Свидетельский иммуни­тет определяется для этих лиц содержанием конкретных соглашений. Напри­мер, ст. IX Соглашения между РФ и США относительно безопасных и надежных мер перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распрост­ранения оружия 1992 г. государственным служащим США, находящимся на территории РФ для осуществления деятельности, связанной с Соглашением, предоставляются те же иммунитеты, которые имеет административно-техни­ческий персонал на основании Конвенции о дипломатических сношениях 1961г.

Частичным свидетельским иммунитетом пользуются:

• Отдельные категории сотрудников дипломатических представительств:

А) Члены административно-технического и обслуживающего персонала дип­ломатического представительства, если они являются российскими гражда­нами или постоянно проживают в Российской федерации.

Б) Члены обслуживающего персонала дипломатических представительств, за исключением лиц, которым такая привилегия в Российской Федерации пре­доставлена на основе взаимности.

• Сотрудники консульских представительств, которые не приравнены к дипло­матическим агентам. Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Во всех прочих случаях работники консульского учреждения не вправе отказываться давать показания. Но если консульское должностное лицо отказывается давать показания, никакие меры принуждения или наказа­ния к нему применены быть не могут.

• Члены административно-технического и обслуживающего персонала спе­циальных миссий, сотрудники международных организаций. Эти лица обычно пользуются лишь частичным свидетельским иммунитетом, кроме тех случаев, когда они приравниваются к дипломатическим агентам.

6.Помещения, занимаемые представительствами иностранных государств жилые помещения членов дипломатического персонала, имущество, находящееся у них, и средства перемещения неприкосновенны. Доступ в эти помещения, в частности, с целью проведения обыска, выемки, задержания и ареста, наложения ареста на имущество правомерны только с согласия главы представительства или лица, его заменяющего, причем такое согласие испрашивается только через Министерство иностранных дел РФ. На основе взаимности этот режим распространяется также на жилые помещения, занимаемые сотрудниками административно-технического и обслуживающего персонала представительств и членами их семей, которые про­живают совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Российской Федерации или не проживают здесь постоянно. Обыск, выемка и арест в упомянутых помещениях проводятся с участием прокурора и в присутствии представителя министерства иностранных дел соответствующего го­сударства.

Однако круг представительств и частных резиденций, освобожденных от обысков и выемок, не ограничивается лишь дипломатическими помещениями. Доступ и при­нудительные действия без получения соответствующего разрешения запрещены также в отношении помещений и имущества:

• консульских представительств и частных резиденций их сотрудников (ст. 31 Конвенции 1963 г., ст. 21 Положения 1966 г.); специальных миссий (ст. 25, 30 Конвенции 1969 г.);

• международных организаций (раздел 5 Конвенции о привилегиях и имму­нитетах специализированных учреждений 1947 г., ст. V и VI Конвенции о право­вом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества 1980 г. и т. д.);

• представительств государств при международных организациях (ст. 23 Кон­венции 1975 г.);

• групп наблюдателей, инспекторов и членов летных экипажей (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химичес­кого оружия и его уничтожении 1993 г., Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1996 г. и др.);

Не только обыск или выемка не могут производиться в отношении учреждений и лиц, пользующихся неприкосновенностью. Согласно ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. помещения дипломатического представитель­ства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, средства пе­редвижения представительства пользуются иммунитетом также от реквизиции, ареста и исполнительных действий. Архивы, документы и официальная переписка дипломатических и консульских представительств неприкосновенны. Дипломати­ческая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Аналогичные положения содержатся в ст. 25 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст. 31 Венской кон­венции о консульских сношениях 1963 г. и т. д.

7. О том, то лицо пользуется дипломатическим иммунитетом, может свидетель­ствовать наличие у него дипломатического паспорта, а также выданной МИД РФ дипломатической карточки установленного образца, служебной карточки или слу­жебного удостоверения с соответствующим штампом.

8. В случае если лицо, обладающее дипломатическим иммунитетом, заявляет о со­вершении в отношении него преступления, то сам по себе этот факт еще не означает получения надлежащего согласия на проведение с участием данного лица всех необ­ходимых процессуальных действий. Если через Министерство иностранных дел РФ не получено надлежащее согласие на проведение процессуальных действий в отно­шении дипломата, необходимо провести без его участия неотложные и другие след­ственные действия, которые не затрагивают дипломатического иммунитета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать