Категория иммунитета по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации

1. без просьбы обвиняемого недопустимы:  а) повторные допросы в целях добиться от него изменения ранее данных показаний (например, по мнению следователя, ложных);  б) другие следственные действия, в которых требуется дача показаний обвиняемого, отказавшегося от дачи показаний на первом допросе (например, проверка его показаний на месте, опознание самим обвиняемым);

2. запрещаются необоснованные вызовы обвиняемого (например, находящегося на подписке о невыезде);

3. сам обвиняемый имеет право на дачу показаний в любой момент.  Просьба обвиняемого о повторном допросе может быть заявлена в любое время и подлежит удовлетворению вне зависимости от его согласия или отказа дать показания на первом допросе.  Просьба обвиняемого о своем допросе рассматривается по правилам ст. 159 УПК;

4. допрос по новому или измененному обвинению проводится без просьбы обвиняемого.

 

Глава 24.  Осмотр.  Освидетельствование.  Следственный эксперимент.

Статья 177. Порядок производства осмотра.

5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.  Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

 

Комментарии:

Особый порядок осмотра установлен для осмотра жилища, неприкосновенность которого обеспечивается конституционным требованием (ст. 25 Конституции РФ).

Для осмотра жилища требуется согласие проживающих в нем лиц.  Это согласие может быть получено до осмотра письменно или устно.  Устное согласие должно быть отражено в протоколе осмотра.  При согласии осмотр жилища производится в общем порядке.

Осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц является разновидностью принудительного следственного осмотра.  Он производится по судебному решению, получаемому в порядке ст. 165 УПК РФ.  Представляется, что, принимая в судебном заседании (ч. 2-4 ст. 165 УПК РФ) решение о производстве осмотра жилища против воли проживающих в нем лиц, суд должен основываться, прежде всего, на представленных ему органами предварительного расследования доказательствах.

В неотложных ситуациях осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц может быть произведен и без судебного решения и санкции прокурора в порядке ч. 5 ст. 165 УПК.  При этом для принятия следователем (дознавателем, органом дознания) решения о неотложном проведении такого осмотра жилища могут использоваться не только доказательства, но и иные данные, в том числе:  материалы доследственной проверки, результаты непосредственного восприятия им сопутствующих обстоятельств (например, факта отказа проживающих лиц впустить его в жилище, угрозы утраты следов преступления и др.), а также следственный опыт.

 

Глава 27.  Производство судебной экспертизы.

Статья 205. Допрос эксперта.

2. Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судебной экспертизы, если они не относятся к предмету данной судебной экспертизы.

 

Комментарии:

Эксперт не может быть допрошен по поводу получения им от лица, в отношении которого он проводил судебную экспертизу, сведений, не относящихся к предмету данной судебной экспертизы.

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.  СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Раздел IX.  Производство в суде первой инстанции.

Глава 34.  Предварительное слушание.

Статья 234. Порядок проведения предварительного слушания.

 

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П, часть восьмая статьи 234 настоящего Кодекса признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку она не исключает возможность допроса лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу документов при условии их согласия на это

8. По ходатайству сторон в качестве свидетелей могут быть допрошены любые лица, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу документов, за исключением лиц, обладающих свидетельским иммунитетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.  ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.

Раздел XVII.  Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Глава 52.  Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

7) следователя;

8) адвоката;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

 

Комментарии:

 

Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц определяется, прежде всего, принципом равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в от­ношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, иму­щественное и должностное положение, место жительства, образование, отношение к религии, убеждения и другие обстоятельства. Однако действие закона по лицам может базироваться не только на принципе равенства, но и на некоторых иных основаниях. Изъятия из этого принципа и, соответственно, различное действие уголовно-процессуального закона по лицам допускаются также в силу ряда публич­но-правовых интересов. Так, должностное положение может обуславливать слу­жебный иммунитет, т. е. особый порядок производства в отношении ряда категорий должностных лиц, включающий необходимость получения разрешений определен­ных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессу­альных действий. Служебный иммунитет означает не приобретение такими лицами личных выгод, а гарантию эффективности выполнения ими важнейших государ­ственных и общественных функций. Своим юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы — независимости судей, разделения властей и др.

Служебный иммунитет для различных категорий лиц имеет разный объем и мо­жет распространять свое действие на различные правовые отрасли. В соответствии с настоящей статьей служебный иммунитет предоставлен названным в ней лицам (некоторым, таким, как следователи, адвокаты, впервые) в части особого порядка производства по уголовным делам. Этот порядок в большинстве случаев расширя­ет, а для отдельных категорий лиц — несколько сужает объем служебного иммуните­та в уголовном судопроизводстве по сравнению с ранее действовавшими законода­тельными актами. При этом следует учитывать, что согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ от 18 декабря 2001 г. «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» все федеральные за­коны и иные нормативные правовые акты, связанные с уголовным судопроизвод­ством, применяются лишь в части, не противоречащей новому УПК РФ.


Статья 448. Возбуждение уголовного дела.

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

6. Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения лица, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого.

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Генерального прокурора Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Генеральный прокурор Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать