Категория иммунитета по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации

С медицинской точки зрения иммунитет – это (от лат. immunitas - освобождение, избавление от чего-либо) невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам антигенной природы, несущим чужеродную генетическую информацию. Наиболее частым проявлением иммунитета является невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.  Неповрежденная кожа и слизистые оболочки являются барьером для большинства микробов, так как обладают бактерицидными свойствами. Предполагается, что эти свойства кожи обусловлены главным образом молочной и жирными кислотами, выделяемыми потовыми и сальными железами. Молочная кислота и жирные кислоты вызывают гибель большинства патогенных бактерий. Например, возбудители брюшного тифа погибают через 15 мин контакта со здоровой кожей человека. Столь же губительно на бактерии и патогенные грибы действуют: отделяемое наружного слухового прохода, смегма, лизоцим, содержащийся в отделяемом многих слизистых оболочек, муцин, покрывающий слизистые оболочки, соляная кислота, ферменты и жёлчь в пищеварительном тракте. Слизистые оболочки некоторых органов обладают способностью механически удалять попадающие на них частицы. Например, движения ресничек эпителия слизистой оболочки способствуют удалению из дыхательных путей бактерий, частиц пыли и пр. Внутренняя среда организма млекопитающих в нормальных условиях стерильна.[3]

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Раздел I.  Основные положения.

Глава 1.  Уголовно-процессуальное законодательство.

Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации.

 

Комментарии:

1. Иностранный гражданин — лицо, обладающее гражданством иностранного го­сударства и не имеющее гражданства Российской Федерации; лицо без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства (ст. 11 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Рос­сийской Федерации»).

2. В части первой комментируемой статьи буквально говорится лишь о примене­нии норм УПК в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, подо­зреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в России. Однако реаль­ное содержание данной нормы много шире. Как правило, по российскому закону процессуальные действия проводятся в отношении иностранцев и лиц без граждан­ства, даже если они являются не обвиняемыми и подозреваемыми, а другими учас­тниками уголовного судопроизводства (потерпевшими, свидетелями и т. д.). Кроме того, из содержания данной нормы (скорее всего, благодаря неправильно постав­ленной запятой) следует, что речь идет о лицах, совершивших преступления «на тер­ритории Российской Федерации». Однако в ряде случаев действие российского уголовно-процессуального закона распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства и тогда, когда они совершили преступление не на российской тер­ритории. В законодательстве и судебной практике многих государств, в т. ч. России (ч. 3 ст. 12 УК), признается принцип защиты и безопасности, согласно которому го­сударство вправе привлечь к уголовной ответственности на своей территории и по своим законам любое лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступ­ления против его интересов или интересов его граждан вне территории данного го­сударства. Кроме того, экстерриториальная юрисдикция может осуществляться также в силу принципа универсальности, согласно которому юрисдикция государ­ства на основе международного права, распространяется на некоторые преступле­ния, независимо от гражданства подозреваемых или обвиняемых в них лиц и от мест, где они совершены. Это такие преступления как апартеид, терроризм и не­которые другие (Конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него 30 ноября 1973 г., Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 27 января 1977 г. и т. д.).

3. Международное право предусматривает следующие группы лиц, обладающих иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации и правом на личную неприкосновенность:

1) Сотрудники дипломатических представительств. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., главы дипломатических представительств (посол, посланник и поверенный в делах), члены диплома­тического персонала представительств (советники, торговые представители и их заместители, военные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты) и члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются российскими гражданами, пользуются абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации. Такой же иммунитет имеют члены административно-технического персонала представительства и их семьи, если они не являются гражданами России или не проживают в РФ постоянно (ст. 37 Конвенции 1961 г.). Указанные лица пользуются полным иммунитетом от уголовной юрисдикции: они не могут быть привлечены к уголовной ответственности в государстве пребывания, не могут быть арестованы или задержаны, помещение дипломатического пред­ставительства, также как и частная резиденция дипломата, пользуется непри­косновенностью, они не обязаны давать показаний в качестве свидетелей или участвовать в каких-либо других процессуальных действиях при условии, если от иммунитета не откажется аккредитующее (т. е. представляемое ими) госу­дарство. Члены обслуживающего персонала представительства, если они не являются российскими гражданами или не проживают в России постоянно, также пользуются иммунитетом, который, однако, распространяется только на те действия, которые совершены ими при исполнении своих служебных обязанностей. Частные домашние работники в РФ уголовно-процессуальным иммунитетом, как правило, не обладают, но по принципу взаимности в отноше­ниях с конкретным государством дипломатические привилегии и иммунитеты могут быть распространены и на них. Кроме того, личную неприкосновенность имеют дипломатические курьеры (ст. 27 Конвенции о дипломатических сно­шениях, ст. 12,13,18 Положения о дипломатических и консульских представи­тельствах иностранных государств на территории СССР 1966 г.).

2) Главы иностранных государств и правительств, министры иностранных дел, члены их семей; члены специальных миссий. Статья 39 Венской Конвенции о специальных миссиях 1969 г. распространяет иммунитет также на членов се­мей представителей посылающего государства, членов специальных миссий и семей ее дипломатического персонала при следующих условиях: а) если они сопровождают членов специальной миссии; б) если они не являются гражда­нами принимающего государства или не проживают в нем постоянно. Члены семей административно-технического персонала специальной миссии, когда они сопровождают специальную миссию, пользуются иммунитетом, если не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно.

3) Работники консульских учреждений. Обычно к их числу относят: а) главу консульства (генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент, являющиеся руководителями консульства); б) консульских должностных лиц (любое лицо, включая главу консульства, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций); в) консульских служащих (лица, не явля­ющиеся консульскими должностными лицами и выполняющие в консульстве административные или технические функции); г) работники обслуживающе­го персонала. Однако Россия участвует не только в многосторонней Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., но и в двусторонних консульских конвенциях, нормы которой часто расходятся с положениями Конвенции 1963 г. – международно-правовой статус лиц, пользующихся им­мунитетами, может существенно различаться. Например, согласно ст. 1 Кон­венции 1963 г., ст. 1 Консульской конвенции между РФ и Азербайджанской Республикой 1995 г. и ст. 1 Консульской конвенции между РФ и Латвийской Республикой 1994 г., сотрудники консульских учреждений подразделяются на три группы: консульские должностные лица; административно-техничес­кий персонал; обслуживающий персонал. В то же время консульская конвен­ция Консульская конвенция между СССР и Соединенным Королевством Ве­ликобритании и Северной Ирландии 1965 г., между СССР и США 1964 г., Консульская конвенция между СССР и Японией 1966 г. устанавливают только две категории: консульские должностные лица и иные сотрудники учрежде­ния. В соответствии со ст. 1 Консульской конвенции между СССР и США 1964 г., ст. 1 Консульской конвенции между СССР и Французской Республикой 1966 г. к консульским должностным лицам отнесены также стажеры, т.е. лица, прикомандированные к консульскому учреждению для обучения кон­сульской службе. Статья 5 Консульского договора между СССР и ФРГ 1958 г. к числу консульских должностных лиц причисляет «секретарей и референ­тов, уполномоченных на осуществление определенных должностных консульских функций, фамилии которых сообщены в этом качестве государству пребывания консула».

Объем иммунитета сотрудников консульских учреждений, установленный конвен­циями, также различается:

А) Согласно одним конвенциям все консульские должностные лица, а также все работники консульского учреждения — граждане представляемого государ­ства — приравнены в этом отношении к дипломатическим агентам (ст. 18 Консульской конвенции между РФ и Республикой Грузией 1993 г., ст. 14 Кон­сульской конвенции между РФ и Республикой Казахстан 1994 г., ст. 19 Кон­сульской конвенции между СССР и США 1964 г.). Члены семей консульских должностных лиц или сотрудников консульств указанных государств непри­косновенны в той же степени, что и консульские должностные лица или сотрудники консульства, если они проживают вместе с ними и не являются гражданами РФ (ст. 15 Консульской конвенции между СССР и Республикой Боливия 1980 г.).

Б) Другие конвенции предоставляют дипломатический иммунитет только кон­сульским должностным лицам и членам их семей (ст. 18 Консульской конвен­ции между РФ и Азербайджанской Республикой 1995 г., ст. 35 Консульской конвенции между РФ и Украиной 1993 г.). Статья 36 Консульской конвенции между РФ и Украиной 1993 г. гласит, что консульские служащие и работники обслуживающего персонала консульств Украины не подлежат российской юрисдикции лишь в отношении действий, совершаемых ими при выполнении своих служебных обязанностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать